В последнее время я очень часто слышу слова: «Поделитесь своим опытом, расскажите о своем опыте работы». Что же для меня есть опыт работы? Чем я могу поделиться со своими коллегами?
Для кого-то опыт работы – это стаж, годы, цифры. Для кого-то – знания, приложенные и проверенные на практике. Я работаю воспитателем всего 7 лет. Разве могу я говорить о своем опыте, делиться им, когда рядом со мной работают мои коллеги, имеющие педагогический опыт более двадцати лет? Я не могу похвастаться годами, но делаю то, что естественно для каждой женщины, – люблю детей, воспитываю их, стараюсь быть для них помощником, советчиком и другом.Много общаясь со своими коллегами, посещая открытые занятия и мастер-классы, я поняла, что каждый педагог привносит в свою деятельность что-то авторское, особенное. И я задала себе вопрос: а что же особенного даю детям? И ответ для меня очевиден – музыка. Музыка как волшебный клубок из сказки ведет меня по моей жизни.В 1998 году я окончила Астраханскую государственную консерваторию по классу скрипки. Много лет работала в камерном оркестре, преподавала в музыкальной школе. Во мне всегда жил большой интерес к педагогической деятельности. Он усилился с появлением в моей жизни собственных детей. То, что я получила второе высшее образование в Московском педагогическом государственном университете, стало естественным решением. Я стала воспитателем. Вот здесь, наверное, и начинается мой опыт работы – соединение двух моих специальностей, двух моих профессий. Раньше моими слушателями были взрослые люди, ценители музыкального искусства, теперь моя аудитория расширилась – в нее пришли дети. Главная задача, которую я поставила перед собой, – художественно-эстетическое воспитание детей средствами классической музыки. Еще работая по своему первому образованию, я стала сталкиваться с проблемой эстетического образования детей. В наш век всеобщей компьютеризации, высоких технологий и прагматичного зарабатывания денег стремление к прекрасному почему-то стало угасать. Во многих семьях эстетическое образование – это традиция. В интеллигентных семьях музыкальное образование считается догмой. Если ребенок рождается в социально устойчивой семье, то с первых лет жизни его окружают забота, теплота и внимание родителей, которые создают первый окружающий его мир. Но сколько одаренных и способных детей растут в семьях, в которых не считают нужным или просто не могут эстетически развивать ребенка?! Взрослея, ребенок идет в детский сад, то есть попадает в новую среду общения. Детский сад берет ответственность за организацию образовательно-воспитательного процесса для подготовки детей к взрослой жизни, он не может не оказывать большого влияния на развитие способностей ребенка, его мировоззрение. Проблема художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста актуальна в наше время в связи с возрастающей потребностью общества в творческих личностях. Я обратила внимание на то, что эмоциональной сфере ребенка, к сожалению, не всегда уделяют достаточное внимание в отличие от его интеллектуального развития.Защитив дипломную работу по теме «Эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами классической музыки в условиях дошкольного образовательного учреждения», изучив теоретическую и методическую литературу, проведя диагностические исследования, я поняла, что у детей дошкольного возраста интерес к искусству довольно велик. Именно наличие интереса – первое из условий успешного воспитания. Пользуясь этим, умелые педагоги способны заложить прочный фундамент для развития эстетических качеств. Я думаю, что дошкольное учреждение может выступить посредником между миром искусства и ребенком.Я очень рада, что благодаря моему образованию могу приобщить детей к миру музыки, искусства, открыть вместе с ними мир радостных и волнующих переживаний, научить детей видеть красоту в окружающем, в поступках, во взаимоотношениях. Музыка развивает эмоциональную сферу. Она связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку.В настоящее время процесс слияния музыки с другими видами науки и искусства стал всеобщей тенденцией в образовании. Эмоциональной натуре ребенка близка и понятна музыка, она обладает неограниченными возможностями интеграции с другими науками, именно это уникальное свойство я использую в своей профессиональной деятельности. Невозможно переоценить роль музыки на занятиях как познавательного, художественно-эстетического, так и двигательного цикла. Специально подобранный и адаптированный музыкально-художественный материал обогащает содержание любой образовательно-воспитательной деятельности в нашей группе, способствует развитию трудовой, творческой, познавательной, физической, социально-коммуникативной и психоэмоциональной активности детей. Меня несказанно радовало, что 2014 год стал в России Годом культуры. Я старалась знакомить детей с эталонами музыкальной культуры, подбирая репертуар согласно возрасту детей. В музыкальный репертуар я включила произведения как классической, так и эстрадной, и детской музыки. Для этого в группе созданы все условия – имеется богатая фонотека, а дети имеют возможность самостоятельного выбора.Для проявления эмоционального отклика, переживаний у детей я использую произведения из «Детского альбома» П.И.Чайковского, А.Вивальди «Времена года», Л.В.Бетховена, Римского-Корсакова, Р.Шумана, В. Шаинского, Кабалевского.Проводя первое анкетирование родителей по этой проблеме, я обнаружила, что 60% родителей заинтересованы в художественно-эстетическом воспитании своих детей, считают, что развитие творческих способностей ребенка – важный процесс в воспитании личности. Оставшиеся 40% просто не задумывались о важности и о значимости музыки в жизни их ребенка. Я поставила перед собой задачу заинтересовать и развить в детях потребность, любовь к слушанию классической музыки. После бесед о концертах, музыкальных инструментах дети с радостью откликнулись на предложение самим посетить концерт «Где живет музыка», который проходил в близлежащей детской школе искусств им. Баха. С поддержкой и помощью родителей мы посетили этот концерт, позже наш детский сад принял участие в проекте «Классическая музыка в детском саду», а потом уже дети-исполнители из школы искусств имени Генделя приходили в дошкольное учреждение с различными концертными программами.Совместная работа с родителями не прекращалась – они участвовали в разнообразных формах совместной музыкально-художественной деятельности с детьми, способствующей возникновению ярких эмоций, творческого вдохновения. Мы посетили выставку музыкальных инструментов в Музее музыки имени Глинки и музыкально-театрализованное представление «Музыка в сказках и легендах». Я могу с уверенностью сказать, что такие экскурсии содействуют сплочению не только детского, но и детско-взрослого коллектива. Во многих семьях такое проведение выходного дня стало традицией. Сейчас, когда дети группы, в которой я работаю в настоящее время, достигли старшего дошкольного возраста, мы совместно с родителями планируем, а также рассматриваем готовые маршруты выходного дня в концертные залы, музыкальные театры, музеи, выставочные залы и просто красивые близлежащие парки, учитываем пожелания детей и предлагаем им принять участие в выборе. Моя воспитанница стала дипломантом городского фестиваля-конкурса «Классическая музыка в детском саду», где в номинации «Вокальное исполнение» пела песню Л.Бетховена «Сурок».Я думаю, что в моем опыте работы переплелись две нити из двух клубочков моих профессий – музыка и педагогика, что моя профессиональная деятельность педагога обогащена профессиональной деятельностью музыканта. Учитель начальных классов, в классе которой учатся восемь выпускников моей группы, отмечает, что эти дети очень раскрепощенные, открытые, разговорчивые и независимые, четко отстаивают свою точку зрения. А еще они очень творческие. Пятеро из моих воспитанников-выпускников занимаются в школах искусств. Когда-то я прививала им любовь к классической музыке, хороший вкус, а теперь они сами приходят в детский сад, но уже в качестве исполнителей. Многие родители моих теперешних пятилетних воспитанников говорят со мной о том, что дети хотят посещать кто музыкальную школу, кто художественную. Они считают, что это моя заслуга, а я думаю, что просто стала посредником между ребенком и миром искусства, очень рада, что эти дети поднимутся на новый культурный уровень, разовьют свой вкус и эстетическое восприятие, научатся отличать хорошую музыку от плохой, а в дальнейшем – хорошее от плохого и в самой жизни.«В жизни нет ничего лучше собственного опыта», – сказал Вальтер Скотт. Я думаю, что у меня есть опыт работы. И я буду его обогащать и применять в своей деятельности.Айна МИТРИЧЕВА, воспитатель школы №183
Комментарии