Выступая на открытии Года учителя, президент Дмитрий Медведев поднял проблему воспитания: «Надо возрождать полноценную систему внеклассной работы и вовлекать в эту систему и учеников, и выпускников, и, конечно, родителей». А кто должен заниматься этой работой?
Владимир МОИСЕЕВ, директор школы №57, Екатеринбург:
– На понятие «внеклассная работа» можно посмотреть с двух сторон. Если речь идет о дополнительной деятельности по учебным предметам, то она не только не уменьшилась в последнее время, но и нарастает. Это олимпиады и подготовка к ним, защита рефератов, участие в фестивале «Юные интеллектуалы Среднего Урала»… Если же речь идет о внеклассной воспитательной работе, ее в целом, возможно, и стало меньше, но не в нашем учебном заведении. Руководят ею заместитель директора по воспитательной работе, заместители по правовому регулированию, участвуют педагог-психолог, классные руководители. Считаю, здесь проблем нет и слово «возрождать» неактуально, процесс шел и идет. Единственное, хотелось бы больше бюджетных ставок для руководителей кружков и секций. Процесс, которым мы занимаемся, не зря называется не учебным, а образовательным, значит, подразумевается и передача знаний, и воспитание.
Вадим ПЛАТОНОВ, директор школы №112, Новосибирск:
– Воспитательной и внеклассной работой должны заниматься педагоги. Парадоксальность ситуации заключается в том, что в связи со сложившейся финансовой ситуацией школы вынуждены сокращать воспитателей групп продленного дня, логопедов, психологов, педагогов дополнительного образования, которые как раз и занимались внеклассной работой. Реализация национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» возможна лишь после системных изменений, повышения доступности и качества образовательных услуг, повышения социального статуса педагога, при реальном, а не формальном финансовом стимулировании педагогов, достигающих высоких результатов в образовании и воспитании.
Диляра ГАРИФУЛЛИНА, учитель начальных классов лицея №137, Омск:
– Было бы хорошо, если бы существовали освобожденные классные руководители. Как в царские времена – классная дама. Такая система есть, например, в Новом Уренгое. И оправдывает себя. Предметник отвечает за знания и умения, воспитатель или классный руководитель – за воспитание. Хотя воспитательные задачи не снимаются и с предметника на уроке.
Владимир СВЕРДЛОВ, директор лицея «Многоуровневый образовательный комплекс №2», Воронеж:
– На примере нашей школы я бы не стал говорить о возрождении. Мы, скорее, продолжаем традиции воспитательной работы, хотя ее формы изменились. Не стало пионерии и комсомола, но сама воспитательная работа не исчезла, мы традиционно проводим и «Школьную весну», и «Посвящение в лицеисты», и множество других мероприятий. При этом все, что делается в школе, делается учителем. И так будет всегда, потому что учитель воспитывает ученика и своим внешним видом, и отношением к предмету, к ученику, к другому учителю. Отсюда вывод: надо не заставлять учителя воспитывать, а поднять авторитет, престиж этой профессии и заработную плату. Ведь сегодня воспитывает не общественная организация, как раньше, а сама школа, ее атмосфера, педагогика сотрудничества и, разумеется, учитель, который уважаем в обществе, обеспечен, не дрожит над каждой копейкой и профессионально совершенствуется.
Марина БЕЛИКОВА, учитель химии Даниловской школы имени Макаренко Даниловского района Волгоградской области, учитель года-2003:
– Координатором этой работы, считаю, должен быть классный руководитель. Вот я, например, в этом году взяла пятый класс. В начале учебного года мы с детьми составили план внеклассной работы, который соотносится с большим общешкольным планом воспитательной работы по разным направлениям – патриотическая, спортивная, трудовая, научно-исследовательская работа. Каждый класс вносит в него свою изюминку. Сейчас, например, у нас приближается встреча с выпускниками школы разных лет. Готовимся к традиционным памятным дням, посвященным годовщине разгрома фашистских войск под Сталинградом, которая отмечается 2 февраля.
Комментарии