search
main
Топ 10
ЕГЭ досрочно: стало известно, сколько человек будут сдавать экзамен этой весной В России появятся учебно-педагогические округа: непрерывное педагогическое образование в них обеспечат педвузы Рособрнадзору поручен анализ бюрократической нагрузки на педагогов Госнаграды и сертификаты на полмиллиона рублей вручили костромским учителям Педагогические династии чествовали в Мордовии на открытии Года педагога и наставника Чем отличается детская школа искусств, которую Владимир Путин открыл в Херсонесе Главный редактор сетевого издания «Учительская газета» вручил спецприз конкурса «Педагоги года Москвы» Утвержден состав оргкомитета Всероссийского конкурса «Первый учитель» Российские школьники начали изучать языки народов Африки, чего не было даже в СССР Авторами лучших посланий учителю стали чиновник, методист, директор школы и писательница «В помощь учителю»: 27 марта в РАО расскажут, как отношение родителей влияет на учебные успехи школьников Сердце отдают детям: в Москве назвали имена лучших педагогов дополнительного образования Молодые педагоги ЯНАО смогут получить 600 тысяч рублей Анатолий Вассерман рассказал студентам СКФУ, как запомнить большие объемы информации В 2022 году более 5 тысяч белгородских учителей подали заявление на аттестацию онлайн В Казани проходит финал всероссийской олимпиады школьников по искусству НКПТиУ возглавил рейтинг государственных колледжей в Ростовской области Учителем года в Краснодарском крае стала выпускница Кубанского госуниверситета Год счастливого детства стартовал в Чувашии Программы магистратуры вузы России станут создавать совместно с работодателями 
0

Воспитание студенчества: спектр предметных областей

​Сергей ЕВТУШЕНКО, доктор педагогических наук, заведующий лабораторией психологии и воспитания НИИРПО, президент НПО «Воспитательная система»: – Воспитание всегда находится на перекрестке мнений, интересов, идеологий, политических страстей. Сегодня оно задача сверхтрудная. Трудность ее сопряжена с теперешним нашим бытием – сложным, противоречивым. Семейное неблагополучие стало одним из факторов социального сиротства, безнадзорности, детско-юношеского криминала. Происходит заметный сдвиг в ценностных ориентациях молодежи. Одновременно с резко возросшим индивидуализмом до низких отметок опустился рейтинг общественно полезной деятельности, творческой, активной жизненной позиции. Как никогда, сегодня будущее зависит от позиции молодежи, в ней – основа укрепления общества, упрочения демократических начал жизни.

Интерес к выбранной профессии, переходящий в увлеченность, азарт, самоотдачу, объединение с единомышленниками в общественно полезной деятельности, лидерство во всех его проявлениях – таковы стадии социализации молодого человека в профессии. Осмысливая пройденный «Трудовыми резервами» путь, видишь тот стержень, на котором поднялась система, – воспитание профессией и квалифицированным профессиональным трудом. Профессионализация детей и молодежи, привитие им уважения к труду занимают особое место в традициях воспитания юных москвичей.Возраст студенчества – пора социализации, воспитание – социализация управляемая. Воспитательный процесс, базирующийся на профессиональных ценностях, становится эффективнее, так как при этом формируются особые разновозрастные общности, объединенные профессиональной гордостью, корпоративными интересами, социально значимой деятельностью и отношениями. Как показывают исследования, формирование таких общностей не только наполняет особым смыслом образование, но преображает социум, представляющий собой не что иное, как комплекс человеческих общностей.Недавно НИИРПО провел социоопрос, посвященный 50-летию полета Юрия Гагарина в космос. Студенты (16%) с гордостью отмечают, что их близкие встречались с Гагариным; воспоминаниями о 12 апреля 1961 года с молодым поколением поделились 65% семей. 70% студентов черпают знания о развитии космонавтики из средств массовой информации. О том, что Гагарин был выпускником системы профессионального образования, знают 30% студентов. Самый высокий балл по действенности получила организация встреч с космонавтами, самый низкий поставлен массовым шествиям. Организация творческого конкурса футурологических проектов отнесена к наиболее трудным мероприятиям. Самым сложным оказалось судейство, оценка идей и форм воплощения. Хотя значительное количество педагогов эти проблемы увлекают. Делиться с будущими поколениями своими знаниями об освоении космоса и роли нашей страны в этом готовы 52% студентов, однако 54% педагогов колледжей считают, что сегодняшние студенты колледжей не могут понять и не готовы передать чувства людей, узнавших 12 апреля 1961 года о запуске первого космонавта. Но можем ли мы винить в этом наших детей? Этот вопрос каждый честный педагог и родитель должен адресовать себе.Лучшие педагогические коллективы отвечают на него делом, создавая гармоничные воспитательные системы. В московских колледжах их немало, это колледжи №№7, 11, 13, 39, 57 и многие другие. Педагогика коллективного творчества меняет характер отношений и между воспитанниками и педагогами, возводя их в ранг творческого содружества, занимающего центральное место в социализации юных граждан. Этому способствует осознание студентами значимости дел, предлагаемых им их наставниками. Развитие такого отношения – реальная задача: при опоре на собственный жизненный опыт студенты не только вполне способны к творческой самореализации, но и настойчиво, осознанно стремятся к ней. Особо актуальным представляется юношеское социальное творчество – деятельность в сфере общественных отношений, составляющих канву воспитательного процесса. Здесь студенты могут попеременно испытывать себя в роли ведущих и ведомых участников социальных проектов.Новый статус колледжей, работа в режиме экспериментальных площадок заметно меняют их жизнедеятельность, «направлением прорыва» становится интеграция педагогов и студентов в инновационной работе. Воспитание гибко реагирует на перемены в жизни колледжей. Как никогда актуальной сегодня становится подготовка студентов к самореализации на рынке труда, базирующемся на знаниях. Мониторинги, проводимые лабораторией психологии и воспитания НИИРПО, показывают заметный рост самостоятельности, коммуникабельности студентов к выпускному курсу. Большинство опрошенных студентов хотели бы испытать свои возможности в профессии, понимая при этом, что личный успех – плод большого труда. В массе своей студенты считают, что важно быть полезным обществу человеком, и чувствуют, что способны на это. Они хотели бы попробовать себя в роли руководителей, завоевать авторитет и известность.Студенты дорожат уважением окружающих, склонны думать, что оцениваются ими достаточно высоко, любят участвовать в делах, где требуются их способности и инициатива. Профессиональная деятельность должна служить на пользу людям, считают они, признавая при этом, что это достигается через знания, способности и труд, а не благодаря случаю. Вместе с тем все мы видим, как непросто формируются сегодня у молодежи гражданские ценности. Нужны напряженные поиски созвучного времени педагогического инструментария, чтобы простые и понятные для нас, людей старшего поколения, слова «прежде думай о родине…» имели для юных не меньший смысл. Только обретая наряду с профессией социальные компетенции, они будут развиваться гармонично, проявляя себя в дальнейшем и творческими работниками, и преданными стране гражданами.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте