Никто не мог сказать, что Афанасий Воронин не имел своего лица. Да еще какое. Румяный, ухоженный, красивый и очень удачливый. Любознательный и любопытный Воронин не просто ходил, а почти летал. Не пропускал мимо ничего ценного, всё исследовал, а при необходимости и припрятывал. И вот во время очередного похода над ним в небе оказалась золотая тучка. Никогда Воронин раньше такой не видел. И пошел из нее дождь. Смекнул Афанасий, что дождь не простой, а живительный, а несет он в себе воду неизвестного знания. Откуда это понял осталось загадкой.
Под рукой ничего подходящего не было, поэтому пришлось набрать в рот дождевые капли, которые успел уловить. Чувствует Воронин наполненность знаниями. Сидит, набравши воды в рот. Горд собой – раздулся до невозможности. Видит всё в новом свете знания. Каждое слово бережёт, лишний раз рукой не ведет и шагу не ступит. Думает, кого удостоить милости своего драгоценного внимания. Не находит подходящих кандидатур. Молчит ученик, держится, ценную воду во рту бережет.
Увивается вокруг него Марья Маврикиевна Дружерукова – учитель литературы. Разными словами и приёмами пытается разговорить, получить ответ. Задает вопросы, даёт творческие задания, предлагает разработать проекты, рассказывает интересные истории, предлагает тексты. Но не хочет свои алмазные мысли раздавать Афанасий Воронин. Устремил свой взгляд в пространство и не даёт ответа. Спрашивает сосед что-то, но не до него – на глупости не хочется тратить силы и время. Освежает вода во рту, мысли всякие приходят в голову. Каждую видит Воронин гениальной. Жалко делиться. Золотую тучу потом не найти. Терпит, но молчит.
Прошло время, пробежало, пронеслось, пролетело, промчалось, просвистело, проскочило … Время много что может сделать. Чувствует Афанасий, что не то что-то с водой происходит. Видно, застоялась и заилилась она, нет уже той энергии познания, мысли сонно ходят по кругу, как в омуте, затхлостью пахнет и плесенью тянет, мутно во рту и в глазах. Как-то вода стала шалить – рвётся наружу и выходит из берегов, которые ей Воронин определил, желает выбраться на вольный простор. Мало кому в истории человечества удавалось долго и успешно сдерживать необузданные водные потоки, приходилось скорее с ними смиряться и приспосабливаться. Пришлось и нашему герою. Выждал он еще немного, нашел подходящий момент в обсуждении на уроке и открыл рот. Только вот мысли его и идеи были какими-то уже устаревшими, замшелыми. Прошло их время, продержал их в себе Воронин. Свежесть и ценность были потеряны. Никому и не достались те алмазы и изумруды знания. А были ли они на самом деле? Трудно сказать уверенно. Ведь наши идеи и знания ценны в общении друг с другом, в обмене, во взаимодействии. Можно считать себя непризнанным гением, конечно. И открывать мир для себя, закрывая для остальных, охраняя от чужих свои достижения.
Поздно понял Афанасий Воронин, что ушел нужный момент, даже не намекнул, что уходит, не попрощался, взял и хлопнул дверью. Обидно было до слёз. Пожаловался на свою судьбу одноклассникам. Маша Лисицина успокоила его. И не просто успокоила, но и предложила вместе решать проблему. Создали группу по поиску золотой тучки. Все тщательно изучили – когда, где, в каких обстоятельствах Воронин с ней столкнулся. Распределили роди. Постоянно носили с собой нужную тару. И упорство было вознаграждено. Конечно, пришлось каждому истоптать по 3 пары железных сапог экспериментов, сгрызть по 3 гранитных камня науки, разжевать бессчетное количество резиновых подушечек ошибок. Про исписанную бумагу, израсходованные ручки и поломанные карандаши и говорить нечего. Но труд и упорство всегда окупаются. Особенно, если ищешь живительную влагу знаний.
Осталось тайной, как удалось ребятам найти золотую точку, но они это сделали. Можем только точно сказать, что получилось у них в дружном и совместном взаимодействии. Никто не претендовал на исключительную гениальность, не задирал нос и не набирал воды в рот. А прочие лица превратились в друзей, с которыми и удалось добыть живительной влаги. Поделились щедро с остальными. Только так и можно развиваться – с окружающими и совместно. А без труда любое благо, даже пролитое из случайно нарисовавшейся золотой тучки, не пойдет на пользу. Еще важно, чтобы рядом находились такие понимающие и поддерживающие люди, как Маша Лисицина. Тут нашему сюжету и завершение наступает, потому что после этого ребята жили в школе счастливо и решали все проблемы сообща. Чего желаем и всем остальным.
Андрей Иоффе, заведующий лабораторией развития личностного потенциала в образовании НИИ урбанистики и глобального образования ГАОУ ВО МГПУ
Комментарии