search
main
0

Воспитание начинается в семье: педагоги напомнили о принципах воспитания Василия Сухомлинского

Педагог-новатор Василий Сухомлинский предложил важнейшие принципы воспитания уже более полувека назад. Однако они до сих пор остаются актуальными.

Источник фото: институтвоспитания.рф

Василий Сухомлинский посвятил свою жизнь воспитанию детей и созданию педагогической системы. В ее центре – личность ребенка как высшая ценность. На ее развитие направлены основные процессы, в основе которых лежат гуманизм, творчество и свобода воли. Педагоги Института воспитания рассказали о принципах воспитания, которые актуальны сегодня для учителей и родителей.

Книгу «Родительская педагогика» автор посвятил своим размышлениям о природе добра и зла, о способах воспитания в себе родителя. В книге предложен принцип «Воспитание начинается в семье». Роль отца и матери – важнейшая в жизни ребенка. В счастливой и любящей семье – основы здорового отношения к себе и миру, любознательность, стремление к гармонии. «Воспитывая своего ребенка, ты воспитываешь себя», — писал педагог.

В такой семье ребенок чувствует свою значимость, внешние конфликты теряют для него актуальность, ведь у него есть прочный внутренний стержень — тыл. Такие дети легче воспринимают любую информацию, у них больше энергии на учебу и общение. В своей книге Сухомлинский приводит примеры семейных отношений из реальной жизни. Он рекомендует родителям учиться воспитывать своих детей задолго до их рождения, это кропотливый труд. Желание учиться появится, когда мамы и папы будут хвалить ребенка за старания и обращаться к его сердцу.

«Сердце отдаю детям» – это произведение рассказывает о принципах воспитательной работы с дошкольниками и учениками начальной школы. Оно помогает духовному развитию педагогов, чуткости, ответственности. В книге предлагается принцип «Режима труда и отдыха». Согласно ему, лучше себя чувствуют те, кто рано ложится и рано встает, и кто активным умственным трудом занят по утрам. Недопустима зубрежка перед сном. Современные исследования подтверждают справедливость данного принципа. При дефиците сна способность изучать новую информацию снижается на 40 процентов.

Фото: pixabay.com

Принцип «Без наказаний» выражает сомнение в необходимости и эффективности наказаний для детей. Ведь ребенок чувствует несправедливость в желании учителя, чтобы еще и родители наказывали за плохие оценки. Так появится неприязнь к умственному труду, ребенок ожесточится по отношению к учителю. Угроза наказания угнетает чувства и интеллект. Если постоянно заострять внимание на отрицательных поступках ученика, это  угнетает его.

Книга «Рождение гражданина» рассматривает вопросы формирования личности подростка. Автор повествует, как пробудить интерес к знаниям, как сформировать желание трудиться и развить стремление к красоте. Принцип «Воспитание личности через труд» подразумевает, что труд является основой гармоничного развития личности. Постоянная праздность лишает радости бескорыстного созидательного труда. Чрезмерная забота старших порождает лень, единственной радостью становится потребление.

В «Письмах к сыну» автор показывает диалог отца и сына. Он размышляет о смысле жизни, профессии, долге, личностном развитии, а также ролях в семье. Принцип «Воспитание прекрасным» гласит, что среди всех средств воспитания воспитание красотой первично. Важно приобщать детей к природе.

В ясную погоду Сухомлинский проводил уроки на свежем воздухе, вместе с учениками сочинял истории о растениях и насекомых. Так он пробуждал в школьниках поэтическое творчество. Через красоту природы человек стал всматриваться в самого себя, – в этом педагог был убежден. Современные исследования подтверждают справедливость данного принципа. Большинство детей говорят, что после уроков на природе они чувствуют себя более уверенными и вдохновленными.

Фото: Екатерина Иванова. UG.RU

Книга «100 советов учителю» подсказывает, как стать настоящим учителем, где искать вдохновение. Автор предлагает способы для развития памяти и воображения учеников, помогает педагогу найти ключ к пониманию ребенка. Издание пригодится не только учителям, но и родителям. Согласно принципу «Вовлеченный педагог», только истинная любовь к детям, проявление заботы могут открыть детское сердце навстречу знаниям и расположить ребенка к наставнику. Ребенок, к которому взрослые равнодушны, теряет чуткость к добру и злу. Он перестает их отличать, становится подозрительным и недоверчивым, озлобленным.

Принцип «Безоценочности» описывает оценку как инструмент наказания. Оценивать знания детей можно лишь в старшей школе. Неудовлетворительные оценки в младших классах воспринимаются как оскорбление и унижают достоинство ребенка. Он рискует потерять веру в себя.

Книга раскрывает секреты профессионального мастерства, способы психологического настроя учителя, рассказывает о здоровье и полноте его духовной жизни. В произведении «100 советов учителю» Сухомлинский говорит о воспитании дошколят, важности чтения и рисования, советует, как научить ребенка пользоваться свободным временем и быть внимательным. Сухомлинский повествует и об особенностях работы с подростками. Об этих принципах известного педагога эксперты Института воспитания рассказали на страницах журнала «Семья и школа».

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте