search
main
0

Воображение и логика

Мнемотехническое рисование

Коррекция и компенсация психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья являются одной из приоритетных задач современного образования и обусловливают необходимость поиска и применения специальных дидактических приемов, помогающих в решении этой проблемы.

 

Действенным приемом развития высших психических функций, в том числе и речи, на современном этапе признана мнемотехника.

Мнемотехника (от греческого mnemonikon – «искусство запоминания») – это техника развития памяти, облегчающая процесс запоминания, сохранения и воспроизведения информации.

Сущность мнемотехники состоит в том, что на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, а весь текст, таким образом, зарисовывается схематично. Такие схемы-рисунки служат своеобразным зрительным планом и позволяют ребенку воспроизводить по памяти определенную текстовую информацию.

Мнемотехника строится от простого к сложному и может быть представлена в виде мнемоквадратов (доступны с младшего дошкольного возраста), мнемодорожек (применяются в среднем дошкольном возрасте), мнемотаблиц (используются в старшем дошкольном возрасте).

Мнемоквадрат – это одиночное изображение, обозначающее одно слово, словосочетание или простое предложение. Изображение обязательно должно быть цветным. Детям даются готовые мнемоквадраты, а затем проводится обсуждение, что на них изображено.

Мнемодорожка – это ряд картинок (обычно 3-5), по которым можно составить небольшой рассказ в 2-4 предложения. Картинки могут быть как цветные, так и однотонные (обычно к концу среднего дошкольного возраста).

Мнемотаблица – это целая схема, в которую заложен текст (рассказ, стихотворение, сказка). Содержанием мнемотаблицы выступают графические или частично графические изображения персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Важно передать эту условно-наглядную схему так, чтобы нарисованное было понятно детям. Отметим также, что в соответствии с научно доказанным пределом усвоения информации количество квадратов в мнемотаблице не должно превышать девяти.

Мнемотаблицы могут быть различными в зависимости от их направленности и служат наглядно-дидактическим материалом для заучивания стихов и потешек, отгадывания и загадывания загадок, обучения пересказу текстов, составлению повествовательных и описательных рассказов.

Работая в группе коррекционной направленности, в течение последнего времени регулярно использую мнемотехническое рисование. Этот прием очень нравится ребятам, поэтому позволяет реализовывать различные коррекционные цели и задачи.

Во-первых, рисование педагогом очень привлекает детей и является отличной мотивацией. Заинтересовать удается воспитанников не только с нарушением речи, но и с задержкой развития, снижением интеллекта, аутиз­мом. Дети с интересом наблюдают, как появляются рисунки, концентрируют свое внимание, включаются в рабочий процесс.

Во-вторых, при создании элементов мнемоколлажа или мнемотаблицы происходит совместное обсуждение деталей: что можно нарисовать, каким образом или знаком закодировать то или иное слово стихотворения или фразы текста. Рисование не является моим коньком, и часто рисунки получаются неказистыми и примитивными, но именно такие вызывают у ребят наибольшую активность и эмоции. Дети пытаются объяснить ошибки, говорят, что и где надо исправить, смеются, когда у меня не получается, и тогда я намеренно перехожу к схематичным рисункам, символам, мотивирую на подбор или выбор подходящих ассоциаций. Таким образом, происходит активизация воображения, памяти, развитие логики и символьной функции. Одновременно возможны знакомство с новой лексикой, отработка грамматических категорий, выделение общих признаков и многое другое.

Вторым этапом работы является самостоятельное придумывание ребятами опорных рисунков. В этом случае я только произношу фразу, а ребенок рисует самостоятельно или с направляющей помощью. В такой деятельности к перечисленным задачам добавляется развитие графомоторных навыков, зрительно-пространственной ориентировки, ориентации на листе.

В результате совместной работы рождается так называемая художественная опора, с помощью которой ребята готовы по нескольку раз повторять стихо­творение или пересказывать рассказ. Иногда возникает соревновательный момент: кто быстрее запомнит и повторит без ошибок. При этом занятие проходит весело, непринужденно и с наибольшим развивающим эффектом.

Использование мнемотехнических рисунков в работе с детьми, имеющими различные нарушения, является действенным приемом развития речи и всей когнитивной сферы в целом, а также творчества, что достигается за счет опорной наглядности и доступности изображения.

Наталья ПРИЩЕП, учитель-логопед школы №1101

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте