search
main
0

Воспитание искусством. Укрепление доверия к себе – лозунг тех, кто познает играя

Составляющие единой школьной среды не существуют обособленно друг от друга, а взаимодействуют, пересекаются, интегрируются. Так в школе №14 рождались школьные научные общества, элективные курсы, факультативы, предметные кружки, концерты, спектакли, выставки. Праздники, фестивали, многочисленные проекты.

Уникальность 14-й состоит в том, что предпосылки для развития творческих способностей ребенка, для подготовки его к осознанному выбору будущей профессии и успешной социализации создаются с первых же дней.

Этому во многом способствует эксперимент «Воспитание искусством». Началось все с того, что в 1998 году на базе школы был организован молодежный культурный центр «Образ». Он объединил все школьные коллективы в единую группу и дал импульс к разработке программы. В 2000 году эта программа получила экспертное заключение заведующей лабораторией театра Института художественного образования Российской академии образования, кандидата педагогических наук Александры Ершовой. Дочь Петра Михайловича – выдающегося театрального деятеля, автора работы «Режиссура как практическая психология», где он раскрыл и описал объективные законы человеческого поведения, – продолжает пропагандировать идеи отца, уверявшего, что ребенка надо воспитывать так, чтобы в будущем он мог вести полноценную борьбу во всех сферах человеческих отношений. А для этого ему необходимо создать такие условия, чтобы в процессе воспитания он находился на равной позиции с другими участниками воспитательного процесса. Только в этом случае ребенок научится объективно оценивать позиции партнеров и в дальнейшем эффективно «сражаться». Вот и в 14-й взяли на вооружение ершовский постулат «Театр – инструмент педагога».

Так здесь формируют ценностные ориентиры, коммуникативные навыки, адаптируют ребенка к социуму и снимают его страхи перед миром, дарят возможность в своей будущей работе использовать привычку примерить на себя роль и расширяют культурные горизонты.

В рамках эксперимента с 2002 года для учителей проводятся Всероссийская творческая лаборатория по проблемам хореографии, театральной педагогики и предметам из сферы искусства, адаптированным к преподаванию в общеобразовательной школе и студиях дополнительного образования детей и молодежи, мастер-классы по использованию новейших театральных и игровых методик на уроках и во внеурочное время. В настоящее время педагоги лаборатории разработали систему занятий для учителей-предметников, которые проводятся раз в четверть. Это своеобразные курсы повышения квалификации для работников школ. На них педагоги так же, как дети, духовно раскрепощаются, преображаются вместе с учениками. Ведь творчество особенно необходимо в педагогической деятельности. С помощью игровых и театральных методик их уроки обновляются, становясь интереснее и понятнее детям.

Технологии школьной творческой лаборатории направлены на гармонизацию личности ребенка, развитие его коммуникативных навыков, укрепление физического и психического здоровья всех участников учебно-воспитательного процесса. А их практическое применение используется при подготовке детей к школе, в дополнительном образовании, на уроках и факультативах, в предпрофильной подготовке и при подготовке к творческим конкурсам профмастерства.

Работа по воспитанию творческой гармоничной личности начинается в клубе «Малышок». Клуб живет десятый год и пользуется большой популярностью у родителей и детей, живущих не только по соседству, но и в дальних уголках Коломны. Занятия в клубе проходят по подготовке к письму, обучению счету, развитию памяти, внимания и мышления. Целью учителей, работающих с дошкольниками, является не только подготовка детей к школе, но и смягчение процесса адаптации в ней. Ведь многим известно изречение Василия Сухомлинского: «Прежде чем давать ребенку знания, нужно научить ребенка воспринимать, наблюдать, думать». Особо стоит подчеркнуть, что в основу деятельности по развитию памяти, внимания, мышления, а также по обучению письму и счету положено творческое начало. Преподаватели начальных классов ни на минуту не забывают о том, что главная задача – развитие творческих способностей детей, и не случайно школа №14 названа школой развития творческой личности. Далее, когда дети поступают в первый класс, работа по развитию памяти, внимания, мышления и творческих способностей продолжается в начальном звене. Школьное методическое объединение учителей начальных классов имеет богатый опыт работы в данном направлении и делится им на ежегодном городском семинаре.

Помогает в работе учителям начальных классов и дополнительное образование. На занятиях таких кружков, как «Театральные игры», «Сценическая речь», «Хореография» и «Прикладные ремесла», не только развиваются память, внимание, мышление, но и творческие способности детей. Идет формирование творческой личности. Охват детей начальной школы кружковой работой в рамках эксперимента «Воспитание школьников» стопроцентное. Надо сказать, что ученики начальных классов с большим интересом посещают кружки, некоторые продолжают заниматься у любимых педагогов и в среднем звене. Об интересе ребят к занятиям театральными играми, прикладными ремеслами, сценической речью, хореографией говорит многое. Но главное – их горящие нетерпением глаза, когда они спешат на встречу со своим очень важным, очень увлекательным и привлекательным делом.

Здесь не сдерживают творческие порывы детей, педагоги 14-й мечтают, чтобы их ученики развивались и совершенствовались. И пусть из девчонок и мальчишек не получится профессиональных вокалистов, танцоров, артистов, они благодаря своим творческим бдениям адаптируются к различным жизненным ситуациям, преодолеют психологический дискомфорт. Технологии Всероссийской творческой лаборатории используются учителями при проведении уроков и факультативов.

Так, например, коллектив 14-й обрел друзей из педагогов-новаторов театра Ершова. Ими разработан особый социоигровой стиль обучения, позволяющий увидеть сопряжение театральной, герменевтической и педагогической деятельности. Познакомились коломенцы и с таким понятием, как «драмогерменевтика», вариантом обучающего и воспитывающего совместного проживания урока всеми его участниками, включая учителя. Это педагогическое направление предполагает обучение ее последователей единому стилю, образу, приемам, а также нахождение каждым из них своего собственного, индивидуального почерка. Укрепление доверия к себе – лозунг, относящийся и к ученикам, и к учителю. Драмогерменевтику можно рассматривать как профессиональную игру, построенную на открытии содержаний в формах и форм в содержаниях.

Кто-то из девятиклассников посещает элективный курс «Час театра», кто-то обучается по специальности «руководитель кружка художественного слова». Новейшие театральные и игровые методики творческой лаборатории стали изюминками не только уроков, но и предпрофильной подготовки школьников, и занятия «Технология».

Педагоги и ученики 14-й становятся победителями и призерами городских конкурсов «Педагог года Коломны» и «Ученик года Коломны». Можно с уверенностью сказать, что неповторимостью своих презентаций они обязаны Всероссийской творческой лаборатории «Пока горит свеча».

Дети под руководством опытных наставников выходят уже на международный уровень. В школе работают четыре творческие студии. Образцовый хореографический коллектив «Импульс» выступал в Голландии, в Испании побывал образцовый вокальный ансамбль «Роса», за рубежом демонстрировали свои таланты и юные артисты из образцовой театральной студии «Парадокс».

Не так давно в школе №14 прошел педсовет, посвященный взаимодействию основного общего и дополнительного образования как важнейшего условия воспитания творческой личности ученика. На нем подвели итоги успешной интеграции образования и воспитательной работы, а также определили дальнейшие перспективы развития эксперимента «Воспитание искусством». Сейчас 14-я – единственное в городе и районе общеобразовательное учреждение с художественно-эстетическим и культурным уклоном, имеющее федеральное звание «Образцовый детский коллектив». Педагоги студий оказывают научно-методическую помощь всем единомышленникам, проводя мастер-классы и открывая свои ноу-хау в авторских образовательных программах. Они делятся с другими мнением: если дети будут обучаться в игре, то они не только многому научатся и сохранят свое моральное здоровье, но и выйдут в жизнь с установкой, что в любой работе можно увидеть интерес и выполнять ее с желанием, то есть со стремлением к качеству.

Ирина КРАСНОВА, зам. директора школы №14, Алексей ТКАЧЕВ, директор культурного центра «Образ», Коломна

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте