search
main
0

Воспитание природолюбия. Система работы по экологическому образованию

В наше время нарастания негативных последствий техногенного развития цивилизации, когда все менее шуточным кажется призыв «Защитим природу от окружающей среды!», экологическое образование школьников приобретает значение не просто одного из направлений воспитательной работы, но становится условием самосохранения общества.

Разумеется, для детей глобальные проблемы пока еще весьма далеки от их интересов и понимания. Однако каждый ребенок хочет и может совершать небольшие, зато конкретные и доступные его силам поступки, практическую пользу от которых он видит сам, а результаты с гордостью может показать близким: построить кормушку для птиц, посадить растение и ухаживать за ним, участвовать в раздельном сборе бытового мусора. Такие поступки со временем становятся привычкой, а затем и образом жизни. И тогда уже во взрослой жизни человек сможет сделать планету чище и лучше. Такие первые небольшие шаги и помогает детям делать с самого раннего возраста система экологического образования и воспитания школы. Эта система призвана развивать у ребенка осознанно ответственное отношение к природе и сохранению природных богатств.Школа №2088 расположена на юго-востоке Москвы, в районе Текстильщики. Экологические проблемы, накопившиеся здесь за прошлые десятилетия индустриального развития, весьма наглядно показывают детям, почему нельзя с безразличием относиться к природе. Остатки производств бывшей промышленной зоны между Грайвороновской улицей и Рязанским проспектом, близость крупных автомагистралей, шум от железнодорожной ветки становятся для детей своего рода большим наглядным пособием, как не нужно делать.  И, чтобы у ребенка не сформировалось представление, будто бы «все так и должно быть», педагоги нашей школы стремятся научить ребенка важнейшим основам экологической безопасности, развить умения находить в своей деятельности баланс окружающей среды и человека, предотвратить сугубо потребительское отношение к природе, ощутить себя ее неотъемлемой частью.Экологическое образование в нашей школе ведется с момента ее образования в 2013 году. В школах, вошедших в процессе слияния в наше образовательное учреждение, до реорганизации уже имелся значительный опыт в этой сфере, который пригодился в дальнейшем. За прошедший период удалось сделать многое. Экологическое образование в школе строилось и развивается, основываясь на интеграции урочной, внеурочной деятельности и системы дополнительного образования. Вопросам экологического воспитания серьезное внимание уделяет управляющий совет школы №2088. Его члены выступили с инициативой разработать отдельный проект развития экологического образования в школе на период до 2021 года и приняли самое активное участие в подготовке этого проекта. Сейчас эта работа близится к завершению. В перспективе планируется создать модель непрерывного экологического образования, построенного на принципах интеграции изучения экологии с изучением других естественных наук, конвергентного подхода, особого внимания к практической составляющей и методам исследовательской деятельности, формирования эстетического отношения к природе.В школьную систему экологического образования вовлечены обучающиеся всех уровней. На сегодняшний день проводятся занятия по экологии в младшей, средней и старшей школе, осуществляется экологизация уроков химии и физики, географии. Помимо традиционных уроков привычной формой стали уроки природолюбия. Для дошкольников организованы занятия экологической направленности учителями химии и физики, которые приходят из школьных зданий. Огромные возможности для развития интереса малышей к природе открывает установленная в одном из зданий дошкольного образования интерактивная «песочница». Это современный высокотехнологический компьютеризированный комплекс. Проекционная система, сенсоры, средства мультимедиа и специальное программное обеспечение этой «песочницы» дают детям возможность творить и создавать целый мир с лесами, морями, животными.В школе были открыты объединения дополнительного образования – кружок «Экоша» для младших школьников и кружок «Фитодизайн», в котором занимаются ученики с 5-го по 11-й класс. Там ребята своими руками делают красивые изделия из природных и экологически чистых материалов. Детская фантазия превращает шишки, желуди, ракушки, причудливой формы ветки и корневища в фигурки птиц, насекомых, животных, предметы утвари. Цветы, листья деревьев, зерна, мелкие камешки служат детям вместо карандаша и красок; картины из этих материалов постоянно участвуют в выставках как внутри школы, так и вне ее. Высокое качество поделок и картин из природных материалов не раз подтверждалось на городских конкурсах, принося авторам призовые места (например, диплом лауреата первой степени IV межрегионального этнокультурного фестиваля «С любовью к России» в номинации «Работа с природными материалами», ряд дипломов в городской выставке-конкурсе «Добрых рук мастерство»). О творческих находках в применении необычных материалов детьми, занятыми в объединениях экологической направленности школы №2088, в 2017 году в апрельском номере журнала «GEOленок» была опубликована статья «Новое из старого».Многие изделия детей оказались качественными наглядными пособиями, нашедшими практическое применение в образовательной деятельности школы. К таким детским работам относятся, например, «Коллекции руками школьника», которые широко используются на уроках биологии, экологии и географии, а также помогают формировать метапредметные умения школьников. Исследовательская деятельность остается одной из самых эффективных форм работы экологического образования детей. В школе ведется активная научно-исследовательская деятельность в области экологического мониторинга на базе особо охраняемой природной территории природно-исторического парка «Кузьминки-Люблино». Полученные практико-ориентированные знания, несомненно, помогут детям в реальной жизни выбирать оправданные и оптимальные способы взаимодействия с окружающей средой. Свои проектные работы экологической направленности обучающиеся школы представляли и успешно защищали на окружных и городских конференциях.Уже много лет доброй традицией остается изготовление детьми кормушек для птиц. Форма, выбор материалов и способы постройки кормушек поражают своим разнообразием. Наполняя их потом зерном и поддерживая в хорошем состоянии, дети не только лучше узнают повадки гнездящихся в городе птиц, но и учатся быть «в ответе за тех, кого приручили».  По результатам материалов, собранных в ходе осуществления проекта, направленного на изучение птиц Москвы, дети при поддержке своих учителей подготовили интересное пособие для дошкольников – книжку-раскраску экологической направленности «Птицы нашего двора». Эта книжка-раскраска стала победителем в номинации «Лучший учебник (учебное пособие) для дошкольных учебных заведений» в 1-м Всероссийском инновационном общественном конкурсе на лучший учебник, учебное пособие и монографию.Важной частью экологического образования стало целенаправленное вовлечение детей и подростков в практическую деятельность по ресурсосбережению в школе и дома. Такая деятельность имеет шансы на успех, только если уходить от традиционных скучных мероприятий. Поэтому педагоги стали искать привлекательные для молодежи формы. В среде современных старшеклассников остается популярным участие в различных акциях и флешмобах, где они могут проявить свои креативные способности. Видеоролик, подготовленный учениками школы, принял участие в конкурсе «Экологический флешмоб»-2016 и занял 3-е место в городе. Большой интерес вызывают у ребят такие городские акции, где они могут принять участие наравне со взрослыми. Так, традиционным стало участие детей в акциях «Час Земли» и «Зеленый офис». Школа №2088 стала лауреатом эколого-просветительской акции «Зеленый офис»-2016, которая проводится с целью пропаганды энерго- и ресурсосбережения в государственных учреждениях, коммерческих предприятиях и общественных организациях. Ребятам было интересно участвовать в акции наравне с работниками офисов известной торговой сети, одного из крупнейших банков и оператора сотовой связи. В 2017 году наша школа вновь приняла участие в этой акции и стала победителем в номинации «Самый высокий уровень экологической сознательности». Ученики школы активно участвовали во всех акциях по раздельному сбору отходов «Разделяй и используй», организованных Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы для популяризации экологически ответственного образа жизни. В 2017 году наши ученики смогли занять первое место среди участников общегородской акции «Разделяй и используй», отправив в приемные пункты рекордное количество раздельно собранных отходов – бумагу, пластик, металл, отработанные батарейки. В награду команда получила сертификат на право посещения экологического производства одной из крупнейших утилизирующих компаний на территории России «УКО».Ученики школы принимают активное участие в городских программах «Сохраним первоцветы», «Подкормка птиц зимой». В 2017 году дети самых разных возрастов и педагоги приняли активное участие  практически во всех многочисленных мероприятиях и акциях экологического фестиваля «Гармония разнообразия – эхо планеты» в районе Текстильщики. Самой важной особенностью этого фестиваля стала возможность вовлечь в многочисленные и разнообразные экологические акции и социально-экологические активности не только самих детей, но еще их родителей, друзей и соседей. Даже малыши-дошкольники вместе с папами и мамами участвовали в фестивале по многим номинациям: «Плакат», «Экоквест», «Экологический колокол» и др. Заключительное мероприятие фестиваля состоялось 6 сентября, дипломами и сертификатами были награждены самые активные участники экофестиваля.Печатный орган ученического самоуправления журнал «Выпуск» публикует материалы на экологические темы, дает информацию о новых готовящихся акциях экологической направленности. Школьники активно принимают участие в журналистских конкурсах, где раскрываются экологические проблемы мегаполиса, а также размещают свои работы в социальных сетях работников образования. 2017 год объявлен в нашей стране Годом экологии. Хочется надеяться, что работа педагогов по развитию экологического образования поможет вырастить поколение, бережное и рачительное отношение которого к природе сделает каждый год близкого будущего Годом экологии.    Михаил МУРАВЬЕВ,заместитель директора школы №2088 «Грайвороново»;Алла ТУРЧАНИНОВА,учитель биологии школа №2088 «Грайвороново»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте