search
main
0

Воспитание – это внушение? Диагностико-технологический практикум

Оценочные процедуры

Продолжение. Начало в №39 за 2006 г., №4, 2007 г.Полностью публикация приведена в формате PDF:Скачать/Просмотреть(Для просмотра необходима программа Adobe Reader или ее произвольный аналог).

А судьи кто?

Единственная правомерная оценка – это оценка потребителями. Только в этом случае обеспечивается непрерывность (преемственность) образования:

– результаты дошкольного образования должны оценивать учителя первых классов,

– результаты начального образования – учителя пятых классов,

– результаты выпускных классов должны оценивать вузы,

– результаты работы вузов – дирекции предприятий, где работают молодые специалисты.

Что такое компетентность экспертов?

Компетентный эксперт умеет преодолевать возникающие трудности. Их количество велико, поэтому ограничуюсь описанием двух наиболее типичных.

Первая трудность связана с наличием огромного количества признаков, влияющих на результат работы. Так, например, по оценке психологов, на успешность обучения влияют более 300 признаков. Учесть все невозможно. Наиболее труден сбор первичной информации. На этом этапе можно использовать не больше 12 признаков. В методологии науки этому созвучно известное требование Н.И.Лобачевского о необходимости в каждой науке минимизировать систему основных понятий.

Вторая типичная трудность экспертов состоит в том, что для оценки любого признака можно предложить довольно большой набор критериев. Но как выбрать ту мерку, которая наиболее пригодна для данного случая?

Эти типичные трудности экспертов стоит рассмотреть особо.

Жесткость критериев

Для оценки успешности обучения предложено множество критериев. Самые популярные: количество отличников, количество занимающихся на «4» и «5», количество занимающихся без двоек.

Первый слишком жесткий для большинства классов и школ, так как обычно количество отличников не превышает 10 процентов и отличается стабильностью, неизменностью.

Последний слишком мягок. Если его значение составляет порядка 99 процентов, то возможность наращивания весьма ограничена.

Школы охотно применяют второй из названных критериев, считая, что он отражает качество обучения: вариативность значений этого критерия высока, и поэтому он наиболее удобен для оценки происходящих изменений.

Заметим, что для любых признаков возможно введение критериев разной жесткости. Условно можно считать, что критериям средней жесткости соответствует от 30 до 70 процентов учеников. Если критерию соответствует более 70 процентов, то его можно считать мягким; если менее 30 процентов, то критерий следует признать жестким.

Всегда предпочтительнее применение критериев средней жесткости – и с практической, и с теоретической точки зрения. Для практиков важно, что они лучше стимулируют детей. А теоретики считают, что в этом случае легче выявляются взаимосвязи между признаками, объективнее становится проведение диагностики.

Система основных признаков

В педагогике не существует обоснованной в соответствии с требованиями Н.И.Лобачевского системы основных понятий. Соответственно нет и системы основных признаков.

Говоря о воспитании, можно привести 18 определений, взятых из разных учебных пособий по педагогике. Присмотритесь, какие они разные!

1. Воспитание – это один из видов человеческой деятельности, который преимущественно осуществляется в ситуациях педагогического взаимодействия воспитателя с воспитанником при управлении игровой, трудовой и другими видами деятельности и общения воспитанников с целью развития его личности или отдельных личностных качеств, включая и развитие его способностей к самовоспитанию.

2. Воспитание – передача старшими поколениями и активное усвоение новыми поколениями социального опыта, необходимого для жизни и труда в обществе.

3. Воспитание – процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной воспитательной системы, обеспечивающей взаимодействие воспитателей и воспитуемых.

4. Воспитание в широком смысле рассматривается как общественное явление, как воздействие общества на личность. В данном случае воспитание практически отождествляется с социализацией…

5. Специальная целенаправленная деятельность педагогов по формированию у ребенка качеств, необходимых для его участия в жизни общества.

6. В узком социальном смысле под воспитанием понимается направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни.

7. В широком педагогическом смысле воспитание – это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс.

8. В узком педагогическом смысле воспитание – это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач.

9. В широком педагогическом значении – процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной системы, обеспечивающей взаимодействие воспитателей и воспитуемых.

10. В узком педагогическом значении – целенаправленная воспитательная деятельность, имеющая целью формирование определенных качеств, свойств и отношений человека.

11. Воспитание – это передача общественно-исторического опыта новым поколениям с целью подготовки их к общественной жизни и производительному труду.

12. Социальное целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для развития человека.

13. Воспитание – это формирование самоуправляющейся личности.

14. Воспитание – это процесс целенаправленного, систематического формирования личности в целях подготовки ее к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни.

15. Воспитание – относительно осмысленное и целенаправленное взращивание человека в соответствии со спецификой целей, групп и организаций, в которых оно осуществляется.

16. Воспитание – это процесс ориентации детей в культурно-социальном пространстве общества, вырабатывание у них определенных отношений к тем или иным общественным явлениям и понятиям, установление иерархической системы ценностей.

17. В педагогической литературе можно встретить несколько синонимов слова «воспитание». Это образование, формирование и даже просвещение.

18. Воспитание – это внушение.

Даже если отбросить явно абсурдные определения (17, 18), неточные (2, 4, 6, 7, 10, 11, 12, 14, 15), содержащие порочный круг (3, 8, 9), подмену цели воспитания содержанием, методами или условиями (1, 3, 6, 7, 12, 18), то все же остаются два (5, 13), существенно отличающихся друг от друга.

Не меньшая путаница в определениях обучения, развития, образования. Методологически ее возникновение легко понять, если учесть, что любая наука развивается путем обобщений (это заметил еще А.Пуанкаре), что в поисках истины надо идти от простого к сложному, но не наоборот. Другими словами, система основных понятий не должна содержать сложных композиций; она должна отражать формируемые свойства учащихся, то есть надо разобраться, чему учить, какие нравственные качества воспитывать, какие свойства психики развивать.

Приведем наиболее важные признаки и возможные критерии для их оценки, при этом обозначим соответствие жестким критериям отметкой «5», для критериев средней жесткости используем отметку «4», а самый низкий уровень (соответствие лишь мягким критериям) будем обозначать отметкой «3».

1. Здоровье (Зд):

«5» – ученик абсолютно здоров,

«4» – иногда болеет,

«3» – имеет хронические заболевания.

2. Доброта (Д):

«5» – социальная доброта, справедливость,

«4» – доброта к одноклассникам,

«3» – доброта в семье.

3. Культура общения (КО):

«5» – деликатность,

«4» – внимательность к товарищам,

«3» – внешняя вежливость.

4. Трудолюбие (Тл):

«5» – умение конструировать,

«4» – владение полезными умениями,

«3» – аккуратность.

5. Нравственность (Нр):

«5» – наставничество,

«4» – стремление к взаимопомощи,

«3» – скромность.

6. Эмоции (Э):

«5» – разнообразие эмоций,

«4» – умение управлять эмоциями,

«3» – отдельные проявления эмоций,

7. Речь (Р):

«5» – лаконичная, точная,

«4» – логичная,

«3» – выразительная.

8. Воля (В):

«5» – организованность,

«4» – настойчивость, целеустремленность,

«3» – самостоятельность, решительность.

9. Мышление (М):

«5» – классификация, систематизация,

«4» – обобщение, перенос,

«3» – сравнение, анализ, синтез.

10. Сохранение мотивации (СМ):

«5» – преодоление разрушений мотивации,

«4» – опора на социальные мотивы,

«3» – опора на мотив ответственности.

11. Репродукция учебного материала (Рп):

«5» – построение структурно-логических схем,

«4» – пересказ с опорой на структурно-логические схемы,

«3» – пересказ с использованием опор.

12. Овладение общеучебными умениями (ОУ):

«5» – постоянно совершенствуемое,

«4» – оптимальное,

«3» – нормативное.

13. Системность и применение знаний (СЗ):

«5» – творческое применение,

«4» – стандартное применение,

«3» – понимание материала.

14. Разум, социальная зрелость (Рз):

«5» – разумная деятельность,

«4» – сформированность разума,

«3» – частичная сформированность разума.

В этой системе возможны упрощения. Так, в практике работы эспериментально-технологической площадки «Преемственность» используется упрощенный вариант косвенной оценки. Для оценки развития используются стратиграфические данные: количество учеников, занимающихся без троек (группа М, совершенствования мышления), с одной-двумя тройками (группа В, совершенствования волевых качеств), с большим числом троек (группа Р, развития речи), только на тройки и двойки (группа Э, преодоления эмоционального надлома). Эта система предназначена для оценки 5-6-х классов, где успешность обучения определяется состоянием общеучебных умений. Их уровень может оказаться недостаточно высоким, поэтому они оцениваются более подробно.

Задание

1. Проанализируйте приведенную матрицу №1 свойств ученика.

Что можно предложить этому ребенку для повышения культуры общения и трудолюбия?

2. Проанализируйте матрицу свойств пятого класса одной из школ.

Для каждого признака использовались критерии средней жесткости.

В матрице №2 указано количество учеников (в процентах), соответствующих этим критериям.

Какие признаки требуют усиленного внимания?

Для каких признаков можно использовать более жесткие критерии?

Всеволод ЗАЙЦЕВ, научный руководитель Межрегиональной экспериментально-технологической площадки «Преемственность»

Продолжение следует

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте