Цель нашей жизни слишком серьезна, слишком велика в сравнении с тем коротким временем, которое нам дано, чтобы его можно было растрачивать на бесполезные пустяки. Время – капитал, говорят англичане, а я скажу более: время, отпущенное нам здесь, на земле, – тот невещественный капитал, на который мы покупаем себе вечность. Все школьное ученье и вся школьная жизнь должны быть проникнуты разумным, религиозным и нравственным элементом.
Константин Ушинский
Школа – это не стены. Это, разумеется, учителя, которые для нас остаются не только педагогами, передающими сумму знаний по предмету, но в каком-то смысле духовными наставниками.
Я росла рядом с мамой-учительницей, которая была безгранично предана профессии, ученикам. И до сего времени мысленно сопереживает всему, что происходит в школе.
Воспитание человека – это всегда не только трудная задача, но и какая-то тайна… И чтобы приблизиться к разгадке этой тайны, к пониманию уникальности каждого ребенка, надо не просто его любить, но необходимо многое знать. О разнообразии воспитательных и педагогических систем мы узнаем еще в вузе. Но собственный опыт приводит к тому, что среди множества методик, теорий педагог, воспитатель должен найти и выбрать те, которые органичны будут именно ему, его опыту, характеру, психологии.
Мой интерес к проблемам воспитания привел меня к работам Ушинского. Да, разумеется, еще студенткой я о нем что-то знала, а честнее сказать от лица всех студентов – слышала. Пытаясь понять своих воспитанников, вдруг неожиданно обнаружила, что агрессивность цивилизованного мира давно ранила даже самых маленьких: кругом все спешат, громко разговаривают, требуют не послушания, а исполнения команд… Как же адаптироваться маленькому человеку к этому миру? Ответы я нашла у человека, жившего полтора века назад.
Учение К.Д.Ушинского вобрало в себя опыт лучших педагогов и мыслителей мира. Вот афинский философ классического периода Древней Греции Платон пишет: «Мы считаем человека существом кротким. Да, если его свойства надлежащим образом развиты воспитанием, он действительно становится кротчайшим существом. Но если человек воспитан недостаточно или нехорошо, то это самое дикое существо, какое только рождает земля. «Слово «воспитать» происходит от глагола «питать» в значении «насыщать», «давать пищу», «кормить», «вскармливать». Чем напитаем мы маленького человека, тем он и будет «сыт».
Чем же был «напитан» сам Ушинский? Он родился в 1824 году в семье мелкопоместного дворянина. Все биографы отмечали, что отец его был очень образован и имел склонность к мирной семейной жизни. В семье царила атмосфера домашнего уюта и семейного благополучия. Начальное образование – навыки чтения и письма – Ушинский получил от матери, которая взрастила в нем желание познавать и созидать. На всю жизнь он сохранил самые нежные чувства к матери. На основе этого у него позже сформировались представления об особом предназначении женщины как воспитательницы детей. В одной из работ он писал: «Я желал бы, чтобы русская женщина, испытав глубокое наслаждение самой учить и развивать своего ребенка, не уступала этого наслаждения никому без крайней необходимости».
С 1859 года Ушинский был назначен на должность инспектора классов Смольного института, в котором обучались более 700 девиц. Ушинский руководил учебным процессом Смольного института всего три года и за это время успел не только полностью перевернуть его внутреннее устройство, но и сформировать основы среднего женского образования в России. Он сократил время пребывания с девяти до семи лет, сразу начал добиваться права девушек уезжать домой на каникулы (им разрешат это только в 1862 году, уже после увольнения Константина Дмитриевича), практически полностью обновил преподавательский состав и, самое главное, учредил специальные педагогические классы. До него никому не приходило в голову учить женщин педагогике.
Мне кажется, что сегодня тема женского педагогического образования, близости матери к ребенку, ее направляющего участия в образовании и воспитании ребенка становится актуальной.
Мать всегда была главной в этой эстафете традиций и духовной связи поколений. А сегодня задача номер один – сохранить преемственность в духовной жизни, связь времен и передачу из поколения в поколение идей добра, гуманности, человечности, правды, чувства любви к ближнему. Тело и душа ребенка находятся в постоянном развитии. И надо позаботиться о развивающейся личности так, чтобы хорошее стало лучшим, а плохое изменилось и стало хорошим. Надо научить человека видеть мир не только глазами, но и сердцем и беречь его бессмертную душу.
Воспитание ставит перед собой три цели: насыщение человека знаниями о нем самом и о мире, окружающем его; формирование характера и развитие воли; формирование и развитие способностей. Воспитательная деятельность принадлежит к области разумной и сознательной деятельности человека. И если воспитание было дурным и духовная сторона не была развита в человеке, то враги воспитания – жажда денег, неверие в доброе, отсутствие нравственных правил, презрение к мысли, равнодушие, любовь к окольным тропинкам, снисходительность к нарушению законов чести – ввергают личность в темную, бессознательную область предрассудков. Вот одна из важных установок Ушинского.
Очень важно, чтобы педагог-практик использовал в работе с детьми не только личный опыт, но и научные знания, взятые из педагогической литературы, чтобы он четко определял цель и выбирал средства, необходимые для достижения осознанной цели. Если он не выполняет этих условий, то его работа и не заслуживает названия человеческой деятельности. Ведь дело идет о нравственном и умственном развитии личности.
Ушинский был великим ученым и великим гражданином. Его взгляды на систему воспитания и образования в России имели широкий общественный резонанс. Он считал, что дети, в которых воспитано чувство патриотизма, национальной гордости, любовь к труду, тяга к познанию мира, имеют все шансы стать гордостью нации, образованными, высоконравственными людьми.
Труды К.Д.Ушинского, русского педагога-демократа, основоположника научной педагогики в России, детского писателя, всю жизнь боровшегося за истину и благо, актуальны и бесценны сегодня. Кроме научных трудов им написаны умные и познавательные учебники для начальной школы «Родное слово» и «Детский мир». Обе книги нашли самый живой отклик в сердцах детей. Учебники настолько увлекательны, что оторваться от чтения было невозможно. Ушинский сочинял рассказы о том, что близко ребятам, что окружает их в повседневной жизни, – о животных и птицах, о явлениях природы, о самих детях, об их понятиях и играх. Из сказок и рассказов Константина Дмитриевича было ясно, что счастливым бывает только честный, добрый и трудолюбивый человек.
Педагог-наставник, развивая ум ребенка, обогащая его познания, дает наиболее ценный общественный капитал, истинное богатство общества, без которого все капиталы остаются мертвыми. Учитель способен зажечь в сердцах детей жажду серьезного труда, без которого жизнь не может быть ни достойной, ни счастливой. Поэтому «воспитание – величайший вопрос человеческого духа». Не понукать надо ребенком, а воспитывать его.
К.Д.Ушинский выдвинул ряд правил, которым должен следовать учитель, посвятивший свою деятельность образованию и воспитанию подрастающего поколения, и прежде всего это бережное, внимательное отношение к душевному состоянию маленького человека:
- Избегать всяких сильных и продолжительных волнений, во время которых дитя не владеет собой. Жизнь, полная разнообразной деятельности и без волнительных чувств, – самая здоровая атмосфера для воспитания дитяти.
- Заметив в ребенке сильное возбуждение, надо отвлечь его внимание или вызвать противоположное чувство.
- Нельзя раздражать ребенка, так как в нем развивается чувство гнева, впоследствии оно может перерасти в злость. А ведь ни одна страсть не омрачает так ясность суждения, как гнев. Когда учитель наказывает ребенка, он должен понимать, что наказание послужит уроком, что оно должно стать лечением, а не местью. Нельзя пугать ученика, так как в нем разовьется чувство страха, он будет трусом. Воспитатель не чиновник, а если он чиновник, он не воспитатель.
- Если ребенок склонен к гневу, надо развивать в нем нежные чувства, если он труслив, надо воспитывать смелость, если он очень смел, надо ознакомить его со страхом (как следствием промахов, к которым приведет его смелость).
- Надо чаще поддерживать в ребенке доброту, радость, смелость.
- Никогда не надо корить ребенка за его чувства (он ими не всегда управляет) и наказывать за это. Именно по чувствам ребенка педагог может судить об успехах нравственного воспитания. Ученик не животное и имеет свободную волю, поэтому учитель имеет право требовать, чтобы ребенок имел власть над чувствами и поступками. Ребенок обязан быть вежливым и исполнять свои обязанности. Учитель должен быть справедлив, проявляя хладнокровие и силу характера в возможных конфликтах. Благородство, выдержка, спокойствие, чувство юмора всегда привлекательны в педагоге.
- Ребенок не умеет скрывать своих чувств. Но, если дитя преследовать за его чувства (например, нелюбовь к педагогу), он замкнется для учителя навсегда.
- Дети сердцем угадывают чувства взрослых. И если учитель не может полюбить ребенка, ему лучше не браться за дело воспитания.
- Очень осторожным надо быть с чувством соревнования. Ничто так не развивает дурные стороны души, как зависть и злорадство (если неосторожно возбуждать чувство соревнования). Не надо, чтобы ребенок сравнивал свои успехи с успехами других. Пусть он соревнуется сам с собой.
Ушинский создал разумную русскую начальную школу, разумное первоначальное обучение, воспитывающее, образующее, облагораживающее ум и чувство, вызывающее у учащихся стремление к самообразованию, самоусовершенствованию. Велика его заслуга перед Отечеством, бессмертно имя его как одного из талантливейших и просвещеннейших в мире педагогов. Образование должно оформить прежде всего человека, и потом уже из него как из личности развитой, нравственной непременно выработается и соответствующий специалист, любящий избранное им дело.
Всю свою жизнь Ушинский посвятил исключительно нарождавшемуся в России народному образованию. Как ни трудно было ему неуклонно идти по раз избранной дороге, он не потерял любви и веры в дело, не озлобился, не разочаровался.
Велика заслуга Ушинского-педагога, но и велика жертва с его стороны. Он дорого заплатил за свою передовую реформаторскую деятельность, заплатил почти ценой жизни.
Наталья ШИЛЛЕР, воспитатель школы №853
Комментарии