Кем вы считаете Владимира Ленина?
Ольга ВОЛКОВА, учитель математики, директор школы деревни Суенга, Маслянинский район, Новосибирская область:
– Владимир Ильич Ленин для нас по-прежнему остается вождем революции 1917 года, создателем и первым руководителем Советского Союза. Им подписаны все первые декреты нового государства – о мире, о праве на труд, на бесплатное образование. В день его рождения – 22 апреля мы проводим уроки истории, рассказываем детям об этом периоде в жизни нашей страны. Нельзя зачеркнуть почти столетие истории России, весь двадцатый век. У нас в школе есть небольшой краеведческий музей, где специальные стенды посвящены октябрятам, истории пионерской организации, комсомолу, то есть нашему детству и юности. В нашей жизни было много хорошего. Сейчас новый этап развития страны, но это не означает, что нужно забыть все, что было раньше.
Сергей ГАРМАШ, учитель истории школы №3, Ноябрьск, Ямало-Ненецкий АО:
– Для меня Ленин является гениальным проходимцем, мифологизированным и советской пропагандой, и ее противниками. Он продукт той эпохи, неправильно понявший идеи Маркса. Его политическая деятельность, на мой взгляд, заслуживает некоего «исторического трибунала», и он уж решит, «казнить» его или «помиловать». Если бы его незаурядные способности направить в экономику или производство, мы могли бы иметь своего Форда, Ротшильда или Билла Гейтса, но он выбрал политику.
Марина РАТ, директор гимназии №25, Нижний Новгород:
– Это и вождь, и тиран одновременно. У Солженицына в «Архипелаге ГУЛАГ» истребленных «красным колесом» больше 140 миллионов – это почти в семь раз больше, чем погибших в Великую Отечественную войну. Жуткая, страшная цифра, и это связано с той системой, которую Ленин строил. С другой стороны, для многих поколений, в том числе и для нашего, именно это имя было символом. Поэтому нет однозначного ответа – так все сложно и противоречиво. Но, думаю, лучше Пушкина никто не скажет: «Гений и злодейство – две вещи несовместные».
Наталья МАКСИМОВА, учитель русского языка и литературы кадетской школы №70, Пенза:
– Когда говорят о Ленине, я всегда вспоминаю историю, которая произошла на одной ученической конференции. Старшеклассницу спросили, что она может рассказать о семье Ульяновых (ее доклад был о пензенском парке, который носит имя родителей Ленина). На это школьница смущенно заметила, что ничего не знает, но «данному вопросу обязательно посвятит свои будущие научные изыскания». Смеялись все, наверное, сквозь слезы… По-моему, это самое страшное отношение к прошлому. Нужно интересоваться историей, чтобы уже по-другому строить будущее. А мы почему-то отрицаем былое. Ленин – это неординарная личность, к которой можно относиться по-разному, но забывать о Владимире Ильиче нельзя. С его именем в нашей стране слишком много связано, чтобы всем этим пренебрегать.
Тамара БРОВКИНА, учитель начальных классов гимназии №3, Волгоград:
– Мои детство и юность пришлись на ту пору, когда в полную силу действовали пионерская и комсомольская организации имени Ленина. Те годы были для меня по-настоящему счастливыми: костры и слеты, собрания и конкурсы… Я всюду успевала: и училась отлично, и была председателем советы дружины, а потом – секретарем комсомольской организации школы. Позже работала в комитетах комсомола медицинского института, педучилища, в райкоме. И ни разу не усомнилась в том, что моя работа нужна. Я верила, что моя страна самая лучшая, раз у нас бесплатные медицина и образование и в институт можно поступить благодаря знаниям, а не деньгам. А сейчас все беды хотят списать на 1917 год и на вождя мирового пролетариата. Почему не на декабристов или Ивана Грозного? Ленин не лучше и не хуже тех, кто приходил и еще придет к власти. Но я уверена, что никто из этих людей не хотел навредить России. И уж совершенно точно – надо дать успокоиться душе этого человека и предать его тело земле.
Комментарии