Аида БЕЛОУСОВА, преподаватель информатики гимназии №116, Екатеринбург: – Не думаю, что такой предмет должен существовать в школьном расписании как обязательный. Другое дело – факультативная форма. Основы религии не относятся к тем знаниям, которые, на мой взгляд, являются базовыми. Это с одной стороны. А с другой, религия – сфера чрезвычайно личная. В ней, как нигде, возможно эмоциональное отношение к информации. Если преподаватель принадлежит к одной конфессии, а ученик к другой, может произойти непонимание, столкновение взглядов. Подход к предмету должен быть максимально бережным, лишенным субъективного отношения, а это сложно. Вряд ли для всех школ найдутся педагоги, владеющие глубокими знаниями по данному вопросу и имеющие достаточно высокий уровень толерантности. Как бы не привело введение подобного предмета к обострению религиозных противоречий. И еще меньше, как мне представляется, у нас специалистов по светской этике.
Олег КАМАКИН, учитель истории школы №3, Ноябрьск, Ямало-Ненецкий АО:
– Во-первых, прежде чем говорить о введении нового предмета, необходимо подготовить для этого базу: программу, учебник, методическое обеспечение. Во-вторых, мне кажется, стоило бы остановиться на таком курсе, как «История религий» с упором именно на религиозную культуру. В-третьих, нельзя забывать о том, что Россия – страна многоконфессиональная и необходимо учесть интересы всех, что сделать достаточно трудно, а любой перекос в ту или иную сторону может породить недовольство в различных кругах. Одним словом, прежде чем говорить о введении такого спорного предмета, надо все хорошенько взвесить. А если предмет вводится как панацея от бескультурья молодого поколения, то, может быть, стоит обратить внимание на систему воспитания вообще? Мы отвергли достаточно много из советского периода истории, а ведь тогда наш народ был намного культурнее, хотя официальной религией был атеизм, и религиозная культура передавалась по наследству без вмешательства системы образования.
Татьяна ВОРОБЬЕВА, преподаватель начальных классов школы №14, Великий Новгород:
– Отношусь положительно, думаю, что углубленное изучение моральных и этических норм обязательно скажется на формировании менталитета будущих граждан нашей страны. Этот предмет очень нужен. И, думаю, он будет соприкасаться с тем, что уже наработано. Например, у нас в школе в рамках регионального компонента было введено краеведение, а при изучении истории такого древнего города, как Великий Новгород, где много соборов, невозможно обойти вопросы религиозной культуры. Мои ученики в 4-м классе самостоятельно сняли документальный фильм по истории древнего Новгорода – не верится, что эти дети потом будут мусорить на улицах, по которым шли с кинокамерой, рисовать на стенах домов! У них появилось самоуважение, осознание своей принадлежности к Новгороду. Я уверена, что введение в школах предмета «Основы религиозной культуры и светской этики» будет формировать у наших детей уважение к себе, своей стране, своей нации.
Елена ВОЛКОВА, учитель русского языка
и литературы школы №227,
Санкт-Петербург:
– Что касается знаний о религиозной культуре, мы, конечно, бродим во мраке. Поэтому введение предмета, рассказывающего о зарождении религии, о различных конфессиях, можно только приветствовать. Но я категорически против, если предмет будет обязательным. Нельзя никого принуждать. Это вызовет обратную реакцию. Вместо интереса начнется отторжение. Очень высокие требования должны быть предъявлены к составителям учебника по данному предмету. Его задача – не навязывать веру, а давать знания. С учетом возраста – в виде легенд, преданий. Это вызовет любопытство.
Наталья ПЕРЦЕВА, учитель французского языка школы №35, Уфа:
– К введению в школе данного предмета отношусь положительно, поскольку, безусловно, все религии несут в себе только хорошее. И ученикам этот новый предмет пойдет только на пользу.
Комментарии