search
main
0

Воспитание будущего

Заметную роль в структуре научной деятельности МГПИ играют научно-исследовательские центры. В 2010 году начали свою работу 4 научных центра – Центр стратегии развития содержания гуманитарного образования, Центр развития ребенка и здоровьесберегающей деятельности в образовании, Центр развития систем и технологий социализации детей и молодежи и Центр социально-педагогических стратегий развития образовательных пространств. Они ведут свою историю от лабораторий и методических управлений вуза, поэтому обладают значительным багажом научно-исследовательских работ, позволяющих активно внедрять современные технологии обучения и воспитания. Деятельность центров ориентирована на совершенствование профессиональной подготовки участников образовательного процесса, создание благоприятных условий для планирования и организации учебного процесса, научных исследований и воспитательной работы.

Центр стратегии развития содержания гуманитарного образования работает под руководством доктора педагогических наук Александра Кутузова. В центре разрабатываются принципы и критерии отбора содержания гуманитарного образования, модели учебных пособий нового типа по литературе, ведутся отбор адекватных гуманитарным предметам интерактивных стратегий обучения чтению и описание механизма и алгоритма внедрения их в учебный процесс. В соответствии с запросами современного образования разрабатываются интерактивные формы внеаудиторной работы со студентами и школьниками (литературный салон, мастерская творческого письма, литературно-краеведческие экспедиции). К настоящему времени изучено содержание гуманитарного образования в классических гимназиях России XIX в. Для определения преемственности (А.Кутузов, Т.Калганова) выявлены проблемы развития гуманитарного образования на рубеже XIX-XX вв. (Т.Ивенина), содержание литературного образования XIX-XX вв. (М.Стацюк), содержание образования по русскому языку в XX в. (И.Текучева), исследованы концепции гуманитарного образования государственных образовательных стандартов первого и второго поколений (А.Кутузов, Т.Калганова), разработаны теоретические основы методологии современного литературного образования (А.Кутузов, Е.Романичева), содержания образования по русскому языку как родному (А.Глазков, И.Текучева). Основные подходы к содержанию русского языка как неродного отражены в исследованиях М.Берсеневой, к изучению литературы и фольклора в условиях поликультурного и полиэтнического пространства Москвы – в работах Э.Шафранской. Подготовлено учебно-методическое пособие для студентов по истории литературного образования и отечественной методике преподавания литературы, разрабатывается проблема современного школьного учебника по литературе (Е.Романичева). Методологическую основу курса по русской литературе ХIХ в. и программу для бакалавров готовит Г.Романова. Исследуются социальные, филологические и лингвистические аспекты чтения в современном мире, проведен мониторинг чтения студентов-филологов и школьников-подростков, на ежегодной межвузовской научно-практической конференции «Филологические традиции в современном литературном и лингвистическом образовании» этой проблеме уделяется значительное внимание, посвящается специальная секция. Вопросами анализа текста художественных произведений занимаются М.Павловец, Г.Романова, И.Кукулин. Важным направлением деятельности Центра стратегии развития содержания гуманитарного образования стала разработка методики взаимодействия УМК по русскому языку и литературе (В.Колганова, И.Текучева), по истории и литературе (Т.Ивенина, Т.Калганова). По итогам исследований содержания гуманитарного образования в декабре 2009 года вышел сборник научных статей под редакцией А.Кутузова «Стратегия гуманитарного образования». Сотрудники центра опубликовали более 120 работ.Целью создания Центра развития ребенка и здоровьесберегающей деятельности в образовании были организация и внедрение эффективной системы здоровьесбережения в образовании, направленной на формирование культуры здоровья воспитанников и обучающихся и подготовку педагогических кадров, компетентных в области сохранения и укрепления здоровья участников образовательного процесса. Научное руководство деятельностью МГПИ в области здоровьесбережения осуществляет первый проректор, заведующая лабораторией, профессор кафедры педагогики и методики начального образования, заслуженный учитель РФ Татьяна Иванова. Можно ли научить здоровью?В современном гуманистическом обществе здоровье человека – одна из основных ценностей в жизни. Не случайно в пожеланиях к празднику, ко дню рожденья мы говорим именно о здоровье. Однако осознание важности здоровья присутствует не у всех людей. Как правило, пока не возникло проблем со здоровьем, человек о нем не вспоминает, воспринимает его как данность. Такое отношение присуще и детям. Даже если взрослые пытаются мотивировать ребенка к тому, чтобы вести себя не во вред здоровью (применяя, например, такие формулировки: «Если не будешь делать зарядку, вырастешь слабым», «Будешь есть много сладкого, останешься без зубов»), ребенку сложно понять отсроченные последствия своих действий.Однако в последние годы в нашем обществе особый акцент делается на профилактику в области здоровья. Вторую жизнь и особую актуальность получила народная мудрость «Береги здоровье смолоду». Наряду с постепенным улучшением услуг здравоохранения другие общественные институты также видят своей задачей сохранение и укрепление здоровья детей (в первую очередь это относится к институтам семьи и образования).Задача ясна. А как ее решить? Как воспитать здорового и гармоничного человека? Пути формирования такого человека зафиксированы в новом Федеральном государственном образовательном стандарте, который впервые сделал программу формирования культуры здорового образа жизни обязательным компонентом основной образовательной программы каждой школы, перевел категорию «здоровый образ жизни» из знаниевой парадигмы в парадигму деятельности. Последняя предполагает, что каждый ребенок должен не просто получить знания о здоровье, но и сформировать в процессе обучения свой индивидуальный образ жизни, направленный на достижение гармонии с собой и окружающим миром, позволяющий ставить жизненные цели и достигать их без потерь здоровья. Таким образом, становится понятно, что вопросы здоровьесбережения в образовании и воспитании переносятся непосредственно в педагогическую плоскость, а системообразующим фактором этой деятельности становятся образовательные технологии не только здоровьесберегающей, но и здоровьеформирующей направленности. Теперь самое время перейти к частностям, которые тем не менее определяют успех дела.Где найти такие технологии? Кто умеет ими пользоваться? Как педагоги и родители могут заботиться о здоровье ребенка, если они мало знают даже о своем здоровье и не умеют в большинстве своем его поддерживать? Как сохранить здоровье ребенка, если сама среда, в которой он находится, является небезопасной для его физического и психологического состояния, духовно-нравственных основ личности? Нарушения санитарно-гигиенических норм, интенсификация обучения, психологический дискомфорт и постоянные стрессы, нерациональное питание, гиподинамия, неумение адекватно взаимодействовать с информационным пространством, особенно с источниками массовой информации…В рамках лаборатории развивается научная школа «Здоровьесберегающая среда современного педагогического вуза». В связи с этим лаборатория работает над реализацией коллективного научного проекта «Педагогический вуз здоровья» как инновационный комплекс подготовки и послевузовского сопровождения педагогических кадров в системе столичного образования».Для педагогов:    Курсы повышения квалификации по программам:1) «Здоровьесбережение в образовании» (началась с этого учебного года, на 72 часа, в ближайшей перспективе – на 144 часа);2) «Организация здоровьесберегающей деятельности учителя в образовательном процессе» (модульная программа на 36 часов, которая может как идти самостоятельно, так и быть включенной в любую программу повышения квалификации и переподготовки психолого-педагогического цикла);3) «Технологии физкультурно-оздоровительной работы в учреждениях образования» (72 часа);4) «Компетентность современного педагога в вопросах здоровьесбережения» (модуль на 24 часа в рамках программы переподготовки «Организационно-технологические основы социально-педагогической деятельности»).    Обучающие семинары «Профилактика табакокурения в образовательном учреждении» (май 2009 года), «Организация здоровьесберегающей деятельности в образовательном учреждении» (октябрь 2009 года), «Инновационный подход к организации физического воспитания в ОУ» (сентябрь 2010 года).    Мастер-классы для педагогов, методистов окружных методических центров, для педагогов со стажем.    Городские и межрегиональные «круглые столы» с привлечением ведущих специалистов в области здоровьесбережения «Здоровьеформирующее образование: подготовка специалистов (опыт, проблемы, перспективы)» (март 2009 года), «Формирование культуры здорового образа жизни в условиях перехода на новые образовательные стандарты» (август 2010 года) и др.    Межрегиональные и международные конференции «Здоровьесберегающая деятельность в непрерывном образовании: детский сад – школа – вуз» (март 2010 года), секция «Подготовка специалистов к организации здоровьесберегающей деятельности в условиях непрерывного образования» в рамках Международного симпозиума «Образование в Европе для гармоничного развития учащихся» (октябрь 2010 года).Для родительской общественности:    Просветительская работа через виртуальное сообщество на сайте Департамента образования города Москвы www.mosedu.ru (виртуальный лекторий, форумы по теме «Как воспитать у ребенка ответственность за свое здоровье»).    Тренинги по активизации управляющей деятельности родительской общественности по вопросам здоровья в ОУ в рамках проекта «Парадигма здоровья: родитель, педагог, ребенок».    Виртуальный марафон «Здоровьесозидающие этнические традиции в семье» (май 2010 года).    Психолого-педагогическое сопровождение семей группы риска нарушения психологического здоровья.Ключевая фигура в образовании – педагог. По словам одного из самых прогрессивных руководителей образовательных учреждений, содействующих здоровью, директора Центра образования №345 Натальи Тверской, школа может сколь угодно серьезно и долго заниматься здоровьесбережением, но порой учитель входит в класс, и все здоровьесбережение заканчивается: его стрессовая педагогическая тактика и некомпетентность в возрастных особенностях физического и психологического развития ребенка все перечеркивают. Поэтому вполне логично, что принципиально изменить здоровьеразрушающий характер образования можно, лишь начав с педагога.Эта идея уже несколько лет находит реализацию в одном из важнейших проектов МГПИ – «Педагогический вуз здоровья», включающий следующие компоненты, как:Эффективная система медико-оздоровительной работы со студентами:- комфортная инфраструктура (видеоэкологичный дизайн помещений, фитомодули, увлажнители воздуха, кулеры);- занятия физической культурой по интересам с учетом конституционального подхода со студентами спецмедгруппы – по особым комплексам упражнений;- ежегодная диспансеризация;- наблюдение у специалистов с учетом поставленного диагноза;- учет рекомендаций по здоровьесберегающей организации учебного процесса;- рациональное питание.Профориентационная работа с абитуриентами:- деловые игры и тренинги;- совместная работа в студенческом научном обществе «Образование и здоровье».Грамотно продуманная система повышения культуры здоровья будущих педагогов:- система спецкурсов и факультативов («Формирование ценностного отношения к здоровью и ЗОЖ», «Здоровье в имидже современного педагога» и другие);- открытые лекции по вопросам здоровья;- студенческое научное общество «Образование и здоровье»;- конкурсы проектов, деловые игры и педагогические мастерские;- масштабные акции в области здоровья, разработку которых инициируют студенты.Последовательно реализуемая система подготовки студентов к профессиональной здоровьесберегающей деятельности с учетом специфики получаемой квалификации – это:- спецкурсы и факультативы («Здоровьесберегающие технологии в школе», «Психофизиология школьных трудностей», «Педагогическая валеология», «Педагогическая профилактика зависимостей у школьников» и др.);- учет здоровьесберегающего компонента на педагогической практике;- мастер-классы и обучающие семинары по организации здоровьесберегающей деятельности;- научные диспуты по проблемам формирования культуры здорового образа жизни.Система мониторинга здоровья участников образовательного процесса и здоровьесберегающей среды МГПИ:- мониторинги физического здоровья;- мониторинг психологического здоровья и склонности к зависимому поведению;- оценка отношения к здоровью участников образовательного процесса;- оценки различных аспектов здоровьесберегающей среды в МГПИ, таких как психологическая безопасность студентов и преподавателей, организация питания, режима дня студентов и проч.;- оценка компетентности здоровьесбережения в процессе прохождения практики и у выпускников.Система послевузовского научно-методического сопровождения педагогических кадров в области «Образование и здоровье».Проект активно поддерживает Департамент образования, рассчитывая на то, что институт станет настоящим общегородским ресурсным центром по вопросам подготовки и научно-методического сопровождения педагогических кадров в области «Образование и здоровье».Участники проекта – школьники, студенты, педагоги, специалисты из области рекламы и PR, специалисты по вопросам профилактики зависимостей.Центр развития систем и технологий социализации детей и молодежи – ориентир в огромном мире воспитания, это прочный сплав опыта научно-методического управления по проблемам воспитания детей и юношества, научно-исследовательской лаборатории педагогических проблем социализации детей и молодежи и музея молодежных субкультур. Центр разрабатывает программы управления развитием воспитательных систем ОУ и сопровождает их методическими рекомендациями и пособиями, которые оказывают существенную поддержку работе окружных методических центров. Руководит Центром доктор педагогических наук, профессор, заслуженный учитель РФ В.Сергеева. Центр развития систем и технологий социализации детей и молодежи осуществляет деятельность по разработке программ управления развитием воспитательных систем ОУ и сопровождает их методическими рекомендациями и пособиями, которые оказывают существенную поддержку работе окружных методических центров. Деятельность Центра подобна фокусу, который соединяет пеструю мозаику воспитательного пространства в общую понятную картину. Понимание того, КАК НАДО и ЧТО НУЖНО в области воспитания, – основная отличительная черта Центра. За последние 5 лет сотрудники Центра проделали огромную работу по совершенствованию воспитательной деятельности образовательных учреждений Москвы. Гордость Центра развития систем и технологий социализации детей и молодежи – создание Молодежного общественного движения «Педагогическое призвание» (МОД), в рамках этой программы реализуются такие проекты, как «Лидер», «Молодые менеджеры в образовании», «Фестиваль педагогических классов», проводится ежегодная акция «Благодарный передай привет», посвященная Дню учителя (заложена Аллея великих педагогов на территории МГПИ). Еще одним направлением деятельности Центра стал клуб «Супервожатый», который занимается подготовкой вожатых для городских и загородных детских оздоровительных лагерей.Нововведение в повышении профессионального роста педагогов города – организация научно-методических семинаров «Педагогический абонемент», это цикл городских семинаров, включающий в себя 5 творческих встреч с ведущими российскими учеными в области воспитания, представляющими АПКиППРО, МГПУ, Институт теории и истории педагогики РАО, МГПИ. Темы встреч были разнообразными, дискуссионными, но все они были объединены общей целью – представить модель воспитания XXI века. Не случайно цикл городских семинаров получил название «Воспитание XXI века – время понимать». Каждая встреча – это знакомство с ведущим специалистом в области воспитания, знакомство с его профессиональными и личностными качествами, возможность задать вопрос и получить на него исчерпывающий ответ и, конечно, с пользой провести время с единомышленниками.Центр социально-педагогических стратегий развития образовательных пространств занимается исследованием образования как фактора интеграции и гуманизации отношений в социуме, разработкой стратегий и механизмов влияния образования на развитие социальной практики, изучением состояния и разработки социально-педагогических механизмов разрешения социально обусловленных проблем детей и молодежи, социальной защиты детства, социально-педагогической реабилитации детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Руководитель Центра – доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент РАО, заслуженный деятель науки РФ, лауреат премий Правительства РФ в области образования Владимир Кривошеев.В своей деятельности центры используют самые разнообразные формы работ, в том числе подготовку и проведение элективных, дистанционных программ, выставок, конкурсов с образовательными учреждениями; экспериментальную деятельность в образовательных учреждениях Москвы по темам «Ученическое самоуправление как педагогическая технология развития инициативы и социальной активности обучающейся молодежи», «Управляющий совет как форма демократизации и гражданской активности участников образовательного процесса», проводят ежегодные тренинги по развитию медиаграмотности, городской конкурс социального плаката по пропаганде ценности здоровья среди школьников, деловые игры «Строим здоровое общество» и «Поликлиника для здоровых», городской марафон школьных PR-проектов в области здоровья и профилактики зависимостей. Центр развития систем и технологий социализации детей и молодежи организует городские конкурсы в рамках «Панорамы воспитательных систем»: «Все начинается с детства», «Воспитать человека», «Творческий мир воспитания: методика, воспитательная система, методическое объединение», цель которых – представить опыт московских школ, колледжей, детских центров творчества в области воспитания и проследить динамику его развития.Организация экспериментальной деятельности основана на принципе диверсификации («делай по-разному»). Это инновационные научно-исследовательские проекты «ГЭП – профессиональная компетентность классного руководителя» и «Проектирование социально-педагогического сопровождения учащихся в деятельности классного руководителя», результатом которых стало издание монографий, методических рекомендаций и пособий.Особое место в деятельности центров отводится организации международных и городских конференций. Это I и II международные научно-практические конференции «Научный поиск в воспитании: парадигмы, стратегии, практика», межрегиональные и международные конференции «Здоровьесберегающая деятельность в непрерывном образовании: детский сад – школа – вуз», секция «Подготовка специалистов к организации здоровьесберегающей деятельности в условиях непрерывного образования» в рамках Международного симпозиума «Образование в Европе для гармоничного развития учащихся».Отдел профилактики и преодоления семейного неблагополучия и социального сиротства «СОДЕЙСТВИЕ» Центра социально-педагогических стратегий развития образовательных пространств оказывает организационно-методическую поддержку системе профилактики и преодоления социального сиротства и семейного неблагополучия в Москве (партнеры отдела «Содействие» – учреждения, подведомственные департаментам образования, здравоохранения, социальной защиты населения, семейной и молодежной политики). Осуществляется экспериментальная деятельность в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: 2007-2010 годы – сетевая ГЭП «Индивидуализация воспитывающей и развивающей среды учреждения (детские дома и школы-интернаты №№4, 5, 24, 37, 39, 51, 55, 62, 70, 110) – разработаны и апробированы 14 программ, обучены около 120 ведущих, около 1000 воспитанников, 2010-2013 годы – сетевая ГЭП «Технологии формирования социальных компетенций воспитанников и выпускников, нацеленные на подготовку к самостоятельному жизнеустройству» (детские дома и школы-интернаты №№2, 23, 24, 51, 55, 62).Результатом научной и практической деятельности Центра развития систем и технологий социализации детей и молодежи стала разработка 6 учебных программ повышения квалификации педагогов разных категорий и уровней по проблемам воспитания и социализации учащейся молодежи. Центр проводит курсы повышения квалификации для педагогов по программам «Здоровьесбережение в образовании», «Организация здоровьесберегающей деятельности учителя в образовательном процессе», «Технологии физкультурно-оздоровительной работы в учреждениях образования», «Компетентность современного педагога в вопросах здоровьесбережения», обучающие семинары «Профилактика табакокурения в образовательном учреждении», «Организация здоровьесберегающей деятельности в образовательном учреждении», «Инновационный подход к организации физического воспитания в ОУ», мастер-классы для педагогов, методистов окружных методических центров, для педагогов со стажем, городские и межрегиональные «круглые столы» с привлечением ведущих специалистов в области здоровьесбережения «Здоровьеформирующее образование: подготовка специалистов (опыт, проблемы, перспективы)», «Формирование культуры здорового образа жизни в условиях перехода на новые образовательные стандарты». Для родительской общественности – виртуальный лекторий, форумы «Как воспитать у ребенка ответственность за свое здоровье», тренинги по активизации управляющей деятельности родительской общественности по вопросам здоровья в ОУ в рамках проекта «Парадигма здоровья: родитель, педагог, ребенок», виртуальный марафон «Здоровьесозидающие этнические традиции в семье», психолого-педагогическое сопровождение семей группы риска нарушения психологического здоровья.В Центре социально-педагогических стратегий развития образовательных пространств проводится подготовка кадров для социальной сферы Москвы, разработаны программы курсов повышения квалификации и курсы профессиональной переподготовки, по которым ведется обучение слушателей.Сотрудники Центра развития систем и технологий социализации детей и молодежи гордятся тем, что стали авторами-составителями «Календаря-спутника организатора воспитания юных москвичей», который регулярно выходит из печати последние три года в помощь классным руководителям, заместителям директора по воспитательной работе, педагогам-организаторам и содержит полезную информацию о знаменательных датах, отмечаемых в каждом из учебных годов, методических материалов и сценариев. Результатом работы студенческого научного общества центра стали сборники «Воспитательный ресурс детских общественных объединений на Юго-Западе», «Мое отношение к детским общественным объединениям (аналитический обзор результатов изучения мнений детей, молодежи и взрослых Зеленограда)».Сотрудники Центра социально-педагогических стратегий развития образовательных пространств издали более 20 брошюр, среди них «Психическое развитие ребенка в неблагополучной семье» (Н.Маленкова), «Социально-психологическая помощь детям из неблагополучных семей» (Е.Кошелева), «Основы родительской педагогики» (Л.Маленкова).Вклад каждого центра МГПИ позволяет успешно совершенствовать и развивать представленные направления в системе современного образования.Информация к сведениюЗа десятилетний период существования МГПИ было проведено много ярких мероприятий в области здоровьесбережения.Для школьников:    Тренинги по развитию медиаграмотности (ежегодно).    Деловая игра «Строим здоровое общество» (октябрь 2009 года).    Деловая игра «Поликлиника для здоровых» (апрель, октябрь 2010 года).    Ежегодный городской конкурс социального плаката по пропаганде ценности здоровья среди школьников (январь – март).    Городской марафон школьных PR-проектов в области здоровья и профилактики зависимостей (октябрь – декабрь 2009 года).Информация к сведениюНемаловажный проект Центра развития ребенка и здоровьесберегающей деятельности в образовании – городской проект «Социальная реклама в образовании», задачи которого:- создание инициативной группы школьников и студентов по разработке концепции социальной рекламы для образовательных учреждений;- обучение инициативной группы технологии создания социальной рекламы;- создание условий для широкого общественного обсуждения (в первую очередь самими обучающимися) подходов к созданию и функционированию социальной рекламы в образовательных учреждениях;- создание силами инициативной группы серии социальных роликов и плакатов для образовательных учреждений.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте