search
main
0

Воспитание студенчества: спектр предметных областей

​Сергей ЕВТУШЕНКО, доктор педагогических наук, заведующий лабораторией психологии и воспитания НИИРПО, президент НПО «Воспитательная система»: – Воспитание всегда находится на перекрестке мнений, интересов, идеологий, политических страстей. Сегодня оно задача сверхтрудная. Трудность ее сопряжена с теперешним нашим бытием – сложным, противоречивым. Семейное неблагополучие стало одним из факторов социального сиротства, безнадзорности, детско-юношеского криминала. Происходит заметный сдвиг в ценностных ориентациях молодежи. Одновременно с резко возросшим индивидуализмом до низких отметок опустился рейтинг общественно полезной деятельности, творческой, активной жизненной позиции. Как никогда, сегодня будущее зависит от позиции молодежи, в ней – основа укрепления общества, упрочения демократических начал жизни.

Интерес к выбранной профессии, переходящий в увлеченность, азарт, самоотдачу, объединение с единомышленниками в общественно полезной деятельности, лидерство во всех его проявлениях – таковы стадии социализации молодого человека в профессии. Осмысливая пройденный «Трудовыми резервами» путь, видишь тот стержень, на котором поднялась система, – воспитание профессией и квалифицированным профессиональным трудом. Профессионализация детей и молодежи, привитие им уважения к труду занимают особое место в традициях воспитания юных москвичей.Возраст студенчества – пора социализации, воспитание – социализация управляемая. Воспитательный процесс, базирующийся на профессиональных ценностях, становится эффективнее, так как при этом формируются особые разновозрастные общности, объединенные профессиональной гордостью, корпоративными интересами, социально значимой деятельностью и отношениями. Как показывают исследования, формирование таких общностей не только наполняет особым смыслом образование, но преображает социум, представляющий собой не что иное, как комплекс человеческих общностей.Недавно НИИРПО провел социоопрос, посвященный 50-летию полета Юрия Гагарина в космос. Студенты (16%) с гордостью отмечают, что их близкие встречались с Гагариным; воспоминаниями о 12 апреля 1961 года с молодым поколением поделились 65% семей. 70% студентов черпают знания о развитии космонавтики из средств массовой информации. О том, что Гагарин был выпускником системы профессионального образования, знают 30% студентов. Самый высокий балл по действенности получила организация встреч с космонавтами, самый низкий поставлен массовым шествиям. Организация творческого конкурса футурологических проектов отнесена к наиболее трудным мероприятиям. Самым сложным оказалось судейство, оценка идей и форм воплощения. Хотя значительное количество педагогов эти проблемы увлекают. Делиться с будущими поколениями своими знаниями об освоении космоса и роли нашей страны в этом готовы 52% студентов, однако 54% педагогов колледжей считают, что сегодняшние студенты колледжей не могут понять и не готовы передать чувства людей, узнавших 12 апреля 1961 года о запуске первого космонавта. Но можем ли мы винить в этом наших детей? Этот вопрос каждый честный педагог и родитель должен адресовать себе.Лучшие педагогические коллективы отвечают на него делом, создавая гармоничные воспитательные системы. В московских колледжах их немало, это колледжи №№7, 11, 13, 39, 57 и многие другие. Педагогика коллективного творчества меняет характер отношений и между воспитанниками и педагогами, возводя их в ранг творческого содружества, занимающего центральное место в социализации юных граждан. Этому способствует осознание студентами значимости дел, предлагаемых им их наставниками. Развитие такого отношения – реальная задача: при опоре на собственный жизненный опыт студенты не только вполне способны к творческой самореализации, но и настойчиво, осознанно стремятся к ней. Особо актуальным представляется юношеское социальное творчество – деятельность в сфере общественных отношений, составляющих канву воспитательного процесса. Здесь студенты могут попеременно испытывать себя в роли ведущих и ведомых участников социальных проектов.Новый статус колледжей, работа в режиме экспериментальных площадок заметно меняют их жизнедеятельность, «направлением прорыва» становится интеграция педагогов и студентов в инновационной работе. Воспитание гибко реагирует на перемены в жизни колледжей. Как никогда актуальной сегодня становится подготовка студентов к самореализации на рынке труда, базирующемся на знаниях. Мониторинги, проводимые лабораторией психологии и воспитания НИИРПО, показывают заметный рост самостоятельности, коммуникабельности студентов к выпускному курсу. Большинство опрошенных студентов хотели бы испытать свои возможности в профессии, понимая при этом, что личный успех – плод большого труда. В массе своей студенты считают, что важно быть полезным обществу человеком, и чувствуют, что способны на это. Они хотели бы попробовать себя в роли руководителей, завоевать авторитет и известность.Студенты дорожат уважением окружающих, склонны думать, что оцениваются ими достаточно высоко, любят участвовать в делах, где требуются их способности и инициатива. Профессиональная деятельность должна служить на пользу людям, считают они, признавая при этом, что это достигается через знания, способности и труд, а не благодаря случаю. Вместе с тем все мы видим, как непросто формируются сегодня у молодежи гражданские ценности. Нужны напряженные поиски созвучного времени педагогического инструментария, чтобы простые и понятные для нас, людей старшего поколения, слова «прежде думай о родине…» имели для юных не меньший смысл. Только обретая наряду с профессией социальные компетенции, они будут развиваться гармонично, проявляя себя в дальнейшем и творческими работниками, и преданными стране гражданами.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте