28 сентября исполнится 90 лет со дня рождения Василия Сухомлинского. Актуальны ли его идеи сегодня?
Галина КИСЕЛЕВА, учитель географии гимназии №56, Санкт-Петербург:
– Сухомлинский никогда не потеряет актуальности, потому что все его идеи пронизаны светом и добротой. А это главное для того, чтобы учитель состоялся. Сегодня школа нуждается в отзывчивом, искреннем учителе. И если в ней будет теплая, комфортная обстановка, учителю будет нетрудно стать проводником идей великого педагога.
Марина ЧЕРНОВА, учитель начальных классов школы №139, Нижний Новгород:
– К сожалению, сегодня это не так, хотя современной школе не помешало бы быть «Школой радости». Только там, где царит дружба, любовь, взаимопонимание между учениками и учителями, могут вырасти замечательные люди. Наверное, есть школы, которые такими отношениями запоминаются детям на всю жизнь, но в целом сегодняшняя школа оставляет не самое лучшее впечатление. Просто время сейчас другое, и люди стали другими. Жаль, что уходит из нас человечность.
Юлия ХАЛЯВКА, учитель истории и обществознания школы №3, Ноябрьск, Ямало-Ненецкий АО:
– В своем произведении «Родительская педагогика» Сухомлинский рассказывает читателю о многочисленных письмах матерей и отцов, которые приходили к нему из разных концов страны. Во многих из них повторяются одни и те же вопросы: как воспитать у ребенка интерес к учению? Что делать, если дети перестают верить в добро и справедливость? Как быть, если ребенок грубит, поступает наперекор всем вашим просьбам и увещеваниям? И Сухомлинский дает на них ответ. Он убеждает читателя в том, что «Творение человека – это высшее напряжение всех ваших духовных сил. Это и жизненная мудрость, и мастерство, и искусство». По мнению Сухомлинского, на первом месте должна стоять наука о воспитании человека, должна активно развиваться педагогическая культура родителей.
Те вопросы, которые родители задавали Сухомлинскому в середине ХХ века, не потеряли своей остроты и сегодня. Современная школа работает над основными задачами взаимодействия родителей и педагогов. Собственно говоря, чем отличаются родители от других взрослых людей, не имеющих собственных или приемных детей? Взрослый человек делает ошибки и отвечает за них сам. Ошибки же родителей отражаются на детях. Педагогическое невежество родителей, косность и жестокость – тяжелые условия для развития детей. Сухомлинский считал, что «Родительская педагогика» должна стать настольной книгой каждого гражданина. Ему вторит и современная школа. Освоение навыков доверительного взаимодействия, сотрудничество с детьми на разных этапах их развития, в различных жизненных ситуациях – главная цель образования родителей.
Светлана МАКАРОВА, заведующая Советским филиалом городского центра развития образования, Новосибирск:
– Конечно, имя Василия Сухомлинского по-прежнему знакомо каждому педагогу. Его идеи не утратили своей актуальности, значимости и сегодня. Методисты начальной школы проводили семинары, чтения, посвященные этому замечательному человеку. Если любая школа города выступит с инициативой провести мероприятие, посвященное Сухомлинскому, Центр развития образования с радостью окажет организационную помощь, обеспечит методическую поддержку. Его труды о воспитании личности, книга «Сердце отдаю детям» написаны искренне, с большой любовью к детям.
Татьяна ФЕДОРОВА, учитель истории и заместитель директора по учебно-воспитательной работе школы №298, Москва:
– Идеи Сухомлинского всегда актуальны. Я считаю, что мысли Василия Александровича в педагогике основополагающие. Он утверждал, что учитель – это не просто «носитель компетенций», узкий профессионал-предметник, который дает детям сумму знаний и умений. Его задача – развивать нравственные качества ребенка, помочь ему сформировать свое мировоззрение. Воспитание, считал Сухомлинский, в конечном счете важнее обучения. Свой идеал эстетического воспитания он усматривал в том, чтобы каждый ребенок, увидев прекрасное, остановился перед ним в изумлении, сделал его частицей своей жизни.
Комментарии