search
main
0

Вопросы жизни. ​Обратная связь

Так называлась педагогическая статья, написанная в 1850 году и разошедшаяся в списках по всей России (только в 1856‑м она была опубликована в весьма далеком от вопросов педагогики журнале «Морской вестник»). Автором «Вопросов жизни» был Николай Пирогов, великий русский хирург, герой Севастополя. Ни одна педагогическая статья в XIX веке не наделала такого шума. Ее перепечатали потом другие издания и даже официальный «Журнал Министерства народного просвещения», перевели на немецкий и французский языки.

«Эта статья, – писал педагог Дмитрий Семенов, – произвела совершенный переворот в наших взглядах на воспитание и образование. Ее читали и во дворце, и в бедных квартирах, и великосветские дамы, и скромные матери семейства». Историческая заслуга Пирогова как автора «Вопросов жизни» в том, что он пробудил, по словам Константина Ушинского, «спавшую у нас до тех пор педагогическую мысль». Подняв вопрос о необходимости подготовки реформ средней и высшей школы, статья послужила толчком к развитию в России широкого общественно-педагогического движения.Эта аналогия у меня возникла после внимательного прочтения книги Евгения Ямбурга «Беспощадный учитель: педагогика non-fiction». Спасибо «Учительской газете», которая устами Петра Положевца (№22) донесла информацию об этом издании. Если главный редактор «УГ», как он пишет в отзыве, «всматривался в обложку книги и пытался понять, кто изображен на ней», то меня еще до прочтения озадачило название. Неужели Ямбург решил написать о «беспощадных учителях», которые встречаются и на просторах российского образования? Но Дмитрий Быков в своем комментарии на обложке сразу успокоил: «Прославленный педагог Евгений Ямбург пытается взглянуть на историю как на учителя, рассматривать ее уроки, чтобы перестать вместе со страной оставаться на второй год».Книга не совсем обычна – это не монография, хотя и очень глубокое научное издание, это и не учебник, хотя по книге можно и должно учиться будущим и нынешним учителям, а также всем, кто имеет отношение к управлению образованием в стране, и небезразличным родителям.Мудрый автор представил читателям широкое видение образования, системный взгляд на его прошлое, настоящее и будущее. Видение не бесспорное, но создающее реальную платформу для конструктивного научно-практического разговора.Например, обращаясь к творчеству Василия Сухомлинского, Ямбург солидаризируется с авторами исследования «Острова утопии: педагогическое и социальное проектирование послевоенной школы» (М. : Новое литературное обозрение, 2014) и называет Павлышскую школу утопией. Не вступая в дискуссию, замечу, что эта педагогическая Мекка ХХ века в течение десятилетий была научно обоснованной реальностью для тысяч учеников и их родителей, учителей Павлышской средней школы, миллионов последователей Сухомлинского в СССР и за рубежом.Летом, изучая книгу Ямбурга, я размечтался, что ее обсуждение будет рекомендовано на августовских конференциях учителей, коллегиях региональных (а может быть, и российского) ведомств образования, собрании РАО… Конечно, чтобы такой разговор состоялся, «Беспощадного учителя…» нужно прочесть: в книге больше 450 страниц. Тираж же издания всего 2000 экземпляров.

И еще одно любопытное наблюдение. На последнем испытании конкурса «Учитель года России»-2018, судя по ответам финалистов на вопрос министра Ольги Васильевой «Какую книгу последнюю вы прочитали?», ни один из них (я ни в коем случае не иронизирую) книгу Ямбурга не назвал.

Ефим ШАИН, профессор Тульского госпедуниверситета, Тула

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте