search
main
0

Вопросы без ответов

Десятого июня, в день общероссийской акции профсоюзов, пикет у здания Министерства образования и науки РФ на Тверской провели учителя и преподаватели вузов из всех федеральных округов России. Сюда прибыли посланцы Москвы и Подмосковья, Санкт-Петербурга и Архангельской области, республик Дагестан и Башкортостан, Краснодарского, Красноярского и Хабаровского краев, Астраханской, Челябинской, Кемеровской и Амурской областей.

С участниками пикета в зале коллегии встретились министр образования и науки Андрей Фурсенко, руководитель Федерального агентства по образованию Григорий Балыхин, директор Департамента государственной политики в сфере образования министерства И.И. Калина. Поскольку в этот день было заседание правительства, Андрей Фурсенко приехал в министерство задолго до начала пикета, так как хотел лично встретиться с его участниками.

В течение 45 минут министр объяснял причины принятых правительством решений, которые, будучи одобрены Федеральным Собранием, приведут к сокращению федеральных социальных обязательств в сфере образования.

Андрей Фурсенко отвечал на вопросы представителей Москвы, Красноярского края, Архангельской и Астраханской областей, которые со знанием реального положения дел в регионах выражали крайнюю обеспокоенность в связи с утратой работниками отрасли и обучающимися многих социальных гарантий при передаче полномочий по их реализации на уровень субъектов РФ и муниципалитетов без обеспечения адекватным финансированием. При этом профлидеры приводили конкретные факты и ссылались на состоявшееся обсуждение переданных в Госдуму законопроектов на заседаниях региональных трехсторонних комиссий с участием руководства администраций регионов.

Министр попытался успокоить профлидеров. По его словам, правительство намерено добиваться, чтобы важнейшие социальные гарантии и льготы в сфере образования, отменяемые на федеральном уровне, нашли свое отражение в региональном законодательстве. Одновременно Андрей Фурсенко напомнил, что готовящиеся изменения в действующие законодательные акты являются в основном следствием принятых год назад двух федеральных законов, предусмотревших разграничение полномочий и ответственности между федеральным центром, субъектами РФ и органами местного самоуправления, в том числе в социальной сфере.

К тому же, добавил министр, обсуждение этих вопросов с губернаторами показало, что руководители регионов хотят получить ответственность и ресурсы и надеются рационально их использовать. (Как сделали вывод участники встречи, в первую очередь, эти предложения обсуждались с руководителями экономически развитых субъектов РФ).

После того как министр уехал на заседание правительства, отвечать на многочисленные вопросы работников образования продолжили Балыхин и Калина. Представителям регионов рассказали о положительной динамике финансирования сферы образования: консолидированный бюджет отрасли составил в 2004 году 560 миллиардов рублей, задолженность по зарплате учителям сократилась до 0,2% от общего фонда оплаты труда. Из федерального бюджета направлено 2,7 млрд. рублей на оказание помощи регионам для своевременной выплаты отпускных. С сентября текущего года средства, выделяемые на поддержку нуждающихся студентов, будут увеличены с 5 до 25% от размера стипендиального фонда.

Участники встречи были проинформированы о тех приоритетах финансирования, которые выбрало Министерство образования и науки, формируя предложения к проекту федерального бюджета на 2005 год (пока бюджет отрасли планируют проиндексировать на 8%). Вот эти приоритеты: повышение уровня оснащенности учебного процесса в образовательных учреждениях федерального подчинения, в том числе пополнение их библиотечного фонда, усиление внимания к повышению квалификации работников, увеличение мест в студенческих общежитиях. Кроме того, министерство предложит правительству рассмотреть вопрос о повышении стипендий в 2005 году.

Особое место среди обсуждаемых проблем занял вопрос об объемах средств, получаемых учреждениями профессионального образования, в первую очередь вузами, от собственной деятельности (от платных услуг, сдачи помещений в аренду, реализации научных разработок и др.), а также об их использовании.

В 2003 году на финансирование вузов из федерального бюджета было выделено

77 млрд. рублей, а средства, заработанные ими самостоятельно, составили 50,4 млрд. В том числе вузы системы Минобразования и науки РФ получили 49,4 млрд. рублей внебюджетных доходов, причем 87% этих средств – от платной образовательной деятельности. При этом на оплату коммунальных услуг, капремонта, приобретения оборудования, строительства было направлено 14% заработанных средств, на зарплату персонала – 37,8%, а на прочие расходы, определяемые по усмотрению ректоров и неподлежащие расшифровке, – 34% общей суммы «внебюджетки».

В связи с этим была уточнена позиция федеральных органов управления в сфере образования: государственные образовательные учреждения впредь должны финансироваться по нормативу. Им не будет разрешено заниматься предпринимательской деятельностью с использованием государственной собственности. Если такое желание проявится – нужно изменять организационно-правовую форму.

Хотя встреча в министерстве продолжалась около трех часов, ее участники так и не получили ответов на главные вопросы: будет ли проведена индексация зарплаты в этом году? Насколько ее повысят в

2005 году? Будут ли сохранены федеральные минимальные государственные гарантии по уровням оплаты труда всем категориям работников образования, в том числе специалистам в сельской местности? И, наконец, какие гарантии деятельности и финансирования сохранит государство для государственных образовательных учреждений? Представители регионов пришли к выводу, что не зря приняли участие во Всероссийской акции, и, по-видимому, она не будет последней в этом году.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте