search
main
0

Воровство не может быть педагогическим. Что случилось? Страна не выдержала испытание ЕГЭ!

Исаак КАЛИНА, министр образования Москвы:События, которые произошли в Северо-Восточном округе, можно рассматривать как угодно, но анализ причин, приведших к попытке фальсификации результатов ЕГЭ студентами вуза, показывает, что эта ситуация – не ситуация 6 июня. 6 июня – это проявившееся явление, а как учат философы, нужно отличать сущность от явления, хотя понятно, что в явлении проявляется сущность.

Явление, которое проявилось 6 июня, было заложено очень давно. Как всегда, благими намерениями была выстлана дорога в ад: сначала мы под очень благовидным предлогом открыли экстернаты и принимали туда детей, которым, наверное, это было жизненно необходимо. Потом туда цепляли «паровозиком» тех, кому экстернат был уже не очень необходим. А затем в экстернат, в списки экстернов начали попадать люди, которые уже точно не были нужны этой школе, а эта школа не была нужна им. В результате поскольку цивилизованного выхода нет, ибо эти дети нормально сдать выпускные экзамены не могут, начались фантазии на тему: если через планку не можешь перепрыгнуть, а на той стороне надо оказаться, значит, нужно как-то под ней проползти. Но не проползли.Может быть, и не надо было бы придавать великого значения происшедшему, если бы это была проблема только семерых студентов. (А у них проблема огромнейшая. Я хочу, чтобы все понимали: в феврале 2011 года принят закон, в котором материалы ЕГЭ отнесены к материалам с ограниченным доступом, в результате студенты, выходит, завладели чужими паспортами, получили в результате мошенничества несанкционированный доступ к документам ограниченного доступа, что подразумевает под собой очень серьезный уровень ответственности.) Но история касается нас всех.Мы как-то привыкли к тому, что если где-то и когда-то случился небольшой обман небольшой группы, то это далеко и нас не касается. Но на самом деле происшедшее – обман всех нас. Это обман тех детей, которые добросовестно учатся, получают, условно говоря, 77 баллов и рассчитывают поступить в нормальный вуз на бюджетное место, но в этот вуз приходят люди с 80 баллами (те, что «проползли под планкой») и отбирают у добросовестного ученика бюджетное место. Это уже вполне конкретное воровство у конкретных детей, у конкретных семей, у конкретных учителей. По большому счету это воровство у всего учительства, потому что, наверное, самое главное в отношениях учителя и общества – доверие, и, как бы ни складывались обстоятельства, какие бы ни были времена, какая бы ни была зарплата, у общества всегда сохранялась очень высокая степень доверия к учителю. Однако когда сегодня общество видит, как наши коллеги-учителя участвуют в организации того, что иначе как воровством назвать невозможно, то этому доверию наносится такой ущерб, что многими-многими родительскими собраниями доверие к учителю очень трудно будет устанавливать. Мы можем дискутировать о ЕГЭ, о его миссии, о его технологиях, о его содержаниию. Нет в этой дискуссии закрытых и запретных тем, поверьте, ни один из разработчиков КИМов не считает, что он безукоризнен, что его нельзя критиковать, что КИМы нельзя менять, совершенствовать. Но это абсолютно никак не допускает возможности примитивного воровства у тех 700 тысяч выпускников этого года, которые сдают ЕГЭ честно и добросовестно, у тех учителей, которые учили этих молодых людей.Мне удалось поработать с психологами в очень больших сетевых компаниях, посмотреть памятку, по которой они проводят беседу с теми, кто хочет устроиться к ним на работу. Например, в «Ашане» самый простой из вопросов, который задают соискателю рабочего места, звучит примерно так: «У нас некоторые работники воруют, может быть, вы нам подскажете, почему они воруют?» Соискатель начинает объяснять: «Наверное, у вас плохие видеокамеры и работники не боятся так поступать, наверное, у вас низкая зарплата и работники хотят больше заработать!» Любого человека, который начинает искать оправдание воровству, на работу в «Ашан» уже не берут, так как он потенциальный вор, ибо не видит в этом ничего страшного. Чего я опасаюсь больше всего? Я опасаюсь того, что кто-то из нас начнет искать причину происшедшего в содержании, в форме ЕГЭ, в его организации, оправдывая воровство. Наоборот, я всегда говорил и говорю, что для меня ЕГЭ как раз избыточно технологизирован, избыточно регламентирован, потому он как бы всех нас подозревает в том, что мы обязательно украдем. Странная вещь: организатором в аудитории, где сдают ЕГЭ, может быть любой учитель, но только не тот, который преподает предмет, по которому сдают экзамен выпускники. Мне, как учителю математики, обидно: меня, во-первых, подозревают в том, что я не знаю ни литературы, ни истории, то есть ничего, кроме математики, а поэтому не могу помочь экзаменующимся. Но это не такое обидное подозрение. Гораздо более обидное подозрение заключается в том, что, во-вторых, меня нельзя ставить на математику, так как я обязательно буду помогать ребятам. Мы много дискутировали на эту тему, у меня была такая интерпретация работы учителя на экзаменационном пункте: учителю надо доверять. Но история, которая произошла 6 июня 2011 года на Северо-Востоке в школе №264, к сожалению, говорит, что я не прав. Нас надо подозревать, и это для меня очень печально.Можно еще более ужесточать процедуру ЕГЭ, но я очень надеюсь, что не в усилении карательно-наблюдательных мер лежит решение, а в изменении нашего, в первую очередь учительского, отношения к тому, каким должен быть единый государственный экзамен, к тому, что в нем точно нет места даже для малейшего (осознанного или неосознанного, по злому умыслу или по недомыслию, по халатности, по любой причине) участия учителя в нарушениях.Не хочется тратить деньги на то, чтобы в каждой аудитории устанавливать пару видеокамер. Это сегодня легко сделать, но это еще один урон нашему доверию к самим себе. Решение проблемы объективности итоговой аттестации и, по сути, вступительного испытания в вуз не снаружи, а внутри нас. Хочу, чтобы именно внутренний ресурс учительства, а не какие-то внешние видеокамеры обеспечивали честность, объективность и справедливость при сдаче ЕГЭ.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте