search
main
0

Воспитание нотой

– Владимир Николаевич, прежде всего хочется вас поздравить с недавно прошедшим 70-летним юбилеем. Думаю, что созданный вами Московский камерный хор смело можно назвать художественным открытием, как и ваши премьеры хоровых сочинений Г.В.Свиридова LПушкинский венок│, LНочные облака│, В.А.Гаврилина LПерезвоны│, ставшие еще при жизни этих двух великих композиторов нашей отечественной хоровой классикой. И вот совсем недавно пришло печальное известие о безвременной кончине Валерия Александровича Гаврилина, полгода не дожившего до своего 60-летия. Поэтому хотелось бы попросить вас в начале нашей беседы сказать несколько слов в память о Валерии Гаврилине.

– Валерий Александрович Гаврилин сыграл в судьбе нашего хора огромнейшую роль, принеся нам свою симфонию-действо LПерезвоны│. Это сочинение настолько значимое, настолько говорящее национальным языком (там использованы и элементы русского православного пения, и народно-песенный материал), что работать нам было чрезвычайно интересно, хотя, не скрою, очень трудно. Глядя на вокальное творчество Гаврилина, я хочу сказать, что его музыкальный язык не просто доступен каждому человеку, а близок ему генетически, словно со слушателем разговаривают его далекие предки, тем более что эта хоровая симфония была написана Lпо прочтении Шукшина│, и в подтексте как бы все время прослеживалась судьба Степана Разина, что, конечно же, придавало музыке особый колорит. Надо сказать, что уход из жизни подряд двух таких величин, как Г.В.Свиридов и через год В.А.Гаврилин, – это огромнейшая утрата национальной культуры, потому что на сегодняшний день я не вижу прежде всего в вокально-хоровом творчестве никого, кто смог бы подняться на такой же уровень, как два этих великих композитора.

– Что, на ваш взгляд, сегодня является помехой в развитии музыкальной культуры?

– Давайте вернемся с вами к истокам. Что нам оставили в наследство наши предки в области фольклора? Развитое многоголосие, которое обычно называют русской подголосочной полифонией. И сравним с тем, что происходит сейчас. Есть ли такое музыкальное мышление в народе, как было раньше, и зависит ли это мышление от денег? Думаю, что нет. Раньше в государстве дело культуры, смею надеяться, было поставлено на более высокую ступень, нежели сейчас. Так ли много надо, чтобы школа выполняла то назначение, которое ей предписывал К.Д.Ушинский, – воспитывать молодое поколение Lбуквой, цифрой и нотой│? Денег для этого много не надо, была бы добрая воля. Раньше, к примеру, рождаясь в деревне, ребенок сразу же попадал в определенный музыкальный быт, в котором был развит обряд, в первую очередь календарный, мальчики с 6-7 лет пели на клиросе в церкви, в городе было также развито и семейное музицирование. Каждый рождающийся человек начинал постижение музыкальной культуры с колыбельной матери.

– Порой слушаешь школьный хор, где дети поют одним голосом. Вас это не огорчает?

– Для меня как для профессионала было бы, конечно же, важно, чтобы школьный хор пел и на два, и на три голоса, владел необходимым минимумом вокально-хоровых навыков, но если говорить о начальной стадии этого процесса, то я бы сказал так: пусть дети поют в один голос, важно, пропускают ли они музыку через себя, работает ли их воображение в момент исполнительства или нет. Если дети поют о весне и при этом стоят с каменными, равнодушными лицами – это порок. Пусть ребенок пока поет плохо, в итоге он научится петь хорошо и слышать два и три голоса. Важно, чтобы душа его становилась богаче. Когда, вооружая человека рациональными знаниями, мы эти знания не согреваем сердечным теплом, тогда они могут быть повернуты в любое русло, и в злое тоже.

Андрей КОВАЛЕВ,

музыковед

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте