search
main
Топ 10
Этот день настал: 7 декабря одиннадцатиклассники пишут итоговое сочинение Откуда берется лень у подростков и что с ней делать Минобрнауки: отсрочкой от армии можно воспользоваться только один раз Педагогические династии были представлены на межрегиональном конкурсе Учителя Ульяновской области станут зарабатывать больше Глава Роспотребнадзора объяснила, когда школьников могут отправить на дистант Повышение зарплат учителей, обязательная школьная форма, итоговое сочинение — новости образования Рособрнадзор: будет сформирована новая система показателей для оценки качества образования Перенос итогового сочинения, школа без контрольных работ, финалы ВСоШ - главные новости образования Очередной Всероссийский открытый урок будет посвящен Героям Отечества Студентам белгородских колледжей на время дистанта будут выдавать сухпайки В первом чтении принят закон, позволяющий переводить школы с муниципального уровня на региональный Глава РАО озвучила причины высокой учебной нагрузки в школах Педагогов приглашают поучаствовать в марафоне «Как внести творческий воспитательный компонент в школьный урок» В подмосковных школах стартовала неделя функциональной грамотности Игрушки — дело серьезное: дискуссия экспертов в сфере образования и промышленности игр и игрушек В школьных учебниках могут появиться разделы о выдающихся российских ученых Школьники рассказали, что думают о новых правилах итогового сочинения В Подмосковье упростили регистрацию на ОГЭ и ЕГЭ В Москве состоится Всероссийский педагогический конгресс «Подготовка учителя будущего поколения»
0

Воспитание смелостью и мужеством

Открытия бывают разными. Но самым главным может стать открытие ребенком самого себя, которое может произойти лишь тогда, когда рядом умные и творческие педагоги. Например, такие как отец и сын Дмитрий и Матвей Шпаро.

