В этом году средняя профессиональная школа отмечает свое 300-летие. Срок немалый. Достижений и проблем хватит на целую летопись. И она появилась. Специально к знаменательной дате вышла книга о прошлом и настоящем – “История среднего профессионального образования в России”. Дело важное хотя бы потому, что даже выпускники вузов, решившие посвятить себя преподавательской работе в средних профессиональных учебных заведениях, порой мало знают об этой системе. И вопросы, которые они задают, заставляют задуматься… “Разве техникумы и колледжи входят в систему образования, а не в промышленность и сферу услуг?”, “Почему вновь заговорили о реформе и зачем она нужна?”…
Впрочем, все вопросы закономерны. Забота об инженерах, специалистах с высшим образованием всегда была приоритетной задачей государства. В вузах развивались отечественная наука, технология. Там готовили инженеров, конструкторов, руководителей… Cреднее профобразование тоже давало стране кадры, без которых она не могла бы двигаться вперед. При предприятиях, организациях, в отраслях создавались техникумы и училища, которые первыми стали выпускать практико-ориентированных специалистов ИТР, бригадиров и мастеров, педагогов и медсестер. Лучшую технику, средства, специалистов направляли предприятия на подготовку этих кадров. Система СПО всегда была востребованной, социально значимой, самодостаточной. Вплоть до середины 80-х годов костяк коллективов составляли выпускники техникумов. Более 60% трудоспособного населения прошло школу СПО.
20 – 21 марта в Москве состоится второй съезд директоров средних специальных учебных заведений России. В его созыве нет ничего чрезвычайного. Однако тем для обсуждения немало. Назрела необходимость проанализировать ход реализации принятой год тому назад коллегией Министерства образования РФ Программы развития среднего профессионального образования России на 2000 – 2005 годы. СПО – не обособленная система, поэтому мы будем говорить о реформировании в тесной связке с другими уровнями образования, о необходимости изменения госстандартов и квалификационных характеристик, ведь современный рынок труда предъявляет повышенные требования к подготовке специалистов.
На съезде у директоров СПО будет возможность высказать свою позицию по поводу модернизации и реформирования российского образования. Особенно по таким вопросам, как содержание общего среднего образования, переход на 12-летку, единый госэкзамен, ГИФО, создание университетских комплексов, стипендиальное обеспечение студентов, создание Государственной службы оценки качества обучения и подготовки специалистов.
В рамках законодательной инициативы съезд рассмотрит предложения, разработанные педагогическим сообществом, по проектам Законов РФ “О СПО” и об изменениях федеральных законов “Об образовании”, Гражданского, Налогового, Бюджетного кодексов. В условиях недостаточного финансирования на съезде предполагается рассмотреть и предложить Правительству РФ проект постановления Правительства РФ по экономическим вопросам деятельности учреждений образования, в том числе в области социальной сферы. А еще по предложению многих директоров съезд обсудит вопросы, призванные повысить эффективность и качество работы, статус советов директоров, руководителей техникумов и колледжей, преподавателей и студентов.
Виктор ДЕМИН,
президент Союза директоров СПО России, директор Красногорского оптико-электронного колледжа
Комментарии