search
main
0

Воспитание чувств

Они что, ненормальные?

На одном из уроков истории рассказываю ребятам о том, что первая четверть прошлого века для России была взлетом русского духа, патриотизма. Привожу пример. Офицер, участник Бородинского сражения, пишет, что его полк стоял перед батареей Раевского. Когда они узнали, что стоят на главном направлении удара противника, то были горды тем, что им доверили столь ответственное дело. Как только я рассказал это, с задней парты услышал удивленное: “А они что, ненормальные были?”

Долго не выходила из головы у меня эта реплика. Да, действительно, трудно объяснить нынешним подросткам, что умереть за Родину – это не фарс, что у каждого офицера было сильно развито чувство долга, патриотизма. А что патриотизм для нынешних ребят? Что-то мы недодали нынешним мальчишкам и девчонкам. Невольно вспомнилось, как проводились у нас училищные линейки. В среду линейка посвящалась проводам отряда на пост # 1. Выходил “старый” юнармеец, ученик третьего курса, который несколько раз нес почетную вахту у Вечного огня, и унылым голосом убеждал всех, как это почетно, как это интересно. Говорил примерно следующее: “К нам подходили интересные люди, все рассказывали. Потом мы ходили в музей, было очень интересно”. На этом запас “интересных впечатлений” у третьекурсника иссякал. Он уступал место кому-нибудь из взрослых. Тот, в свою очередь, бодрым голосом напутствовал ребят. И однажды я услышал из уст взрослого знаменательную фразу: “Администрация училища, партийная, комсомольская, профсоюзная организации надеются на то, что вы с честью выполните это порученное обязательство”. Во мне долго билось это случайное словосочетание, странным образом отразившее суть происходящего. Именно “порученное обязательство”, иначе не скажешь. Потом в дневниках у Пришвина я нашел подтверждение своей мысли. Рассуждая книжно, принципиально, сокрушался писатель, мы пропустили то малое, живое, природное, без чего жизнь не в жизнь. Нельзя воспитать патриотизм по поручению, по обязательству. Учимся ли мы сегодня на прежних ошибках, найдем ли путь к сердцу наших ребят?

Валерий ПЕДИН, преподаватель истории лицея # 68

Нижегородская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте