search
main
0

Волшебный зеленый сад. Приемы формирования читательской активности в начальной школе

«Чтение – это важнейший способ освоения базовой социально значимой информации профессионального и обыденного значения, культурных ценностей прошлого и настоящего, сведений об исторически непреходящих и текущих событиях, нормативных представлений, – составляющей основу, системное ядро многонациональной и многослойной российской культуры… Чтение является самым мощным механизмом поддержания и приумножения богатства родного языка» – так гласит Национальная программа поддержки и развития чтения, принятая 24 ноября 2006 года. Она рассчитана на период до 2020 года.

Не читают…Причина ее появления в том, что мы стремительно быстро теряем статус самой читающей страны мира, каковой были совсем недавно. Об этом говорят статистические данные по России.Читают хотя бы 1 книгу в год1991 год – 79%;2005 год – 63%Систематически читающие1991 год – 48%;2005 год – 28%Семейное чтение1970 год – 80%;2006 год – 7%Печатная пресса                Газеты    Журналы1991 год – 61%    16 %2005 год – 24%    7%Это цифры десятилетней давности. На сегодняшний момент картина мало изменилась. Об этом говорят все учителя начальной и особенно средней и старшей школы. По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, на сегодняшний день 35% россиян совсем не читают книги. Число читающих книги за последние 13 лет снизилось с 80 до 65 процентов. Из них 79% россиян хотя бы иногда читают газеты, 64% – журналы. Поэтому 2015 год объявлен Годом литературы.Родительские ошибкиНаши дети, научившись читать в дошкольном периоде или в первом классе, постепенно теряют интерес к чтению. Причин этому немало.Назову некоторые из них:- низкая читательская активность самих родителей;- слишком усердная настойчивость родителей в период обучения чтению, который дети запоминают как сложный принудительный процесс, порой сопровождающийся наказаниями;- иногда родители, видя, что их дитя научилось складывать слоги в слова, а затем в предложения, успокаиваются и предоставляют ребенка самому себе. Однако начинающий читатель еще не успел понять, что чтение может быть удовольствием, дарить радость, открытия.Поэтому я в своей работе по формированию читательской активности отвожу большую роль родителям. Еще при наборе в подготовительные группы говорю с ними о том, насколько важен процесс чтения в становлении ребенка как личности, насколько важно вовремя научить его читать, так как в 5-6 лет освоить чтение проще, чем в 7-8. Знакомлю с секретами постижения читательского умения с его этапами. Говорю о важности отработки технического навыка чтения и постепенного перехода к процессу понимания прочитанного. Только близкий человек, родители смогут в индивидуальной работе с ребенком понять, достаточно ли у него сформирован (до автоматизма) технический навык чтения, пора ли с него требовать понимания прочитанного.Методические секретыИ вот наши дети научились читать. Дальнейшая роль родителей еще более возрастает. Как научить любить книгу? Как сделать процесс становления читателя интересным? Ни для кого не секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению формируются в семье и основа его – привычка ребенка читать. У каждого учителя на этот счет накоплено много секретов, приемов, которые они берут из методической литературы. Я ими тоже пользуюсь. Но хочу рассказать о нескольких своих, авторских приемах, которые помогают мне в развитии читательской активности детей.Как только наши дети осваивают чтение, мы с родителями договариваемся о сотрудничестве в таком вопросе. Рассказываю детям сказку о планете, на которой злой волшебник уничтожил все растения и обитатели этой планеты стали задыхаться от недостатка кислорода. Ведь только зеленые растения нам его поставляют. Спрашиваю ребят: «Кто хочет помочь жителям этой планеты вырастить волшебный зеленый сад?»Конечно, большинство детей сразу соглашаются. Тогда я называю условия игры. Наши деревца будут расти только тогда, когда мы будем читать. Вначале за каждые 10 прочитанных строчек вырастает один листик, потом за 20, 50 и наконец за 100 строчек. Мы делимся на группы по 5-6 человек, рисуем ствол дерева, веточку для каждого. Прикрепляем возле веточки фотографию ребенка, который будет на ней «выращивать» листики.Какая группа быстрее озеленит планету? Соревнования начались. Дети в силу своих возрастных особенностей любят играть, соревноваться. Поэтому увлечь их можно. С родителями договариваемся о способе передачи информации, касающейся читательской активности детей. Дети должны читать ежедневно в силу своих индивидуальных возможностей и желаний. Но не меньше 10 минут в день. Родители ежедневно фиксируют в читательских дневниках, какое произведение ребенок читает (название, автор), сколько строчек прочитал, расписываются. Дети могут сделать свою иллюстрацию к произведению. Позже такие записи дети делают сами.В конце недели ребята под руководством учителя «озеленяют свои деревца». Каждый на свою веточку может поместить столько листиков, сколько он прочитал десятков, а позже сотен строчек. Одни включаются в соревнования быстро, другие могут выжидать. Ведь для них процесс чтения пока еще не столь привлекателен. В каждой группе находятся заводилы, которые тормошат лодыря: «Помогай нам. Смотри, как у тебя еще мало листиков. Читай!» Вывешиваем такие «деревца» на самом видном месте, у входа в класс, чтобы все, кто входит в него (родители, ребята из других классов, учителя), заинтересовались: «А что это такое у вас? Какие вы молодцы! Сколько листиков вырастили! А у кого самое зеленое дерево, самая зеленая веточка?»Все это подогревает интерес, и почти все дети включаются в такую помощь жителям сказочной планеты.Конечно, немаловажно правильно сформировать круг читательских интересов детей. Здесь помогут рекомендации учителя. Но родителям надо чаще вспоминать любимые книги своего детства. Следует учитывать и индивидуальные интересы своего ребенка.Все родители получают памятку, которая направляет их в совместной с учителем работе по формированию читательского интереса.Памятка для родителей1. Читайте вслух с ребенком не менее 10-15 минут в день.2. Хвалите ребенка за чтение.3. До или во время чтения книги выясните значение трудных или незнакомых слов.4. Спросите, чем понравилась эта книга ребенку, что нового он из нее узнал.5. Попросите ребенка рассказать о главном герое, событии.6. Какие слова или выражения запомнились?7. Чему учит эта книга?8. Предложите нарисовать картинку к самому интересному отрывку или выучить его наизусть.Работа по формированию читательской активности детей проходит под девизами:- Пусть наши совместные старания дадут добрые всходы!- Пусть каждый ученик нашего класса будет уметь и любить читать!- Пусть каждый день вашей семьи будет связан с увлекательным путешествием в мир книг!Первые итоги нашего соревнования по «озеленению сказочной планеты» подводим на новогоднем празднике, где Дед Мороз вручает лучшим начинающим «читалочкам» медальки. Следующее подведение итогов – на празднике «Прощание с Букварем».Ура, КВН!Показателем читательской активности является участие в различных конкурсах, КВН. Особенно активизируют детей тематические КВН. Уже в первом полугодии 2-го класса дети во время домашнего чтения работают с произведением Алексея Толстого «Приключения Буратино, или Золотой ключик». Дается установка – читать внимательно, обращая внимание на детали и составляя по ходу чтения вопросы викторины для одноклассников. Каждая команда, кроме того, готовит рисунки-загадки. Дети с большим интересом ждут такие КВН.Позже проводим КВН по произведению А.Волкова «Волшебник Изумрудного города», сказкам А.С.Пушкина и т. д. Когда дети становятся постарше (в 3-4-х классах), каждая команда получает домашнее задание инсценировать отрывок из произведения. Здесь фантазии детей нет предела… Хочу оговориться, что к этому ребята уже готовы, так как за годы обучения в начальной школе мы проводим много больших красочных праздников, во время которых дети учатся выразительно декламировать стихи, инсценировать.Данные приемы, по моему опыту, хорошо работают и помогают мне добиться интереса к чтению, хороших результатов в технике и выразительности чтения.Список литературы1. Национальная программа поддержки и развития чтения, разработанная Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям совместно с Российским книжным союзом, 2006 г.2. Варенька О.П. Родительские собрания, 2 класс. – М.: ВАКО, 2008.​Ольга БОРИСОВА, учитель начальных классов гимназии города Краснослободска Волгоградской области

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте