Педагог-новатор Василий Сухомлинский предложил важнейшие принципы воспитания уже более полувека назад. Однако они до сих пор остаются актуальными.
Василий Сухомлинский посвятил свою жизнь воспитанию детей и созданию педагогической системы. В ее центре – личность ребенка как высшая ценность. На ее развитие направлены основные процессы, в основе которых лежат гуманизм, творчество и свобода воли. Педагоги Института воспитания рассказали о принципах воспитания, которые актуальны сегодня для учителей и родителей.
Книгу «Родительская педагогика» автор посвятил своим размышлениям о природе добра и зла, о способах воспитания в себе родителя. В книге предложен принцип «Воспитание начинается в семье». Роль отца и матери – важнейшая в жизни ребенка. В счастливой и любящей семье – основы здорового отношения к себе и миру, любознательность, стремление к гармонии. «Воспитывая своего ребенка, ты воспитываешь себя», — писал педагог.
В такой семье ребенок чувствует свою значимость, внешние конфликты теряют для него актуальность, ведь у него есть прочный внутренний стержень — тыл. Такие дети легче воспринимают любую информацию, у них больше энергии на учебу и общение. В своей книге Сухомлинский приводит примеры семейных отношений из реальной жизни. Он рекомендует родителям учиться воспитывать своих детей задолго до их рождения, это кропотливый труд. Желание учиться появится, когда мамы и папы будут хвалить ребенка за старания и обращаться к его сердцу.
«Сердце отдаю детям» – это произведение рассказывает о принципах воспитательной работы с дошкольниками и учениками начальной школы. Оно помогает духовному развитию педагогов, чуткости, ответственности. В книге предлагается принцип «Режима труда и отдыха». Согласно ему, лучше себя чувствуют те, кто рано ложится и рано встает, и кто активным умственным трудом занят по утрам. Недопустима зубрежка перед сном. Современные исследования подтверждают справедливость данного принципа. При дефиците сна способность изучать новую информацию снижается на 40 процентов.
Принцип «Без наказаний» выражает сомнение в необходимости и эффективности наказаний для детей. Ведь ребенок чувствует несправедливость в желании учителя, чтобы еще и родители наказывали за плохие оценки. Так появится неприязнь к умственному труду, ребенок ожесточится по отношению к учителю. Угроза наказания угнетает чувства и интеллект. Если постоянно заострять внимание на отрицательных поступках ученика, это угнетает его.
Книга «Рождение гражданина» рассматривает вопросы формирования личности подростка. Автор повествует, как пробудить интерес к знаниям, как сформировать желание трудиться и развить стремление к красоте. Принцип «Воспитание личности через труд» подразумевает, что труд является основой гармоничного развития личности. Постоянная праздность лишает радости бескорыстного созидательного труда. Чрезмерная забота старших порождает лень, единственной радостью становится потребление.
В «Письмах к сыну» автор показывает диалог отца и сына. Он размышляет о смысле жизни, профессии, долге, личностном развитии, а также ролях в семье. Принцип «Воспитание прекрасным» гласит, что среди всех средств воспитания воспитание красотой первично. Важно приобщать детей к природе.
В ясную погоду Сухомлинский проводил уроки на свежем воздухе, вместе с учениками сочинял истории о растениях и насекомых. Так он пробуждал в школьниках поэтическое творчество. Через красоту природы человек стал всматриваться в самого себя, – в этом педагог был убежден. Современные исследования подтверждают справедливость данного принципа. Большинство детей говорят, что после уроков на природе они чувствуют себя более уверенными и вдохновленными.
Книга «100 советов учителю» подсказывает, как стать настоящим учителем, где искать вдохновение. Автор предлагает способы для развития памяти и воображения учеников, помогает педагогу найти ключ к пониманию ребенка. Издание пригодится не только учителям, но и родителям. Согласно принципу «Вовлеченный педагог», только истинная любовь к детям, проявление заботы могут открыть детское сердце навстречу знаниям и расположить ребенка к наставнику. Ребенок, к которому взрослые равнодушны, теряет чуткость к добру и злу. Он перестает их отличать, становится подозрительным и недоверчивым, озлобленным.
Принцип «Безоценочности» описывает оценку как инструмент наказания. Оценивать знания детей можно лишь в старшей школе. Неудовлетворительные оценки в младших классах воспринимаются как оскорбление и унижают достоинство ребенка. Он рискует потерять веру в себя.
Книга раскрывает секреты профессионального мастерства, способы психологического настроя учителя, рассказывает о здоровье и полноте его духовной жизни. В произведении «100 советов учителю» Сухомлинский говорит о воспитании дошколят, важности чтения и рисования, советует, как научить ребенка пользоваться свободным временем и быть внимательным. Сухомлинский повествует и об особенностях работы с подростками. Об этих принципах известного педагога эксперты Института воспитания рассказали на страницах журнала «Семья и школа».
Комментарии