Матвей ШПАРО, директор Центра дополнительного образования «Лаборатория путешествий»:  –  Наш центр работает в системе Департамента образования, мы занимаемся в основном с воспитанниками коррекционных школ, придумываем и ведем для них программу дополнительного образования.Вообще основная наша цель – социализация трудных детей, а основной момент воспитания – вовлечение их в  моментальное путешествие. Наша программа проходит хорошо, успешно, пользуется популярностью. У детей есть возможность выйти за некие стандартные рамки и попробовать проявить себя в чем-то новом, приобрести какой-то новый опыт. При этом  для всех основной и  типичный программный элемент – так называемый лагерь выходного дня «Открытие», который проходит на базе РГСУ «Алмаз» в Подмосковье. На этой базе построены очень хорошие тренажеры, которые называются «Рубикон», «Скалодром», создан курс «Создание команды». Эти тренажеры – гигантская полоса препятствий,  они находятся на разных уровнях – от нуля до десяти метров. Ребята, проходя эту полосу препятствий,  могут, не уезжая далеко от Москвы, за совсем короткий промежуток времени в ограниченном пространстве пережить настоящее путешествие. А что такое путешествие, если не совместная деятельность и общий успех? Если кто-то участвовал в восхождении на гору, знает, что нет ничего лучше, чем стоять  с друзьями на вершине горы и ощущать, что смог  достичь вершины, смог что-то сделать. Эти же ощущения ребята могут испытать не где-то на Кавказе, а в Подмосковье, рядом со столицей.  Для России это уникальная площадка и уникальные тренажеры, их уникальность в том, что можно делать  разные программы. В прошлом году мы проводили на этих тренажерах очень хорошую программу для школьного актива и лидеров движения «Молодежная восьмерка», которое курирует Аркадий Дворкович. Это была очень хорошая компания, и ребята многое для себя поняли. В октябре-ноябре 2012 года я пришел в  управление социализации и дополнительного образования  Департамента образования,  предложил, чтобы «Лаборатория путешествий» на своих тренажерах провела пилотную программу для корректировки поведения в рамках первичной и вторичной профилактики. Департамент нас поддержал, мы пригласили в проект 6 школ, колледж и выстроили свою работу следующим образом. Наши педагоги приходили в школу, проводили предварительное собрание, объясняли руководителю школы, что это будет за программа, потом вместе со школой отбирали детей, проводили с ними какое-то вводное занятие. Основной темой, которая звучала  для детей, была «Наша  формула успеха». Мы выезжали с детьми на три дня в подмосковную Рузу, где для них были разработаны 10-12 этапов, на каждом из этих этапов они  открывали какую-то новую составляющую своей формулы успеха. Конечно, прохождение тренажеров очень яркое событие для всех детей, но помимо этих тренажеров  им предлагали, с одной стороны, поучаствовать  в некоторых творческих мероприятиях, а с другой –  задуматься и проанализировать тот опыт, который они получают во время  восхождения  в Рузе. После возвращения в Москву через семь – десять дней мы приходили в школу и ставили точку, когда в обсуждение пребывания в лагере вливались не только те, кто  там побывал, но и вся школа в зависимости от тех технических средств (видеосистема, мониторы), которыми она располагала. Ребята делились своими достижениями  не только в своей группе, но и во всей школе. Как нам кажется, программа удалась, это показывают и те анкеты, которые заполняют педагоги во время занятий, и дневники наблюдений, которые вели во время программы. Важно, что дети задумались, участвуя в программе, как надо себя вести, и получили  опыт позитивной социальной деятельности. Они научились и  попробовали оказывать помощь и, может быть, что более важно, попробовали принимать помощь от других, делать все это на энтузиазме. Профилактика девиантного поведения тема сложная, большая. В октябре прошлого года Департамент образования проводил  конференцию «Актуальные проблемы и пути  совершенствования профилактики девиантного поведения среди обучающихся  образовательных учреждений, подведомственных Департаменту образования Москвы». Эта конференция была очень хорошей, но научной, а  мне  всегда хочется говорить о  нашей практической работе вместе с теми людьми, которые работают со сложными детьми.    Часто бывает, что ребенок стоит на внутришкольном учете, мы нашу программу делали  сначала для детей, которые стоят на таком учете, но ведь каждый такой ребенок может при этом быть одной из самых ярких личностей в клубе по интересам, просто этого до поры до времени никто не знает. Мы  же им даем в программе положительные примеры и  помогаем раскрыть потенциал каждого ребенка.Дмитрий ШПАРО, директор фонда «Клуб «Приключение»:- Мы знаем, что в таких программах чрезвычайно важна безопасность. Поэтому с  детьми должны работать очень квалифицированные люди. Мы знаем, что  для непростых детей нужна некая экстремальная, непривычная среда, где не работали бы сложившиеся стереотипы.  Да, высотные тренажеры  дают детям позитивный жизненный опыт.  Это находка даже  для тех подростков, кто ездит на крышах  метропоездов, это часто заканчивается их смертью.  Но понятно, что детям с отклоняющимся поведением просто необходимо выплеснуть свои эмоции, что хлещут через край, проявить свою смелость, мужество.  Но чтобы сделать это, этим ребятам нужно дать какие-то легализованные возможности, чтобы  этот выплеск был неопасным для их жизни. Мы работали с детьми из коррекционных школ и видели, как в результате реализации нашей программы происходит совершенно очевидная и очень сильная реабилитация даже у детей с ДЦП. Видимо, это все связано с их психологическим состоянием, которое преображает организм во время тренинга, ребенок может больше приобрести даже с точки зрения  чисто медицинских факторов.  По просьбе Исаака Калины директор Института коррекционной педагогики РАО Николай Малофеев согласился дать научное объяснение происходящему, но это дело завтрашнего-послезавтрашнего дня, а  нам хочется выйти на большую практическую работу в течение всего года.Телевизор и Интернет снабжают детей примерами предательства, лжи, лицемерия, неудивительно, что подростки все чаще действуют не по-детски, проявляя агрессию и жестокость. Такие слова, как «доброта», «милосердие», «сострадание», практически исчезли из нашего лексикона, дети находятся под жутким прессом телевидения и Интернета,  в которых есть все что угодно – предательство, воровство,  где им внушают, что они должны быть только первыми, идти по головам других людей, чтобы занять первое место. Ничего этому не противостоит, если  же есть что-то обратное, то воспринимается как какое-то божеское откровение.Когда мы писали очередной документ о программе, вдруг услышали слова Президента РФ Владимира Путина о том, что мы испытываем дефицит духовных скреп – милосердия, сочувствия, сострадания друг к другу, поддержки, помощи, дефицит того, чем мы всегда гордились. Когда дети идут по нашим тренажерам, они ощущают себя командой. Среди них есть один  самый сильный, который  привык к лидерству и может все,  но даже он не может растолкать семерых человек, которые идут рядом, и вырваться вперед. Это технически не позволяет само путешествие.  Он один не может дойти до финиша, если все семеро, как бы они ни были слабы по сравнению с ним, ему не помогают, он не сможет проявить свое, может быть, хамское желание быть первым. А самый слабый идет в команде, он среди тех, кто помогает, получает от них помощь, основанную на доброте, на сострадании,  при этом он оживает,  и  все становятся свидетелями этого процесса,  испытывая радость и удовлетворение. Положительные эмоции, которые возникли совершенно случайно, закрепляются.  Во всех школах есть ребята, которые стоят на внутришкольном учете. С такими детьми мы готовы работать. Но с другой стороны,  получается, что из школ, в которых таких списков нет, мы детей вообще не приглашаем. Думаю, это неправильно. Как сказал Исаак Калина, в результате получится так, что для того чтобы попасть в  нашу программу, ребята могут специально стремиться в список «трудных». Но ведь в каждой школе есть если не трудные, то хулиганистые ребята. На каждую школу таких приходится человек  по пять.  Этих ребят мы хотели бы действительно чуть-чуть каким-то образом вернуть в социальные рамки, чтобы они не были асоциальными. Им полезно поехать в лагерь вместе с маменькиными и папенькиными сынками, пройти наши тренажеры.Нам хотелось бы, чтобы наша краткосрочная программа имела право на жизнь. Мы бы хотели, чтобы с ребятами до лагеря и после работали психологи и социальные работники, чтобы с ними  в лагерь  ездили вместе классные руководители,  ведь это могло бы означать новый этап воспитательной работы с учениками, чтобы школа была заинтересована в поддержке нашей программы.  Заинтересованность много что определяет и на этапе отбора ребят для программы, и после этой программы. Когда с детьми едут взрослые, которые их хорошо знают, которые  участвовали в их отборе, получается очень хорошо.  Конечно, у нас есть клуб «Приключение», где дети могли бы продолжить свою реабилитацию или развитие, войти в то свое состояние, которое на них хорошо действует. Наша задача – выстраивать такую более длительную перспективу. Три дня для детей в нашей программе все же маловато. Ребенок съездил в лагерь, получил удовольствие, а потом у него нет возможности получать снова что-то позитивное. Это неправильно. Если нам удастся поработать со 100 школами, это будет 1500 ребят, которые через программу пройдут, и у нас появится следующий этап нашего опыта, еще один пилотный проект.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте