В соответствии с законом (ст. 7) Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя три «Т»: требования к структуре основных образовательных программ, условиям их реализации, а также результатам освоения основных образовательных программ. Какое из трех требований, на ваш взгляд, надо больше всего прорабатывать?
Вера ЯРОВАЯ, учитель начальных классов школы №3, Ноябрьск:
– Если говорить о коррекции основных требований ФГОС II поколения, то, по моему мнению, каждое из них в той или иной мере требует доработки.
1. Требования к структуре.
Учебный план рассчитан на то, что дети должны находиться в школе полный день (30 часов в неделю для первоклассника). Созданы ли в наших российских школах условия для того, чтобы ребенок находился в школе полный день?
2. Требования к условиям.
Государственные предприятия не смогут на данном этапе обеспечить учащихся школьной формой, учебными принадлежностями и мебелью установленных стандартов. Родители не готовы, а часть не имеют возможности купить ребенку все вышеперечисленное в соответствии со стандартом и по-прежнему предпочитают дешевый китайский ширпотреб.
3. Требования к результатам обучения.
Используя устоявшиеся системы оценок, можно проверить ЗУН и УУД. А как проверить массово личностное развитие ребенка при сокращении ставок психологов в период перехода на подушевую систему оплаты труда?
Хочется надеяться, что время, данное на обсуждение и доработку документов по ФГОС II поколения, что-то изменит.
Тамара СИНИЧНИКОВА, директор гимназии №26, Омск:
– Как всегда, самые сложные вопросы – практические. Надо ведь, чтобы люди захотели работать по-новому. В современном образовании сейчас главная проблема – кадры, которые, как известно, решают все. Молодые пошли в образование, но, как все молодые, хотят всего и сразу – и опыта, и знаний, и денег, конечно. Хватаются за множество дел, берут совместительство, а дети – конкретные, а не абстрактные – требуют внимания, любви, заботы, соучастия. Значит, надо дорабатывать кадровые, финансовые условия.
Марина МИЩЕРИНА, начальник учебно-методического отдела Московского государственного областного университета:
– Говоря о внедрении и реализации государственных образовательных стандартов в современной школе, я бы остановила внимание на условиях их реализации. А именно – на кадровом вопросе. Внедрение новых стандартов требует от учителя обновления методических, технологических умений и навыков. Вопрос профессиональной компетенции педагогов на сегодняшний день представляется наиболее острым. Так как школа определилась с направлениями модернизации, поступил конкретный социальный заказ, нужно, чтобы учитель соответствовал в своей работе новому формату предъявления материала. К сожалению, учитель массовой школы не всегда к этому готов. Поэтому работа методических служб муниципального уровня на сегодняшний день должна также пережить свое обновление и модернизацию. Методисты должны помогать учителю на всех этапах его становления.
Очень важно отслеживать результативность полученной курсовой подготовки. Очень интересна позиция методистов: курсы бывают подтверждающими, когда учитель получают ту информацию, которая освежает в памяти общепедагогические, психологические и научные знания педагогов, а также и собственно повышения квалификации, когда учитель получает новые инструменты, новые технологии обучения. Важно выйти на уровень непрерывного образования, чтобы учитель своевременно получал информацию о новых технических разработках, которые или только пошли в школу, или, что лучше, могут в недалеком будущем в эту школу прийти.
Необходима теснейшая связь между вузами и центрами повышения квалификации, а также между образовательными структурами. В качестве возможной модели работы с учителем можно привести модель РКЦ-ММЦ Московской области, которая как раз и выстраивалась для плотной и всесторонней работы с кадрами в области новых информационных технологий. Конечно, этого мало, направлений должно быть больше. Но в области кадровой поддержки хотелось бы видеть более полное описание работы системы для реализации государственных образовательных стандартов.
Комментарии