Когда размышляю о том, что ничто в этой жизни не случайно: и педагогический вуз, и выбранная стезя, и резкие изменения понимания того, что происходит вокруг, на память приходят, казалось бы, не связанные между собой эпизоды.
Лето 66‑го. Я – маленькая. «Раз- горох, два-горох!» …, – бормочет себе под нос малыш, глотая слезы и стоя худющими коленочками на аккуратно рассыпанном на газетке сухом горохе в углу группы. Тихо. Едва слышны его сдавленные стоны да шмурыганье носом. Все дети спят. Лишь он один, не понимая, в чем виноват, отбывает наказание за то, что не смог, как все затихнуть и уснуть.
1990‑й год, февраль. Мальчишки в натянутых на самые уши самодельных бумажных пилотках и с деревянными винтовками за плечом маршируют в зале, подражая настоящим солдатам. «Что вы, что вы! Нельзя говорить о войне, нужно беречь деток от переживаний! Сейчас другое время! Запрещено нервировать детей!», – всплеснув руками, мечется по залу «методистка», в общем-то нормальная тетка. А мне и невдомек, почему запрещено говорить о войне этим детям: нам-то, послевоенным ребятишкам, можно было и рассказывать, и фильмы хорошие про «войнушку» показывать, а им-поколению 90‑х- почему-то нельзя…
Октябрь 2002 года. Москва. Театральный центр на Дубровке. Захват заложников. Глаза матери и ее детей, прихвативших с собой чужого ребенка как своего для выхода из зала (по договоренности Иосифа Кобзона с террористами) и ни секунды не сомневавшихся в правильности совершаемого ими поступка. Наверное, они и не думали тогда о серьезной для их жизни опасности, а просто знали, что нужно хоть кого-то еще спасти. Они так воспитаны. Воспитаны Родиной, школой, семьей, а, возможно, и детским садом.
Спустя много лет твердо знаю:
– что ни один ребенок, какими бы особенностями здоровья он ни обладал, не должен страдать в результате неправильных, а, порой, и преступных действий взрослых;
– что подвигом наших дедов и отцов мы вправе и должны гордиться и продолжать нести славное знамя российских побед и передать его грядущим поколениям;
– что до тех пор, пока все мы, как один, будем отстаивать интересы детей и их семей, свои профессиональные интересы и интересы своей страны, у нашего образования есть реальные жизненные перспективы, а, значит, и у нашей Родины есть большое светлое будущее.
Вот в этом вижу задачи свои как педагога, да и всех нас, воспитателей и педагогов, учителей и активистов профсоюза, членов административной команды, родителей, представителей местного самоуправления и депутатского корпуса.
На мой взгляд, в дошкольных группах нашего образовательном учреждения сложилось содружество единомышленников, которое способно достойно ответить на вызовы организационного, социального и эпидемиологического характера на современном этапе, когда наша страна оказалась в такой непростой политической и экономической ситуации. И секрет успешности нашей деятельности мне представляется в «расшифровке» понятия «воспитание».
В – взаимно
О – обогащающее
С – сообщество
Начиная с 2007‑го, активно взаимодействуют сплоченный профсоюзной организацией коллектив сотрудников дошкольных групп и детско-родительские объединения по интересам («Занимательная математика», «Логика в саду и дома», «Химия вокруг нас», «Театральная мозаика», «Литературная гостиная». К перечисленным добавились «свежие» kids skills активности», «Фольклорная шкатулка» («Топотушки», «Чудо-ложки»).
П-патриотически настроенных
В 2010‑2020 гг. совместно с представителями территориального отдела №6 Совета ветеранов района «Кузьминки» проведено около ста военно-патриотических акций и бесед из цикла «Поговорим о той войне» Детско-родительского военно-патриотического объединения «Помним о прошлом ради будущего», в состав которого вошли семьи-потомки участников, ветеранов тружеников тыла и детей Великой Отечественной войны.
«Помним о прошлом ради будущего», в состав которого вошли семьи-потомки участников, ветеранов тружеников тыла и детей Великой Отечественной войны.
И-инклюзивно внедряющих практику создания и предоставления специальных образовательных условий обучающимся с особыми образовательными потребностями и предоставления психолого-педагогической помощи обучающимся с трудностями в освоении основных общеобразовательных программ дошкольного образования, социализации обучающихся посредством участия в творческих конкурсах и фестивалях.
Т-толерантно взаимодействующих
Начиная с 2016г. в образовательной организации активно работает Служба социального и психолого-педагогического сопровождения обучающихся. Одним из блоков ее деятельности является психолого-педагогическая диагностика, коррекция эмоционально-волевых нарушений у детей и консультирование родителей/законных представителей.
А-активно-созидающих
В дошкольных группах созданы и более пяти лет активно функционируют на основе принципов доступности, трансформируемости, полифункциональности и вариативности выставочные экспозиции (мини-музеи), «Музей воинской доблести и славы», «Литературная гостиная», посвященная устному народному творчеству, жизни и творчеству великих русских поэтов и писателей А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Л. Н. Толстого, С. А. Есенина; «Народная кукла: вчера, сегодня, завтра», «Первые в космосе», «На театральных подмостках», «Русская изба», «Дорогая моя столица», «Район родной – Кузьминки».
Кроме того, обучающиеся дошкольных групп, подготовленные воспитателями и педагогами, результативно участвуют в различных конкурсах и фестивалях: международном конкурсе декоративно-прикладного творчества «Творческая мастерская» Всероссийского образовательного портала «ИКТ педагогам».
Н-научно информированных
За последние годы воспитатели и педагоги расширили свои профессиональные компетенции по направлениям: «Создание психологически комфортной образовательной среды средствами игровых технологий», «ФГОС ОВЗ»; повысили уровень квалификации: прошли независимую диагностику МЦКО 100%.
И-инновационно-ориентированных
В этом году достойно представила свою профессиональную деятельность в рамках Московского городского профессионального конкурса педагогического мастерства «Новый учитель музыки», основными задачами которого являлись выявление и демонстрация современных эффективных практик в области преподавания музыки, ориентированных на формирование у обучающихся, в том числе, дошкольников, компетенций XXI века музыкальный руководитель Раиса Александровна Матвеева, лауреат конкурса, 3‑е место.
Е-единомышленников
Мои уважаемые коллеги объединены не только повседневной профессиональной деятельностью, но и стремлением расширить свой познавательный кругозор и эрудицию во время посещения культурно-развивающих мероприятий, концертов, театральных постановок и полюбившимся всем групповых экскурсий, организованных профсоюзом образования ЮВАО.
Время летит незаметно, и вот уже через несколько месяцев мне предстоит разменять пятый десяток педагогической деятельности. Многое изменилось в образовании за все эти годы. Однако, неизменно одно: звонкие детские голоса и их широко раскрытые на мир глаза, извечные детские проблемы и наша профессиональная готовность их решать. Так было, так есть, так и будет!
Людмила ФЕДЯНЦЕВА, учитель-логопед школы «Кузьминки»
Комментарии