Сегодня необоснованно отодвигаются на второй план воспитательные практики, которые так важны для эффективного образовательного процесса, особенно в системе профессионального образования.
Для привлечения внимания к воспитанию в 2014 году Московский институт развития образования провел для колледжей конкурс проектов организации воспитательного процесса, направленных на повышение мотивации к профессиональной деятельности и формирование гражданской позиции студентов «Воспитание профессионала – путь к будущему».В конкурсе этого года приняли участие 17 проектов из 13 московских колледжей. Конкурс проводили в два этапа: на первом – заочная экспертиза конкурсных работ, на втором на базе МИРО – публичная защита лучших проектов.В номинации «Проект, направленный на повышение мотивации к профессиональной деятельности» среди лучших выделен проект «Профильный отряд», который несколько лет успешно реализуют в московском колледже управления, гостиничного бизнеса и информационных технологий №37 «Царицыно», он предусматривает адаптацию студентов к профессиональным обязанностям через погружение в реальную производственную среду, организацию профессиональной занятости студентов в период всего учебного года, включая летние каникулы. Свои профессиональные навыки студенты применяют, работая на объектах социальной значимости и масштабных мероприятиях Москвы и всей страны. Программы в рамках проекта – «Летние каникулы», «Международные стажировки», «Социально значимые объекты», «Профессиональное волонтерство».Высокие результаты показал проект «Создание профессиональной образовательной среды» в технологическом колледже №28. Проект направлен на повышение учебно-профессиональной мотивации обучающихся как ключевого компонента при формировании общих и профессиональных компетенций будущего специалиста. В рамках реализации проекта выявлено, что повышение учебно-профессиональной мотивации личности обусловлено осознанием общественной значимости своей деятельности, когда результат ее работы – конкретный продукт, необходимый и значимый для окружающих. При этом обучающийся добивается общественного признания значимости его деятельности среди однокурсников, педагогов, друзей, родителей, специалистов-производственников. У обучающегося формируется стремление в процессе результативной деятельности обеспечить профессиональный и личностный рост, причем мотивы, связанные с учебно-профессиональной деятельностью и процессом ее осуществления, направлены на преодоление трудностей и неудач, способствуют повышению познавательной активности, проявлению инициативы, развитию творческих способностей и формированию общих и профессиональных компетенций обучающихся.Интересен опыт создания и успешной многолетней деятельности музея декоративно-прикладного искусства колледжа художественных ремесел №59, материалы которого легли в основу проекта «Направления и формы деятельности музея по профилю профессии» (Первый Московский образовательный комплекс). Проект предусматривает перенесение акцента в воспитательной деятельности на профессионализацию средствами музея по профилю профессии в образовательном учреждении.В номинации «Проект, направленный на формирование гражданской позиции студентов СПО» среди лучших был отмечен проект колледжа малого бизнеса №48 «Патриотизм и толерантность – черты истинного гражданина и профессионала», который призван способствовать формированию патриотических чувств, уважению к традициям народов РФ, упрочению единства и дружбы людей различных национальностей и конфессий.Комплексное использование возможностей педагогического процесса и внеурочной деятельности для военно-патриотического воспитания и допризывной подготовки студентов и обучающихся колледжа, а также всесторонней подготовки юношей к военной службе, действиям в экстремальных и чрезвычайных условиях, подготовки гражданских специалистов для родственных военно-учетных специальностей ВС РФ отражено в проекте «К познанию военного искусства через урок и внеурочную деятельность» (технологический колледж №28).Интересен опыт реализации проекта «Мы вместе!» (строительный колледж №41), когда решают задачи, связанные с содействием и популяризацией деятельности по изучению и сохранению отечественного исторического и культурного наследия; вовлечением студенчества Москвы в добровольческую деятельность; популяризацией добровольчества и благотворительности; пропагандой добровольного безвозмездного донорства крови и ее компонентов; оказанием помощи социально незащищенным слоям населения столицы (детям-сиротам, ветеранам, пенсионерам).Особо были отмечены колледжи, представившие на конкурс по несколько проектов, – Колледж полиции, строительный колледж №41, технологический колледж №28.Однако следует отметить, что не все проекты были представлены качественно, кто-то не смог отразить свои педагогические находки в воспитании в бумажном варианте представления проекта, при этом очное выступление было блестящим; кто-то, наоборот, на бумажном носителе представил интересный проект, а при публичном представлении не смог качественно рассказать о нем. Это говорит о необходимости очных консультаций по оформлению и представлению проектов, а может, даже проведения курсов повышения квалификации.Завершая публичную защиту лучших проектов конкурса, первый заместитель директора Московского института развития образования Мария Лазутова дала рекомендации участникам по усовершенствованию их проектов: например, проект «Холодильный мир Олимпиады в Сочи» (пищевой колледж №33) можно развить в более крупный проект «Использование масштабных международных событий для развития профессионализма студентов», проект «Мы – вместе» может быть основой для реализации нового актуального проекта – «Москва – город социальной сплоченности», проект «Служа закону – служу народу!» (Колледж полиции) можно реализовать в контексте проведения профориентационных мероприятий для дошкольников и младших школьников силами студентов колледжа, а также разработать рекомендации для школьников и студентов московских колледжей по соблюдению законности и формированию правовой культуры, проект «Патриотизм и толерантность – черты истинного гражданина и профессионала» может стать основой мониторинга по исследованию патриотизма и толерантности в московских колледжах.В результате участники и экспертное сообщество выдвинули предложения: во-первых, проводить такой конкурс на базе МИРО ежегодно, расширяя спектр номинаций, во-вторых, предусмотреть подготовку сборника инновационных проектов по итогам конкурса.Марина САВИНА, ведущий научный сотрудник МИРО,Наталья ЧАГИНА, младший научный сотрудник МИРО
Комментарии