Сегодня вопросы воспитания подрастающего поколения встают особенно остро, поскольку в связи с происходящими в России социально-экономическими преобразованиями изменились и требования к человеку со стороны общества. В воспитательном процессе принимают участие семья, учреждения дополнительного образования, средства массовой информации. Но важнейшим фактором воспитания остается школа.
Наталья ПОВАРИЧ, учитель экономики гимназии №1, лауреат конкурса «Учитель года России-2009», Кемерово
Каждый классный руководитель простраивает свою воспитательную систему, включающую в себя различные формы работы, определяет приоритеты в работе с учениками. Неоценимую помощь в деятельности воспитателя оказывает успешный опыт коллег. Поделиться своими находками и предложить собственные сценарии различных внеклассных мероприятий получили возможность участники V Всероссийского конкурса для классных руководителей.
Авторы представили разработки не только классных часов, но и литературно-музыкальных композиций, спортивных эстафет, школьных праздников.
Очень много конкурсных материалов было посвящено теме Великой Отечественной войны, и, вероятнее всего, это связано не только с прошедшим 65-летием Победы, но и с тем, что сегодня у молодежи потеряны ценностные ориентиры, утрачено чувство любви к своей Родине, желание изучать историю Отечества. Среди педагогов, работающих над формированием представления о воинском долге, стремящихся воспитать уважение к старшему поколению и воинам-интернационалистам, хотелось бы отметить Наталью Кобзеву, классного руководителя 11-го класса аннинской средней школы №3 с углубленным изучением отдельных предметов (Воронежская область), со сценарием классного часа «День незабвенный, День Победы!»; Светлану Карлову, классного руководителя 10-го класса Волчно-Бурлинской средней школы Алтайского края, с блоком мероприятий, посвященных Великой Отечественной войне; Елену Зенченко, классного руководителя учебной группы №192 томского политехнического профессионального лицея №20, которая в рамках своего часа общения «Мы помним, мы гордимся!» использовала прием мозгового штурма, синквейн, работала с кластером. Эти и другие представленные мероприятия, без сомнения, способствуют сохранению исторической памяти, традиций и преемственности поколений через художественное слово, музыку, помогают ребятам понимать значение событий Великой Отечественной войны, воспитывают гражданственность и преданность Родине.
Авторы также подняли проблему изучения прав ребенка, отношений между людьми, толерантности. В рамках конкурса было представлено множество работ, посвященных этим темам. Наталья Кирюхина, классный руководитель 7-го класса средней школы №5 города Сызрани Самарской области, предложила создать планету «Верных друзей» в ходе космической экспедиции для того, чтобы научить подростков жить в мире с собой и другими. Тамара Кайгородова, классный руководитель 9-го класса средней школы №56 города Артемовский Свердловской области, формирует правовую культуру и общечеловеческие ценности у своих пятиклассников, воспитывает уважение к правам и свободам личности. Тема представленной ею работы так и звучит: «Я, мои права и обязанности». Знакомит учащихся с Конвенцией о правах ребенка и воспитывает у них осознанное отношение к своим правам Вера Дагбаева, классный руководитель 5-го класса лингвистической гимназии №3 города Улан-Удэ. Одно из самых нестандартных и интересных мероприятий – правовая игра для младших школьников «Старуха Шапокляк», разработанная Екатериной Маврычевой из села Пушанино Пензенской области. Уверена, что не один классный руководитель возьмет эту разработку себе на вооружение.
Много внимания уделяется детской дорожной безопасности. Немалая часть работ посвящена этому вопросу. По мнению учителей, школа должна информировать ребенка о том, как нужно вести себя на улице. «В детстве не научишься – всю жизнь промучишься» – так назвала свое внеклассное мероприятие по Правилам дорожного движения Надежда Гостева, классный руководитель 3-го класса средней школы №5 поселка Айхал Республики Саха (Якутия). А Татьяна Дашук, классный руководитель 5-го класса Михайловской основной школы Волгоградской области, углубляет и систематизирует знания своих учеников по Правилам дорожного движения во время выступления агитбригады.
Актуальной остается и проблема взаимоотношений между родителями и детьми, а также извечные вопросы: любовь, милосердие, гуманность. Марина Буравцова, классный руководитель группы студентов второго курса Осинниковского горнотехнического колледжа Кемеровской области, прислала очень интересный сценарий литературно-музыкальной композиции «Любовь как смысл человеческой жизни. Любовь и семья». Знакомит детей с понятиями «доброта» и «чуткость» Юлия Курачинова, преподаватель педагогики и дисциплин дополнительной квалификации «Педагог-организатор» Карачаево-Черкесского педагогического колледжа имени У.Хабекова, ее разработка называется «Экология души». Елена Медведева, классный руководитель 9-го класса Липицкой средней школы Серпуховского района Московской области, предлагает обсудить проблемы взаимоотношений между родными людьми на вечере этических раздумий «Родительский дом – начало начал». Работу в микрогруппах, разгадывание кроссвордов использует в своем мероприятии «Моя семья – мое богатство» учитель начальных классов средней школы №51 Саратова Марина Бобылева, которая помогла родителям и детям найти общий язык, а результатом этого взаимодействия стало создание генеалогического древа.
Не только о красоте душевной своих учеников переживают участники конкурса, физическое здоровье детей волнует их не меньше. Об этом свидетельствуют многочисленные разработки, связанные с культурой тела, заботой о здоровье и, конечно, с профилактикой вредных привычек. Видишь системный подход, когда знакомишься с целым комплектом сценариев классных часов по формированию здорового образа жизни, присланных на конкурс Наталией Горячевой, классным руководителем 11-го класса Белорусской средней школы Псковской области. Автор воспитывает у детей ответственное отношение к своему здоровью в противовес нарастающей в школьной среде никотиновой зависимости, дает знания о негативном воздействии курения на организм человека. Над этой же проблемой трудится Елена Любакова, учитель математики средней школы №30 Воронежа, также разработавшая комплекс мероприятий по профилактике табакокурения «Профилактика употребления наркотических веществ несовершеннолетними».
А коллектив авторов (Светлана Миронова, Ольга Тысячная, Людмила Левина, Екатерина Руденко – педагоги средней школы №2 города Ленинска-Кузнецкого Кемеровской области) порадовал высоким уровнем «круглого стола» «Наш взгляд в будущее» с точки зрения принципа наглядности. Очень тщательно подошли конкурсанты к разработке презентации, использовали видеофрагмент, иллюстрации.
Наши авторы затронули самые разные темы, на некоторых из них просто необходимо заострить внимание. Изучает историю развития винтокрылой авиации в нашей стране Наталья Гайдаенко, классный руководитель 10-го класса московской средней школы №1738 имени авиаконструктора М.Л.Миля. Наталья Викторовна прислала очень интересный и содержательный сценарий проведения торжественных мероприятий, посвященных столетию со дня рождения генерального авиаконструктора вертолетостроения. Учитель начальных классов Эльвира Гиниятулина, учитель начальных классов средней школы №15 Кемерова, прислала на конкурс подборку сценариев внеклассных мероприятий по обучению грамоте. Среди них утренник «Как хорошо уметь писать», игра «Умники и умницы», «Путешествие в страну знаний». Все эти мероприятия ориентированы на развитие познавательного интереса, интеллектуальных способностей и навыков общения младших школьников. Они помогают сплотить детский коллектив, обеспечивают внеурочную занятость детей. Актуальной сегодня проблеме профориентации посвятила свою конкурсную работу Наталья Блохина, учитель начальных классов средней школы села Большая Гусиха Саратовской области. Используя самые разные формы работы, задействовав каждого ребенка на сто процентов, она знакомит детей с миром профессий, воспитывает у них уважение к труду, развивает кругозор школьников.
К сожалению, невозможно отметить всех, чьи работы произвели неизгладимое впечатление. Радует тот факт, что с нашими детьми работают талантливые и творческие педагоги, воспитатели по своей сути.
Однако при этом хотелось бы отметить, что некоторые работы откровенно удивили – небрежностью в оформлении, орфографическими ошибками. В связи с этим хотелось бы пожелать будущим участникам конкурсов следующее. Продолжайте работать над темами, актуальными сегодня, поднимайте новые, неизученные проблемы. Не забывайте о том, что в рамках внеклассного мероприятия главные действующие лица – дети, а не педагог. Воспитатель должен обязательно ставить цель, которую он хочет достичь, и все используемые им приемы должны быть направлены на достижение этой цели. Старайтесь использовать информационные технологии, позволяющие представить ученикам материал как систему ярких опорных образов. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации значительно сокращает время обучения. На качество проведения внеклассных мероприятий также влияет наличие наглядных средств обучения: видеофильмов, аудиозаписей, иллюстраций и т. д. Помните, каким бы опытным ни был педагог, он не должен переставать учиться!
И наконец, позвольте пожелать вам в Год учителя новых свершений, новых побед, творчества, терпения и здоровья!
Комментарии