Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Воля к жизни. Внутренняя мотивация помогает и ученикам, и родителям, и учителям

Учительская газета, №31 от 2 августа 2016. Читать номер
Автор:

Миша Лисовой перешел к нам, еще до того как мы официально приобрели статус инклюзивной школы. Это ребенок с ДЦП очень тяжелой формы, он не может нормально двигать ни руками, ни ногами, но при этом обладает очень острым умом, отличной памятью, хорошо говорит. Хочу сказать огромное спасибо его родителям, особенно маме, которая сделала все для его развития. Благодаря ей и, конечно же, собственному упорству Миши теперь о нем знает не только весь город, но и весь край. К нему даже поступают предложения участвовать в научно-исследовательской работе в Москве. И это после второго класса! А после третьего его пригласили в Сочи, в ЦОД «Сириус».

Я считаю, нашей школе очень повезло, что ей достался такой ученик. Когда Мишины родители пошли устраивать своего сына по месту жительства, им отказали и порекомендовали отправить его в специализированный интернат. Отказали даже в частной школе, потому что и там тоже не захотели себе проблем. Да и уровень квалификации педагогов не позволял. Все ссылаются на то, что в городе есть специализированные школы-интернаты, вот пусть там этого сложного ребенка и учат. В итоге, посетив несколько школ и получив везде отказ, родители пришли к нам. Не скрою, в первый момент у нас тоже был шок. Ведь понятие «особенный ребенок» весьма растяжимое. А когда ты видишь, как родитель заносит его на плече и сажает, словно безвольную куклу, невольно впадаешь в панику – как же его учить?! И вдруг он очень внятно и отчетливо говорит нам: «Здравствуйте, я Лисовой Михаил Михайлович, я пришел договориться, возьмете ли вы меня или нет. Мне семь лет». Я даже прослезилась. Говорю ему, чтобы не переживал, по Конституции он имеет право на образование. Тогда мальчик радостно закричал: «Мама, заходи, хватит плакать, меня берут!» В свои семь лет он прекрасно понимал все, и с ним можно было говорить наравне, как со взрослым. Этот ребенок совершает подвиги, борется со своими конечностями, которые никак не хотят его слушаться. Он может весь урок пытаться вывести всего 2-3 буквы, и все-таки ему это удается, причем буквы получаются очень красивыми. Миша специально настоял на том, чтобы мама на уроке к нему не заходила, так как он все будет делать сам. И выкладывается по полной. А на перемене мама меняет ему футболку, которая насквозь мокрая от пота… И так было весь первый класс. Он мало писал, но многое запоминал, решал в уме. «Я буду учиться очень хорошо, чтобы зарабатывать своей головой», – вот жизненная установка Миши, которая придает ему сил. Медицинские заключения не всегда соответствуют жизни. Когда он проходил комиссию, врачи констатировали, что у мальчика мышцы трехлетнего ребенка. И в один голос уверяли нас, что он никогда не сможет даже перелистнуть страницу. А когда мы показали им его тетради, просто не поверили, по их мнению, такого просто не может быть! Вы спросите, при чем тут ФГОС, ведь при наличии целеустремленных родителей, профессиональных педагогов, одаренного и исключительно мотивированного ученика все будет само собой складываться? Но ведь проблема именно в том, что те школы, куда его пытались устроить раньше, отказали семье. А по новым стандартам этого просто не может быть, каждое образовательное учреждение обязано предоставить любому ребенку возможность учиться там, где ему удобно, а не там, куда его отправляют. И школа обязана обучить своих педагогов, сделать так, чтобы они повысили свою квалификацию, прошли переподготовку. И они проходят. И учат. Лично я посмотрела на Мишу и решила про себя: если больной ребенок так сильно стремится к знаниям, то почему я, здоровая, имею право ему отказать? В АКИПКРО дважды прошла курсы, на которых нас учили, как работать с детьми с ОВЗ. И поняла, что дети эти очень разные, они сильно отличаются не только от обычных, но и друг от друга. Но даже с такими детьми можно грамотно выстроить учебный процесс, объяснять и закреплять материал дифференцированно, в форме, доступной для каждого ребенка, в инклюзивном классе. Я проработала 35 лет, но за этот период ничему подобному нас не учили, а вот сейчас оказалось, что есть не только проблема, но и есть пути ее решения, эффективные методы, научно разработанные подходы, принципы создания обучающей среды для особых детей.

Татьяна КАРНАКОВА, учитель начальных классов лицея №122

Барнаул, Алтайский край


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту