Обязательно ли, по вашему мнению, иметь педагогическое образование, чтобы работать учителем?
Аида БЕЛОУСОВА, преподаватель информатики гимназии №116, Екатеринбург:
– До сих пор я работала в школе, не имея педагогического образования. Преподаю уже более десяти лет. По мнению коллег, мне удается находить с ребятами общий язык, они относятся ко мне с уважением: возможно, потому, что я изначально уважаю каждого, любого человека. Наверное, это и есть главное для педагога: видеть и ценить личность другого.
И тем не менее, хоть я и не испытывала осознанной потребности в специальных знаниях, нынешним летом поступила в Свердловский педагогический университет. Сдавала экзамены наравне со своими же учениками и очень горжусь тем, что поступила на бюджетное отделение факультета информатики. Так что мое мнение: можно быть хорошим педагогом без специального образования. Но с педагогическим образованием надеюсь добиться еще лучших результатов.
Наталья НЕЧАЕВА, учитель начальных классов школы №47, Омск:
– Чтобы общаться с детьми, иногда достаточно таланта, хотя это явление нечастое. Но чтобы быть педагогом, талант должен быть подкреплен образованием. Конечно, для настоящего учителя одного образования мало – нужны желание и умение вложить себя в ребенка, не требуя ничего взамен. А чтобы вкладывать, надо многое иметь. Работать учителем, не имея знаний по педагогике, психологии, методике преподавания, все-таки невозможно.
Любовь ПАВЛОВА, директор Ермолинской школы, Новгородский район, Новгородская область:
– Сейчас как раз такой период, когда в результате экономического кризиса осталось без работы много людей, не имеющих педагогического образования, но потенциально способных работать в школе. Это, например, программисты-информатики, историки, переводчики, юристы, правоведы, экономисты. Для школы эти потенциальные кадры имеют большую ценность, поскольку они получили более широкий диапазон знаний по своей основной профессии, чем педагоги. Для того чтобы эти специалисты могли преподавать в школе, на мой взгляд, необязательно давать им второе, педагогическое образование – возможно, достаточно будет организовать для них систему курсовых переподготовок.
Ирина ПАКЛИНА, учитель начальных классов школы №3, Ноябрьск, Ямало-Ненецкий АО:
– Я считаю – обязательно. Ведь только при получении педагогического образования учитель получает высокий уровень психолого-педагогической подготовки, который предусматривает знание методологических основ педагогики, закономерностей развития и формирования личности, понимание цели, задач, форм и методов воспитания и обучения.
Екатерина ВИБЕРЦОВА, учитель физики и информатики Шелтозерской средней школы, Карелия:
– В Карелии большой опыт работы в школе выпускников Петрозаводского государственного университета, хотя в Петрозаводске есть и свой педагогический университет. Конечно, можно подумать, что они тоже с большим успехом работают и выдают хороший результат на ЕГЭ. Но! Работать в школе без знания основ физиологии, педагогики и психологии невозможно! Поэтому каждые пять лет учитель вне зависимости от образования проходит курсы повышения квалификации, куда входит и психолого-педгогический блок. Да, все мы являемся родителями, тетями и дядями, наконец, нас самих воспитали мама и папа, поэтому мы уж точно знаем, как нужно обращаться с детьми! Но очень много зависит от того, какие цели ставит перед собой школа и образование в целом. Если нам нужен в первую очередь стобалльник, то обучать его может хоть робот. Если мы хотим вырастить думающего, активного специалиста и при этом сохранить его физическое и психическое здоровье, то, безусловно, в школе должен работать человек с педагогическим образованием, который не просто получил свои знания, но и активно применяет их в профессиональной деятельности.
Комментарии