Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего люди. Из них на первом месте – родители и педагоги.
Антон Макаренко
«Важно воспитывать подрастающее поколение в духе ценностей большой, многодетной, дружной семьи, заботы о ближних, детях и родителях, создавать условия для профессиональной, творческой самореализации молодых людей, решения насущных социальных, инфраструктурных проблем», – Владимир Путин обозначил важнейшие приоритеты современности.
Объединение усилий школы и родителей является обязательным условием успешного решения как учебных, так и воспитательных задач, «без социально-педагогического партнерства субъекты образовательного процесса не способны обеспечить полноценное духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся» (Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков. – М. : Просвещение, 2009. – С. 20.). На это указывает и Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: «Стратегия создает условия для формирования и реализации комплекса мер, учитывающих особенности современных детей, социальный и психологический контекст их развития, формирует предпосылки для консолидации усилий семьи, общества и государства, направленных на воспитание подрастающего и будущих поколений» (Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, с. 2).
Ребенок приходит в школу, когда у него уже сформированы основные социальные навыки и когда он сам может контролировать себя и работать над собой в эмоциональном и когнитивном плане. Все навыки, которые он приобрел с рождения, сформировались в семье и будут продолжать в дальнейшем развиваться и крепнуть уже под покровительством не только семьи, но и школы. Зачастую происходит так: с началом школьного периода в жизни ребенка семейное воспитание словно уходит на второй план, ведь большую часть времени днем ребенок проводит в школе, взаимодействуя с одноклассниками и педагогами, которые работают с его классом. Но это не так. Семья и школа с единой системой ценностей и воспитания являются опорой и поддержкой для становления личности ребенка и для его разностороннего развития. Их сотрудничество – это путь к качественному образованию и воспитанию подрастающего поколения. Да, бывают разные жизненные ситуации, разные семьи и дети, но цель современной образовательной организации состоит в том, чтобы найти и предоставить все возможности для каждого ребенка раскрыть свои таланты и сформировать лучшие личностные качества и готовность к будущей взрослой самостоятельной жизни.
Существует несколько стилей семейного воспитания, которые имеют большое влияние на социализацию, развитие ребенка, формирование его качеств: авторитарный, демократический, попустительский, хаотический, опекающий. Педагогическому коллективу важно вовремя определить, в каких условиях растет ребенок, какие отношения и правила царят у него в семье, чтобы грамотно планировать свою деятельность по воспитанию и находить ключ к каждому ребенку.
Какой ребенок пришел к нам в класс, что требуется каждому обучающемуся и классу, как помочь ребенку в его затруднениях, как помочь семье понять причины затруднений, как взаимодействовать с семьей, чтобы установить сотрудничество семьи и школы? Эти и многие другие вопросы и ответы на них важны для всех педагогов, работающих в каждом конкретном классе, и особенно для педагога, который принимает на себя обязанности руководителя класса. «Ближе всего к ученикам их классные руководители. Такая постоянная каждодневная работа, связанная с обучением, воспитанием детей, – это огромная ответственность, и она, конечно, требует особой подготовки наставников и их особой поддержки» (из Послания Президента РФ Федеральному Собранию от 15.01.2020).
Каким надо быть современному классному руководителю, чтобы поднять весь груз возникающих проблем? Он должен стать настоящим руководителем класса.
Про него можно сказать, что он «правофланговый» педагогического труда, что, разумеется, не умаляет значимости других педагогов, но выделяет его роль среди всего педагогического коллектива, так как именно классный руководитель в первую очередь узнает о детях, жизненных обстоятельствах, в которых они родились и растут, погружается в жизнь каждого ребенка и его семьи, становится часто вольным или невольным свидетелем каких-то сокровенных секретов ребенка и подробностей психологической атмосферы, царящей дома у каждого ученика его класса, выстраивает индивидуальные и групповые образовательные маршруты, обеспечивает продвижение по этим маршрутам и навигацию между разнообразными возможностями социокультурного пространства города и школы. Именно поэтому ему очень важно завоевать доверие и учеников, и их родителей, чтобы они верили ему, были уверены в его профессионализме, не боялись вместе искать решение возникающих проблем, видели в нем союзника, ответственного и отзывчивого помощника и организатора сотрудничества между педагогами, администрацией школы, детьми и их родителями (законными представителями).
Функционал руководителя класса расширяется, наполняется новыми смыслами. Целью деятельности классного руководителя становится не просто и не только сплочение классного коллектива, а создание условий для саморазвития и самореализации личности каждого обучающегося, его успешной социализации в обществе на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и общепринятых правил и норм поведения в интересах ребенка, семьи, общества. При этом традиционная для классного руководителя работа по сплочению класса становится необходимым условием для комфортного обучения, обретения знаний и навыков социализации, средством развития коммуникативных компетенций обучающегося.
Для реализации поставленной цели классному руководителю необходимо совершенствовать свои умения:
– организационные умения и организаторские навыки, чтобы быть организатором, модератором, навигатором, активным участником управленческой команды;
– коммуникативно-речевые умения, чтобы быть хорошим оратором, лидером, умеющим быстро адаптироваться в различных ситуациях и грамотно и понятно формулировать свои мысли;
– психолого-педагогические умения и эмоциональный интеллект, чтобы эффективно выполнять роль медиатора и наставника, создавать благоприятные психолого-педагогические условия для общения со всеми участниками образовательных отношений, распознавать и регулировать не только свой эмоциональный фон, но и всех участников взаимодействия с ним;
– рефлексивные, чтобы оценивать свои действия в соответствии с установленными нормами, обобщать, определять проблемы в собственной деятельности, устанавливать причины возникновения проблем, вносить необходимые изменения в свою деятельность и речевое поведение;
– цифровые, чтобы осознанно применять цифровые ресурсы города и школы, создавать свой цифровой образовательный контент, отвечающий современным требованиям, уметь работать с информацией – собирать, анализировать, структурировать, проверять на достоверность.
Таким образом, оформился запрос на создание комплексной поддержки деятельности педагогических работников, осуществляющих классное руководство. Запрос государственный, четко обозначенный в поручениях Президента РФ Правительству РФ, высшим исполнительным органам государственной власти субъектов РФ, Министерству просвещения РФ, озвученных в начале этого года: наряду с повышением статуса учителя создать надежную систему мотивации классных руководителей к новому результату и новому содержанию деятельности, разработать критерии эффективности деятельности классных руководителей.
Запрос общественный и педагогический на формирование в школе нового института руководителей класса.
Сегодня руководитель московской школы делегирует руководителю класса определенные полномочия, которые закреплены в локальном акте школы – Положении о руководителе класса/руководстве классом. Руководителю класса согласно Примерному положению доверено самостоятельно определять цели, приоритетные направления, содержание и формы работы с обучающимися класса; оптимизировать, корректировать и контролировать образовательный процесс во вверенном ему классе; инициировать и проводить малый педагогический совет.
Руководитель класса – это тот человек, который непосредственно работает с семьями учеников, с обращениями родителей и родительской общественности, в его правах закрепляется возможность вносить на рассмотрение руководителем образовательной организации предложения как от имени классного коллектива, так и от своего имени. Он полноценный участник управленческой команды школы и может самостоятельно принимать управленческие решения. Руководитель класса осуществляет свою деятельность, используя в работе проектный подход в управлении классом, группой и каждым учеником и, конечно же, во взаимодействии со всеми участниками образовательных отношений. Возрастает значение надежно выстроенного взаимодействия с коллегами – учителями-предметниками, классными руководителями на параллели обучения, а также с другими классными руководителями – для обеспечения преемственности и соблюдения традиций школы.
Так все-таки что меняется в системе образования с изменением наименования «классный руководитель» на «руководитель класса»? Какие условия должны быть созданы в современной школе, чтобы в ней появился такой педагог – руководитель класса?
Первым важным условием результативных перемен должна быть готовность самого педагога к изменению содержания деятельности и активному использованию современных технологий, его зрелая мотивация к выполнению управленческих функций, к новому содержанию и формам деятельности, к новому результату.
Это готовность к пониманию того, что он – руководитель класса – педагог, который управляет ресурсами, условиями, изменениями, достигая целей и запланированных результатов.
Не скроем, что, общаясь с московскими классными руководителями, мы неоднократно сталкивались с первичным их сопротивлением принятию новой роли руководителя класса.
Вся аргументация сводилась к высокой педагогической загруженности, нехватке времени для осуществления обозначенных функций. Тем не менее не отрицалась необходимость внесения корректив в саму организацию воспитательной деятельности, носящей зачастую стихийный характер. Однако освоение в ходе обучения новых инструментов и подходов переламывало это сопротивление и убеждало классных руководителей в том, что именно в новой роли им удастся поднять воспитание на новый уровень и сделать воспитательную деятельнсть более эффективной, то есть приводящей к лучшему результату при меньших затратах, в первую очередь временных.
Классные руководители, прошедшие обучение по программе «Классный руководитель – руководитель класса. Проектный подход в управлении классом», так ответили на вопрос об изменениях, произошедших в школе после обучения.
– Стало проще работать, произошла экономия времени на коммуникативные задачи. Мы поняли, что действительно играем определенную роль в работе управленческой команды. И управленческая команда тоже начала нас слышать. Мы стали говорить на одном языке, – говорит Анна Артеменко из школы №2109.
– Лично у меня работа классного руководителя стала отнимать не скажу, что меньше времени, она стала более структурированной. Мне стало проще, легче контактировать с детьми, с родителями, разруливать какие-то конфликтные ситуации. Вот сейчас для себя могу совершенно точно отметить, что, несмотря на то что остаются самые разные моменты – и негативные, и позитивные, решение их намного структурированнее в моей голове, – отмечает Светлана Ильенко из школы №1560 «Лидер».
Вторым, и главным, условием для реализации этой идеи должно стать безоговорочное принятие нового статуса руководителя класса всем педагогическим коллективом – от директора до учителя-предметника. То есть к такой сложной деятельности должен быть готов не только руководитель класса, но и весь педагогический коллектив школы. Руководитель образовательной организации готов делегировать часть своих управленческих полномочий руководителю класса. Педагоги, работающие с классом, представители школьной администрации осознают в полной мере широту полномочий и ответственность руководителя класса, понимают и принимают его место и роль в структуре управления образовательной организацией.
Не менее важно осознание необходимости работать в унисон, одинаково понимать и принимать миссию, цели и задачи школы, выстраивать общую стратегию, ориентированную на достижение планируемых вместе образовательных результатов, создавать и реализовывать систему воспитания и социализации школы. При этом первый помощник и координатор деятельности руководителя класса – это заместитель руководителя по воспитанию и социализации.
Реализовать такую комплексную поддержку и выстроить эффективное взаимодействие с руководителем класса в московской системе образования помогает программа повышения квалификации для заместителя руководителя по воспитанию и социализации в современной образовательной организации. Подготовлена к апробации программа для директоров московских школ «Директор школы – руководитель руководителей класса», проводится работа со всем педагогическим коллективом школы через программу перезагрузки.
Востребованными форматами работы в проекте «Классный руководитель – руководитель класса» стали дискуссионные площадки, интерактивные педагогические советы, стратегические сессии, семинары по взаимообучению, рабочие встречи в рамках проектного офиса с участием директоров школ, заместителей директоров, классных руководителей, иных педагогов, в которых приняли участие свыше 3800 человек. Задача проводимых мероприятий – мотивация руководителей образовательных организаций и управленческих команд, педагогов и классных руководителей на осознание и принятие новой роли классного руководителя в школе, на передачу ему реальных полномочий по управлению классом и создание необходимых для этого условий.
Проект «Классный руководитель – руководитель класса» существует в непрерывном развитии, живо откликаясь на социальные, технологические и политические изменения. В настоящее время готовится к реализации новая программа повышения квалификации для педагогических работников, осуществляющих классное руководство, – «Руководитель класса – ключевая фигура в обновлении системы воспитания и социализации обучающихся», разрабатываются дистанционные модули для классных руководителей, дополняются и корректируются ранее разработанные документы по регламентации деятельности руководителя класса: Положение о руководителе класса и регламент взаимодействия руководителя класса с администрацией и педагогами образовательной организации.
Появление в школе руководителя класса с новыми полномочиями и ответственностью становится наиболее реальным механизмом сопровождения каждого обучающегося в процессе индивидуализации образовательных маршрутов, расширения диапазона возможностей получения образования как внутри школы, так и вне ее стен, взаимозачетов учебных достижений.
Таким образом, сохраняя привычную роль наставника и воспитателя, руководитель класса становится своеобразным навигатором своих подопечных по образовательным просторам, ориентирующим их в возможностях школы и города, расширяя тем самым образовательное пространство далеко за пределы школьных стен. Эта работа руководителя класса проходит в тесном взаимодействии с педагогами школы и родителями детей, способствуя укреплению связи семьи и школы, одинаково заинтересованных в успешной будущей жизни каждого юного москвича. Очень важно, чтобы руководитель класса стал ключевой фигурой системы воспитания и социализации школы во взаимодействии с семьей каждого ребенка.
О том, как успешно выполнять роль руководителя класса, расти профессионально и организовать эффективное взаимодействие с семьей обучающихся, как вовлечь ее в воспитательный процесс совместно с усилиями школы даже в непростых условиях всеобщей временной самоизоляции, читайте в следующей статье.
Ольга ПОКОСОВСКАЯ, эксперт МЦРКПО;
Екатерина СУХАНКИНА, эксперт МЦРКПО
Комментарии