Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Вопрос номера. Доступны ли информационные технологии детям с проблемами?

Учительская газета, №49 от 7 декабря 2004. Читать номер
Автор:

Наталья ЛОГИНОВА, начальник управления образования, Ломоносовский район, Ленинградская область: Совсем недавно у нас при содействии губернатора Ленинградской области Валерия Сердюкова и управления образования Ломоносовского района открылся новый информационный центр в городе Ломоносове, на базе которого мы обучаем компьютерным технологиям всех детей, в том числе и ребят с проблемами в развитии. Он насчитывает порядка двадцати машин и оборудован со всем учетом современных требований. На базе Лопухинского детского дома при помощи попечителей также открыт целый компьютерный класс. Девочки со слабым развитием получают там навыки работы с компьютером и после выпуска способны применять свое умение, допустим, в должности секретаря.

Интересный проект по обучению компьютерным технологиям проблемных детей у нас реализуется в Лаголово, где на базе детского сада располагается реабилитационный центр «Семья». По инициативе инвесторов, в частности компании «Филипп Морис Ижора», были обучены двенадцать детей от 10 до 14 лет, причем это ребята, как правило, с задержкой развития и педагогически запущенные. Инвесторы подарили им четыре компьютера.

Для всех ребят района у нас проводится ежегодный конкурс «Ломоносовская информатика». Здесь демонстрируются созданные детьми сайты, газеты, визитные карточки школ. Среди участников ребята не только из обычных учебных заведений, но и дети с нарушениями в развитии. Востребованность конкурса высока. Это объясняется не столько любовью к компьютеру, сколько тем, что для удаленных районных центров, деревень компьютер – средство общения и связь с миром. В Ломоносовском районе нет ни одной школы, где не стояла бы подобная техника.

Елена ГОРИНЕНКО, заведующая детским садом №167, Воронеж: Дополнительный шанс реализовать себя

Наше дошкольное учреждение имеет статус детского сада комбинированного вида, есть группы как для здоровых детей, так и для ребят с проблемами в развитии. На мой взгляд, именно таким детям компьютерные технологии не только доступны, но и могут оказать значительную помощь во время образовательного процесса и потом, уже во взрослой жизни. Имею в виду те случаи, когда дети и взрослые, ограниченные в движении или лишенные возможности говорить, именно благодаря компьютеру общаются, получают образование, дружат и даже зарабатывают себе на жизнь. Если ребенка с проблемами в развитии с детства научить использовать современные информационные технологии себе во благо, у него появится дополнительный шанс реализовать себя в обычной жизни здоровых людей. Жаль, что далеко не все детские сады имеют сегодня соответствующую технику и программное обеспечение. Знаю, что есть специальные компьютерные программы, позволяющие организовать занятия с детьми, имеющими проблемы в развитии. Такие программы я видела в Институте коррекционной педагогики в Москве, они предназначены и для дошкольников, и для учащихся начальной школы, позволяя знакомить ребенка с окружающим миром, развивать его память, речь и внимание. Все зависит от индивидуальных особенностей и состояния здоровья ребенка. Вообще любые занятия с проблемными детьми – это исключительно индивидуальная работа. Педагог разрабатывает пошаговую программу, позволяющую как бы «догнать» здорового ребенка в знаниях, умениях и навыках. То есть дети с проблемами в развитии благодаря своим воспитателям, педагогам и родителям усваивают необходимое за более длительный срок, чем это делают здоровые ребятишки. Вот тут-то и нужен компьютер. Программы, о которых я говорила, действительно помогают, сокращая сроки усвоения знаний и навыков и предлагая воспитателю больше вариантов выстроить «обходные пути».

Жаль, стоит все это очень дорого. Четыре программы – до 30 тысяч рублей. Мы пока не можем себе позволить приобрести для нашего детского сада такое дорогое программное обеспечение, хотя один компьютер у нас есть. Насколько я знаю, в других детсадах Воронежа информационные технологии тоже не используются в полной мере. По той же причине – дорого. Если бы нашелся спонсор, человек, который захотел бы помочь нашему саду и нашим детям, мы были бы очень благодарны.

Алексей ДЕМИДОВ, заместитель председателя Российского комитета НЕСКО «Информация для всех»: Образы помогают ориентироваться в пространстве

Если взять систему дистанционного образования, то в первую очередь она ориентирована на детей с проблемами со здоровьем, и психическим в том числе, с нарушениями опорно-двигательного аппарата и зрения. Сейчас существуют технологии, позволяющие слабовидящим и слепым работать с компьютером и интернетом. Есть программы, которые специально ориентированы на детей с отставанием в психическом развитии. Они позволяют через картинки, через образы лучше понимать им происходящее в мире и вокруг, ориентироваться в пространстве.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту