Депутаты Госдумы совместно с Общественной палатой разрабатывают Концепцию государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей. Для реализации этого документа, рассчитанного до 2020 года, планируется принять ряд законов, в том числе «О нравственном и патриотическом воспитании». Обяжет ли закон любить Родину? Этот вопрос мы адресовали учителям и директорам российских школ.
Любовь ДЕМИДОВА, директор школы №34 с углубленным изучением предметов экономического профиля, Великий Новгород:
– Любить Родину закон, конечно, не обяжет, но он обяжет педагогов вести планомерную работу по патриотическому воспитанию. В Великом Новгороде, например, следствием принятия городской программы патриотического воспитания молодежи стала разработка аналогичных программ школами. В нашей школе в феврале нынешнего года был открыт уникальный музей, где собраны материалы о ветеранах локальных конфликтов. У нас в микрорайоне проживает много участников боевых действий в Чечне и Афганистане, многие из них являются отцами наших учеников, поэтому эти люди близки нам. Ученики активно включились в работу музея. Они общаются не только с ветеранами локальных конфликтов, но и с ветеранами Великой Отечественной войны, с представителями воинской части, расположенной под Великим Новгородом.
Пусть будет такой закон!
Максим ИВАНОВ, учитель истории Державинского лицея, Петрозаводск:
– Я категорически против такого закона, его появление может привести к росту националистических настроений. В школе и так много патриотического воспитания. Мы, например, проводим классные часы к 4 ноября, 23 Февраля, 9 Мая. Любовь к Родине должна быть, как любовь к родителям: люблю ее потому, что это моя Родина, а не потому, что она самая красивая, сильная. А закон? Это ужас!
Елена АКУЛОВА, учитель истории, педагог-организатор школы №73, Воронеж:
– На мой взгляд, активная работа над законодательством в области патриотического воспитания укрепляет авторитет государства. Но этим нельзя ограничиваться. Не думаю, что даже самые правильные законы могут обязать любить Родину. Многое зависит от того, как ребенка воспитывают в семье. Кстати, современные юноши и девушки настроены довольно патриотично. Я сужу по своей дочери, студентке, и ее друзьям: все, что делается в России, их очень волнует.
Ирина ВЛАДИМИРОВА, учитель начальных классов школы №24, Нижний Новгород:
– Не законы заставляют любить Родину, а люди и события, которые делают ее великой. Даже если бы российские хоккеисты не победили на чемпионате мира, я бы огорчилась, но не разочаровалась, потому что канадцы – соперники не из легких, а наши парни действительно бились до конца. И, наверное, так думают многие россияне. В этом-то и заключается патриотизм.
Олег КАМАКИН, учитель истории школы №3, Ноябрьск, Ямало-Ненецкий АО:
– Для воспитания патриотов необходима государственная политика, для которой мало одного закона. Воспитывать должно абсолютно все: СМИ, культура, отношение государства к своим гражданам, к истории своей страны и многое другое. К сожалению, пока этого нет. Для проведения такой политики нужен не закон, а создание целой системы законов и правил.
Светлана ЖИТНИКОВА, учитель кумылженской школы №2, Волгоградская область:
– Обязать кого-либо любить Родину невозможно. Но если в этом законе будут прописаны «зоны ответственности» всех субъектов нашего сообщества, хуже не будет. Тогда все окажутся причастными к делу воспитания, и подвижек, наверное, станет побольше. А любовь к Родине, конечно, законодательно не внушишь. Здесь бы лучше сработал личный пример, в том числе публичных людей.
Комментарии