search
main
0

Вопрос номера. Все ли учебные дисциплины нужно изучать с помощью ИКТ?

Алексей КРЫЛОВ, директор, учитель технологии школы № 213 «Континент», учитель года России-2001, Екатеринбург: Всех своих учителей в рамках школьной программы «Профи-Континент» я обязал пройти полуторамесячные курсы компьютерной грамотности. Каждую неделю, по пятницам, все мои математики, физики, словесники за счет школы постигают «информационно-компьютерные» азы. Во-первых, это поможет им на уроках: стратегическая задача для каждого преподавателя – как минимум один урок в четверти с полноценным использованием ИКТ. Во-вторых, это поможет им лучше понимать собственных учеников, их язык, их интересы. Согласитесь, коллеги, что никому не хочется на фоне учеников выглядеть серыми, необразованными и несовременными. В-третьих, значительно упростить ведение всевозможной документации.

Меня часто спрашивают, неужели на уроках технологии компьютер может заменить молоток, гвозди или швейную машинку и нитки с иголкой? Нет, не может, но должен стать их органичным продолжением. Что там далеко ходить: только что с ребятами изучали секреты и хитрости электропроводки. А зачет они сдавали уже на компьютере: каждый должен был составить план электропроводки для собственной квартиры. Все чертежи и коллекции изделий я принимал только в «электронном виде». Дети должны учиться грамотно и аккуратно оформлять свою работу, тогда позже нам не придется переучивать взрослых.

Или вот еще пример: раньше, рассматривая с мальчишками тему «Строительные материалы», многое объяснял, делая в воздухе пассы руками: иной наглядности не было. Некоторые материалы просто невозможно было достать. Теперь же появились всевозможные компьютерные программы, электронные справочники и каталоги, где можно найти самые экзотические строительные материалы, которые не в каждом магазине сыщутся.

Но, работая с компьютером, нельзя забывать о здоровье ребенка. Все-таки правила о регламентированном использовании ТСО еще никто не отменял.

Андрей МИЛЕХИН, учитель психологии школы № 1927, лауреат конкурса «Учитель года России-2001», Москва: Мозоли в мозгу, а не на кончиках пальцев

Компьютер – это многообразный, точный и необычайно полезный инструмент, который позволяет сделать аргументы учителя острее и ярче. И совершенно не важно, что вы преподаете, попробуйте всего лишь раз воспользоваться помощью машины, и потом без нее будет уже очень сложно. В психологии, например, некоторые феномены, в частности иллюзию восприятия, можно серьезно рассмотреть лишь с помощью компьютера. На экране – черно-белое шахматное поле, посредине – зеленый цилиндр, отбрасывающий серую тень. Нам кажется, что тень эта может менять оттенок, становясь то темно-серой, то светло-серой. На самом деле это не так, цвет не меняется, меняется лишь наше восприятие, но как доказать это на пальцах? Да никак! А в компьютере я включаю программу Photoshop, и вместе с ребятами мы высчитываем индекс цвета, который в обоих случаях совпадает. Как это ни странно звучит, но компьютер живо и точно передает и человеческие эмоции, и абстрактные связи, что незаменимо в преподавании биологии, химии и географии.

А в какой даже самой серьезной библиотеке вы так быстро найдете такое количество самой разнообразной информации, столько иллюстраций? Интернет – это, конечно, палка о двух концах. С одной стороны, максимальный объем новостей за минимальный промежуток времени. С другой – некая шокирующая информация, на которую совершенно случайно может наткнуться ребенок, выполняя данное вами же домашнее задание. С третьей – фактические, смысловые, научно-содержательные ошибки, которыми, к сожалению, кишит Всемирная паутина. Но на то вы и учитель, чтобы предостерегать, проверять и перепроверять…

Надеюсь, у нас у всех хватит опыта и здравого смысла, чтобы не допустить ошибок, от которых сегодня страдает западное общество: сохранность интеллекта – не в твоем умении владеть компьютером, мозоли должны быть в мозгу, а не на кончиках пальцев, которыми ты стучишь по клавиатуре. Нельзя полагаться на машину как на существо высшего порядка. Компьютер может быть третьим, но никак не первым глазом!

Владимир НИКЛЯЕВ, учитель МХК школы № 70, участник конкурса «Учитель года России-2004», Тюмень: Ожившая картина

Могу сказать, для чего компьютер нужен мне, думаю, тех же целей добивается каждый предметник: оптимизировать урок, сделать его более ярким, запоминающимся и выразительным, более грамотно и доступно объяснить материал и, главное, сделать работу всего класса одновременной. Согласитесь, одно дело, когда смотришь с «галерки» на прикрепленную к доске маленькую, вырезанную из журнала репродукцию неопределенного цвета и содержания, другое – когда она проецируется на большой экран, увеличенная до размеров настоящей картины. Мало того, ее можно заставить ожить, двигаться. Одним словом, щелчок «мышкой» – и ты в другом пространстве и измерении. И тогда какая разница, какой предмет ты преподаешь: таким образом можно вдохнуть жизнь не только в живопись или архитектуру, но и в любую схему, график или таблицу.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте