Какую тему сочинения вы выбрали на выпускном экзамене и почему?
Юлия ГРУДЯЕВА, выпускница школы №18, Нижний Новгород:
– Я выбрала «Тему поэта и поэзии в творчестве А.С. Пушкина». Мне она показалась самой простой из предложенных, хотя наша учительница так не считает. Что простого? Лирику Пушкина, наверное, знает каждый. У Пушкина все просто, по крайней мере для меня. А сложность состояла в том, что нужно было проследить эволюцию этой темы, начиная с ранних произведений поэта и заканчивая «Элегией» или «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». Надеюсь, что мне это удалось.
Дарья ЕРОФЕЕВА, выпускница гимназии №5, Новосибирск:
– Конечно, Чехов! Читаный-перечитаный «Вишневый сад», которому уже сто лет минуло. Лучше темы на экзамене для меня и быть не могло. Большинство моих одноклассников тоже набросились на Антона Павловича. С ним у нас давно сложились прекрасные отношения. Почему? Да ведь Чехов самый современный писатель сегодня. Я смотрела несколько постановок «Вишневого сада» – спектакль Игоря Лысова в театре «Глобус», шестичасовую премьеру литовского режиссера Эймунтаса Някрошуса и спектакль в «Красном факеле». Каждый раз совершенно новые эмоции и мысли. О том, почему так несчастны русские люди, почему нет у нас веры, почему мы не ценим того, что имеем. Разве это не о нас, сегодняшних?! Я живу в Академгородке и часто слышу разговоры взрослых о том, что наши лучшие умы давно уехали работать за границу. Раневская приезжает домой посмотреть, как умирает ее сад. Так сделай же что-нибудь, если вернулась! Но и Раневская, и Гаев лишь созерцатели, они и есть тот вишневый сад, о котором писал Чехов.
Андрей БОРЗОВ, выпускник гимназии №139, Омск:
– Тема моего сочинения называлась так: «Социальная проблематика в пьесе Горького «На дне». Я не специалист по литературе, скорее, технарь по складу ума, поэтому выбора у меня, прямо скажем, и не было. Прочитал все 60 пакетов в интернете, в каждом взял наиболее близкую тему, отработали вместе с мамой – потренировались, мысли обсудили. «На дне» сейчас, мне кажется, близко каждому, если он, конечно, не олигарх.
Евгений ГОРИН, выпускник лицея, Волгоград:
– Вообще-то я не гуманитарий. Мне легко даются физика с химией, а литература – не очень. Поэтому сочинения я опасался. На всякий случай набил карманы шпорами. Самой трудной мне показалась тема «Почему Гоголь закончил комедию «Ревизор» немой сценой?». В дебри рассуждений лезть не захотел. Стихотворение Маяковского «Послушайте!» я в принципе знаю. И оно мне даже нравится. Но сколько о нем напишешь? Полстранички? А надо не меньше двух листов!
Была свободная тема: «Цель жизни является сердцевиной человеческого достоинства и человеческого счастья» – по одному произведению литературы XIX века. Но его еще надо было выбрать правильно. Я не стал рисковать. Действуя методом исключения, остановился на теме о приеме контрастов в поэме Блока «Двенадцать». «Черный ветер, белый снег…» – это мы проходили совсем недавно.
Если честно, я считаю, что сочинение давно пора отменить. Большинство ребят списывают. Редко кто излагает свои мысли. Темы какие-то нежизненные и молодым чуждые.
Олег ЗАЙЦЕВ, выпускник школы № 149, Москва:
– Я писал сочинение на тему «Благословенна да будет любовь, которая сильнее смерти». Я выбрал ее потому, что она мне близка и понравилась больше других. К тому же я мог сам решить, произведение какого автора буду анализировать в сочинении. Выбор я остановил на стихотворении Симонова «Жди меня» и рассказе Шолохова «Судьба человека». Другие темы – по творчеству Маяковского, Лермонтова, Солженицына и Некрасова мне не очень понравились.
Комментарии