Реализация совместного пилотного проекта «Московское образование: от младенчества до школы» Департамента образования и ЮНЕСКО – безусловно, позитивный шаг в развитии системы дошкольного образования в столице. В этом убежден ректор Московского городского психолого-педагогического университета академик РАО Виталий РУБЦОВ.
– Сегодня в Москве расширилась сеть детских образовательных учреждений, укрепились связи между ними, повысилось качество дошкольного образования. Создание ресурсных центров способствовало накоплению и систематизации педагогического опыта ДОУ. Материалы, созданные ресурсными центрами, становятся доступными для специалистов ДОУ, создается своеобразный ресурс педагогического опыта по самым разным направлениям. Например, важным нашим вкладом в этот банк стала инновационная программа воспитания и развития детей раннего возраста «Первые шаги», созданная в МГППУ. В этой программе обеспечиваются условия для эмоционального комфорта ребенка и его полноценного психического развития на важнейшем его этапе. Сотрудники университета на базе ресурсного центра ДОУ №2523 «Маленькие гении» разрабатывают модульную программу по поддержке интеллектуального развития детей дошкольного возраста и отрабатывают модель сетевого взаимодействия ДОУ. В рамках этого направления отрабатывается и широко внедряется проектная деятельность дошкольников как форма поддержки детской познавательной инициативы.
Проект «Московское образование: от младенчества до школы» стимулировал интенсивный поиск и развитие новых форм педагогической и психологической помощи семьям с маленькими детьми. Благодаря усилиям Департамента образования появились новые формы педагогической работы с маленькими детьми – центры игровой поддержки, семейные детские сады, группы кратковременного пребывания. Все более востребованными становятся информационное обеспечение родителей дошкольников, так, в МГППУ активно работает портал для родителей «Детские психологи – родителям», где в популярной форме осуществляется их психолого-педагогическое просвещение.
Научное сопровождение проекта со стороны ведущих ученых Москвы – еще один важнейший фактор выполнения проекта. Несомненное преимущество проекта заключается при этом в тесной связи ученых и педагогов-практиков, которая была исходно заложена в его концепцию. Но научное сопровождение проекта заключается в данном случае не только в создании оригинальных программ и педагогических технологий, но и в рефлексивном осмыслении и описании богатого, однако стихийного опыта лучших воспитателей. Благодаря этому педагогический опыт лучших педагогов может быть транслирован и становится доступным для разных детских учреждений.
Вместе с тем социальная ситуация развития современного ребенка требует разработки и реализации новых исследовательских программ, направленных на изучение современного детства. Подчеркну, что в рамках проекта неоднократно проводились конференции и «круглые столы», посвященные особенностям современного ребенка. Но системных научных исследований и достоверных научных фактов, в должной полноте описывающих современного ребенка, нет. Эта тема стала поводом для необоснованных утверждений и спекуляций в средствах массовой информации (дети с экстрасенсорными способностями, дети индиго и так далее). Определенный повод к этому дают зарубежные исследования, которые игнорируют специфику возраста детей, в них отчетливо прослеживается стремление показать «невероятные» возможности ребенка в переработке информации уже в первые дни своей жизни.
Позитивистски ориентированная наука фактически не различает специфику психического и физиологического развития ребенка-дошкольника. Эта точка зрения приводит к игнорированию особенностей возраста и стремлению к переносу средств и методов школьного обучения в самые ранние периоды детства. Эта же тенденция распространяется в нашей стране среди родителей во многом благодаря СМИ. Общая тенденция современного детства заключается в том, что взрослые все больше игнорируют специфику дошкольного возраста и его фундаментальное значение для полноценного развития личности детей. Такая тенденция неоправданна и весьма опасна, она приводит к непредсказуемым социально-психологическим последствиям.
Прежде всего наблюдается разрыв между поколениями детей и взрослых, дефицит эмоциональных и содержательных отношений с родителями. Как показывают последние социологические исследования ИСО РАО, родители дошкольников мало интересуются жизнью ребенка в детском саду и не знают детских игр, более 60% родителей проводят досуг с ребенком перед телевизором. В связи с широким внедрением телекоммуникации в повседневную жизнь дошкольников их активная деятельность все более подменяется потреблением информации, исходящей с экрана. Возникает особая потребность в экранной стимуляции, которая блокирует собственную деятельность ребенка.
Повышение ценности «раннего развития» приводит к экспансии прямого обучения, которое понимается как усвоение готовых знаний и умений без формирования адекватной им деятельности ребенка.
Сегодня не только родители, но и педагоги нередко начинают форсировать темпы детского развития, пытаясь начиная с раннего возраста учить детей чтению, счету, различным навыкам и умениям. Сроки целенаправленного обучения сдвигаются все ниже. Сейчас многие развивающие методики адресованы уже новорожденным детям. Уже появились обучающие видеофильмы для младенцев (с 3 месяцев), методики обучения детей с 6 месяцев математике, грамоте, естествознанию (они так и называются «Математика с пеленок», «Энциклопедические знания с пеленок», «Читать раньше, чем говорить» и так далее). Научные и методические принципы такой продукции не выдерживают никакой критики. Между тем они пользуются огромной популярностью среди родителей, поскольку обещают раннее развитие детей и снимают (хотя бы на время) ответственность за их воспитание. В этой связи представляется необходимым провести серьезный научный анализ наиболее распространенных методик раннего развития и исследование их влияния на детей с тем, чтобы дать родителям и педагогам правдивую информацию об этой продукции. Игнорирование специфики раннего и дошкольного возраста отчетливо проявляется также в развивающих методиках и информационных товарах для детей (книжках, фильмах, игрушках).
Общую тенденцию происходящих трансформаций можно обозначить как превращение средств деятельности в цели и мотивы. Так, СМИ становятся для дошкольников не средством получения информации, а самостоятельным видом занятий. Телевизионный или компьютерный экран все больше подменяет игру, активную продуктивную деятельность, общение с близкими взрослыми. Все это оказывает мощное деформирующее влияние на становление психики и личности растущего человека. Эта же тенденция нередко прослеживается и в дошкольном образовании. Знания, навыки и умения превращаются из средств развития ребенка в главную цель образования маленьких детей. Снижение сроков начального обучения и повышенное внимание к обучению дошкольников учебным навыкам неизбежно ведет к вытеснению дошкольных видов деятельности, в которых и происходит полноценное развитие маленьких детей.
За этим пониманием лежит достаточно примитивное и трудно искоренимое представление о ребенке как о маленьком взрослом, только недоученном, ничего не знающем и не умеющем. Такое упрощенное представление о детском развитии и его искусственное ускорение (то есть симплификация и акселерация) неизбежно ведут к обеднению, суживанию возможностей ребенка, недоразвитию его личности.
В отечественной психологии убедительно доказано, что ребенок может нормально развиваться и осваивать новые типы деятельности только в сотрудничестве со взрослым. При этом обучение и воспитание достигают своего развивающего эффекта только при полноценном формировании собственной деятельности ребенка. Всякая попытка воспитателя-учителя «внести» в ребенка познавательные и нравственные нормы, минуя его собственную деятельность, подрывает самые основы нормального умственного и нравственного развития ребенка. Об этом говорили и Выготский, и Леонов, и Давыдов, и Эльконин, и другие ученые. Однако в последнее время эти базовые законы детского развития все чаще нарушаются, в частности, отмечается тенденция подмены реального мира межличностных отношений и окружающих ребенка предметов искусственными знаковыми системами и экранной виртуальной реальностью.
Отмеченные тенденции в социальном развитии современного общества требуют переосмысления программ подготовки педагогов, работающих с детьми младшего возраста. При этом главный акцент при разработке программ подготовки должен быть сделан на специфику дошкольного детства с его особым деятельностным отношением к окружающему ребенка миру. Это значит, что педагоги должны прежде всего уметь организовать и творчески развивать специфические дошкольные виды деятельности: различные виды игры, продуктивные виды детской деятельности, экспериментирование и проектную деятельность.
К таким развивающим видам деятельности дошкольника относятся прежде всего игровая, продуктивная и познавательно-исследовательская. Необходимо также обеспечить двигательную активность детей как условие их полноценного физического развития. Предметная среда ДОУ должна включать необходимые и достаточные предметы и оборудование, обеспечивающие каждый из этих видов деятельности. При этом материалы должны соответствовать возрастной специфике каждого вида деятельности и подбираться с учетом возраста детей в конкретной группе ДОУ. Материальная среда детского сада должна создавать условия для полноценной реализации всех видов деятельности, способствующих развитию детей на данном возрастном этапе.
С учетом сказанного, в ходе реализации проекта ДОМ и ЮНЕСКО «Московское образование: от младенчества до школы» целесообразно в организации системы обучения и воспитания детей от младенчества до школы строго ориентироваться на закономерности возрастного развития ребенка-дошкольника.
Для этого необходимо:
а) провести научную экспертизу используемых программ обучения и воспитания дошкольников;
б) разработать и внедрить методику экспертизы предметно-развивающей среды;
в) обеспечить системную подготовку и повышение квалификации педагогов, психологов, управленцев, работающих с детьми раннего школьного возраста в рамках возрастного деятельностного подхода;
г) системно решать вопрос повышения психолого-педагогической компетенции родителей дошкольников (рационально используя и распространяя интернет-ресурсы);
д) популяризировать и распространять добровольную психолого-педагогическую экспертизу игрушек, книжек, игр и развивающих методик, предлагаемых рынком образовательных услуг.
Одним из реальных и эффективных способов восстановления специфики дошкольного детства в родительском сознании является психолого-педагогическая экспертиза развивающих методик и всей информационной продукции, предназначенной для детей. В Московском городском центре психолого-педагогической экспертизы игрушек и игровых материалов такая работа уже началась. Специалисты центра оценивают не только этические и эстетические качества игрушек, но и их развивающий потенциал, возрастную адресованность, возможность осуществления развивающих видов детской деятельности. Игрушки, отвечающие этим требованиям, получают специальный знак «Детские психологи рекомендуют», который становится ориентиром при выборе игрушек. Представляется, что эту работу следует распространить на книги и фильмы для детей, на методики раннего развития и пр.
В психологии убедительно доказано, что ребенок может нормально развиваться и осваивать новые типы деятельности только в сотрудничестве со взрослым. При этом обучение и воспитание достигает своего развивающего эффекта только при полноценном формировании собственной деятельности ребенка. Всякая попытка воспитателя-учителя «внести» в ребенка познавательные и нравственные нормы, минуя собственную деятельность ребенка по овладению ими, подрывает самые основы нормального умственного и нравственного развития ребенка.
Комментарии