Ирина КУЗИНА, учитель словесности, Арзамас, Нижегородская область: Точно могу сказать, что дошли, но есть сложности. Что касается массового распространения информационных технологий на уроках или во внеклассной работе, то, конечно, это не во всех школах. И, к сожалению, этот процесс двигается очень медленно. В первую очередь не хватает компьютерной техники – скорее даже не самих компьютеров, а медиа-проекторов, экранов, сканеров, принтеров. Нет системной поставки в школы и компакт-дисков с учебной и методической литературой, наглядными пособиями по разным предметам. Учителя, которые хотят работать по-современному, с информационными технологиями, вынуждены покупать CD на свои деньги, а ведь стоят они недешево. Вот и рассчитайте, может ли учитель позволить себе такую трату, когда надо еще и семью содержать?
А если говорить о каком-то единичном, разовом применении информационных технологий сельскими учителями на уроках, то это есть во многих школах. Не так давно была на семинаре, где мои коллеги из разных сельских школ рассказывали о своих наработках именно в этой теме. Используют наглядность и задания с компакт-дисков, сами составляют на компьютере контрольные тесты по русскому языку. Даже целые литературные альманахи печатают.
Жаль только, что все это держится пока на энтузиазме учителей. Ведь подготовка к таким урокам занимает много времени, да еще и договориться надо с учителем информатики или директором, чтобы предоставили компьютер или класс. А зарплату платят – творческим и нетворческим – всем одинаковую. К тому же есть еще директор и завучи, которые косятся на таких уж слишком активных педагогов. Вот и опускаются руки – стену непонимания ведь труднее пробить. Хорошо, если хотя бы у таких учителей в кабинете был компьютер. И преподавателю легче, и детям интереснее. Тогда, может быть, и другие учителя захотят освоить новые информационные технологии.
Андрей СЕМКЕ, заместитель начальника управления образования, Ейский район, Краснодарский край: Модемное подключение неудобно
В 2001 году в сельские образовательные учреждения компьютеры дошли, но в ограниченном количестве. На 16 школ у нас в районе приходилось от одной до двух машин. При этом не получили компьютеры начальные школы, коррекционные, интернаты, центры дополнительного образования и детские дома. В этом году мы получаем компьютеры для школьных библиотек. На 16 образовательных учреждений – 53 машины. Но эта программа опять рассчитана только на средние школы. Краснодарскому краю повезло: помимо федеральной программы у нас есть краевая и муниципальная. За счет всех программ сегодня на 50 детей в среднем приходится по одному компьютеру.
Все школы, оснащенные компьютерной техникой, подключены к интернету. Они оплачивают его сами из расчета 6 рублей за час. Специальный льготный тариф предоставила району фирма «Крис». Но и тут есть свои минусы – модемное подключение очень неудобно в работе из-за низких скоростей.
Качество электронных учебников, которые мы получили по ФЦП, не всегда нас устраивает, тем более что за последние три года уровень медиапродуктов продвинулся. Сегодня мы в основном закупаем учебники в Москве, Санкт-Петербурге, Белгороде, Краснодаре. Кроме того, сами учителя-энтузиасты создают базы данных образовательных сайтов по своим предметам с аннотациями, которые распространяют на методических объединениях среди коллег. Есть у нас и настоящие профессионалы своего дела – два Александра, Середа и Семибратов, которые разрабатывают и внедряют в образовательный процесс собственные обучающие программы. Сегодня в Ейском районе в различных школьных библиотеках хранится около 30 электронных учебников.
Олег НОВИКОВ, методист Отрадненского управления образования, Самарская область: Петербург стал ближе
Всего полвека назад сообщение о том, что где-то завершилась сплошная электрификация сельского района, воспринималось как важное достижение цивилизации того времени, шаги которой растянулись на десятилетия. Сегодня новейшие научные разработки, новейшие технологии достигают самых отдаленных уголков нашей страны с большой быстротой, и это почти никого не удивляет. За довольно короткий срок все сельские школы Кинель-Черкасского района Самарской области обзавелись компьютерами, во многих из них созданы компьютерные классы, каждая имеет доступ в интернет, у каждой свой сайт. Все это позволило сельским школьникам получать дополнительные знания. Многие из них занимаются на курсах, организуемых Санкт-Петербургской межрегиональной ассоциацией дополнительного образования. Только летом этого года двенадцать выпускников школ района, в том числе сельских, после окончания курсов и сдачи ЕГЭ поступили в престижные вузы Северной столицы.
Комментарии