search
main
0

Волшебный стул. Уроки в начальных классах

Занятие «Признаки» с использованием психологического теста :: Я и мои чувства :: Покончим с грубостью

Занятие «Признаки» с использованием психологического теста

Занятие предлагается для учеников 2-го класса, оно может предварять блок занятий, условно названный «Инакость». Предлагаемый психологический тест может оказаться слишком сложным для детей, в таком случае его рекомендуется несколько упростить.

Цель занятия: обратить внимание детей на то, что рядом живут равные им люди.

Задача: выяснить, как дети воспринимают друг друга: насколько уважительно, насколько терпимо, насколько готовы быть равными друг другу.

Ход занятия

1. Учитель сообщает, что начинается новая тема – «Инакость». Слово это происходит от слов «иной, иное», т.е. другой. Ученикам задается вопрос, почему других, рядом живущих людей необходимо уважать и воспринимать доброжелательно. Возможным ответом будет то, что они люди и обладают равными правами.

2. Чтобы эмоционально подготовиться к занятию, дети играют в «Минуту доброты» («Волшебный стул») – желающий садится на стул, и все в классе вспоминают, что в этом ученике есть хорошего.

3. Учитель приглашает к доске сначала трех девочек, а потом трех мальчиков и просит остальных участников проанализировать, что общего у людей, стоящих у доски.

4. С помощью «микрофона», который получает каждый участник, дети высказываются, продолжая фразу «Я отличаюсь от других, потому что…».

Чаще всего дети без дополнительных наводящих вопросов останавливаются только на внешних признаках. Учитель может задать вопрос, можно ли выбрать себе друга по внешним признакам, «по одежке». Делается вывод, что важны и внешние, и внутренние качества. Учитель подытоживает, что мы все разные, но у нас наверняка есть то, что нас объединяет, и это делает нас терпимее друг к другу. Проводится психологический тест. Детям предлагается выбрать фигуру, которая им больше всего нравится: квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, зигзаг. Потом по просьбе учителя поднимают руки те, кто выбрал квадрат, и дети видят, с кем из одноклассников совпал их выбор, кто выбрал прямоугольник, и т.д.

5. Учитель зачитывает или дает зачитать желающему характеристику геометрической фигуры. После прочтения можно попросить проанализировать, что общего, например, у треугольника и квадрата… Когда зачитаны характеристики фигур, дети констатируют, что совсем разных людей, несмотря на их непохожесть, объединяют многие положительные качества.

Характеристики фигур

Квадрат – трудолюбие, усердие, потребность довести начатое до конца. Выносливость, терпение, методичность делают его высококлассным специалистом в своей области. Квадраты любят заведенный раз и навсегда порядок: все должно находиться на своем месте и происходить в свое время. Они не любят «сюрпризы».

Прямоугольник – временная форма личности. Он недоволен той жизнью, которую ведет. Поэтому всегда в поиске лучшего. Ведущие качества прямоугольника: любознательность, пытливость, живой интерес и смелость. Прямоугольник открыт новым идеям, ценностям, способам мышления и жизни, легко усваивает новое.

Треугольник – символ лидерства. Он способен концентрироваться на главной цели. Треугольники – энергичные, неудержимые, сильные личности, ставят ясные цели, которых легко достигают. Они честолюбивы, умеют доказать и руководителям, и подчиненным значимость своей работы. Они испытывают потребность быть правыми и управлять, поэтому они конкурируют с другими.

Круг – самая доброжелательная из пяти фигур. Круг чувствителен, обладает способностью сопереживать, сочувствовать. Чужую радость и боль воспринимает как свою. Круг счастлив, когда все ладят друг с другом. Первым уступает в спорах, ищет общее в противоположных точках зрения.

Зигзаг – фигура, символизирующая творчество. Он комбинирует разные исходные идеи и создает новые, оригинальные. Способы, которые выбирает зигзаг, никогда не совпадают с теми, которые использовались раньше. Зигзаг – самый восторженный и возбудимый из пяти фигур. О новой мысли он готов поведать всему миру. Зигзаг – неутомимый проповедник своих идей и способен увлечь многих.

6. Урок заканчивается тем, что дети продолжают фразу «Я такой же, как и другие, потому что…».

Я и мои чувства

Данное занятие может быть проведено во 2-м классе в рамках темы «Что такое человек» после игры «Взгляд изнутри» или же предварять серию занятий по правам инвалидов. Занятие достаточно объемно, поэтому, если время на уроке строго ограничено, можно разбить занятие на два урока, начав следующий урок с небольшого повторения.

Цели занятия: познакомить детей с органами внешних чувств и показать их важность.

Задачи занятия: показать отличие человека от животного и научить ценить то богатство, которым человека наделила природа.

1. Учитель напоминает ученикам, что они говорили во время игры «Взгляд изнутри» о человеке инопланетянам, и просит вспомнить, как устроен человек.

2. Учитель задает вопрос, что отличает человека от животных. Ответы обсуждаются.

3. Детям предлагаются карточки, на которых нарисованы различные предметы. По первым буквам каждого слова картинки образуются слова. Учитель объясняет, что получившиеся слова – «помощники» человека в познании себя и окружающего мира.

На рисунках изображены:

А. Пуговица, арбуз, медведь, яблоко, труба, ь = память.

Б. Черепаха, утка, ворона, собака, таз, вишня, арбуз = чувства.

В. Улитка, мышь = ум.

Карточки предлагаются желающим или по одной на ряд (команду).

4. Учитель предлагает поговорить об органах чувств. Они дают всю информацию о внешнем мире, и изнутри человек тоже получает сигналы. За каждое чувство, кроме осязания, отвечает какой-либо орган. Перечисляются пять органов чувств.

Примечание. Дети часто путают психические чувства (радость, страх) с физиологическими чувствами (обоняние). Чтобы избежать терминологической путаницы, предлагается обоняние, зрение и т.д. называть «внешними чувствами», как это указано в словаре Ожегова.

5. С помощью различных заданий и игр разбираются все органы внешних чувств.

Зрение. Глаза, отвечающие за зрение, – самые совершенные и загадочные органы в теле человека. Через них человек получает большую часть всей информации. Учитель предлагает детям поиграть в игру «Закрой глаза». Желающим завязываются глаза, и их просят выполнить различные задания: что-то принести, написать, дойти до своего места. Не все могут справиться с заданием. Ведущий задает вопросы: «Почему вы не смогли выполнить задание? Какое чувство испытывает человек, который не видит?» Кроме этой игры, рекомендуется игра «Слепое доверие», описанная в книге «АБВ». Делается вывод, что глаза необходимо беречь, что очень страшно потерять зрение.

Слух. Орган слуха – ухо. Кратко учитель рассказывает о его устройстве. Игра «Испорченный телефон». Первому игроку ведущий тихо и быстро говорит какое-то слово, которое он должен так же быстро передать своему соседу на ухо. Основное условие – непрерывность. Игра проходит по цепочке. Проверяется слово с конца; если слово названо неправильно, проверяется, где была ошибка. Детям задается вопрос, почему была сделана ошибка. (Возможные ответы: плохо услышал, сосед говорил слишком тихо…). Учитель говорит, что ухо может воспринимать звук определенной силы, частоты. Если информация произносится слишком тихо, ее можно не расслышать, а если слишком громко, то может заболеть голова, появится раздражительность. Очень многое зависит от хорошего произношения – от артикуляции, которую надо постоянно совершенствовать, как это делают актеры, чтобы их услышал любой зритель, независимо от места. Кроме того, многие глухие умеют читать по губам. Делается вывод, что уши, как и глаза, – органы чувств, которые необходимо беречь.

Вкус. Орган чувств – язык. Игра «Определи на вкус». Желающим предлагаются маленькие кусочки печенья, лимона, сахара, шоколада, яблока, леденец… Учитель спрашивает, как дети угадали, что находится во рту, и какие еще функции выполняет язык. Язык – сильный, гибкий, чувствительный, он помогает переворачивать пищу, произносить звуки, с помощь сосочков определяет вкус пищи. Предлагается посмотреть на свой язык в зеркало. Ведущий попутно замечает, что за говорение отвечает еще и голос, который надо так же беречь, как и язык.

Обоняние. Человек вернулся домой и уже в прихожей может догадаться, что его ждет на обед. Как он это узнает (по запаху). Орган обоняния – нос. Он выполняет две важные функции: дышит и определяет запахи. Внутри есть нервные окончания, которые передают коре головного мозга сигналы об окружающем воздухе. Игра «Как узнать?». Дети говорят, как по запаху можно узнать человека определенной профессии и рода занятий: маляра, пекаря, домохозяйку, водителя, врача… Предлагается продолжить фразу: «Обоняние помогает мне…».

Осязание. Игра «Чудесный мешочек». В мешочке находятся разные предметы. Желающие засовывают руку в мешочек и на ощупь определяют и называют предметы (лук, конфета, морковь, пластиковое кольцо, железный ключ…). Вопрос учителя: «Что вам помогло определить предметы?» (Возможные ответы: рука, чувствуется на ощупь, кончики пальцев определяют предмет и из чего он сделан). Учитель говорит, что определять предметы позволяет кожа, вернее, нервные окончания, которые находятся на поверхности кожи. Они раздражаются и посылают сигналы в кору головного мозга, и тут же можно определить, что у человека в руках. Кожа предостерегает человека, так как чувствует тепло, холод.

Игра «Прикоснись ко мне нежно»

6. Органы чувств помогают человеку познать себя и внешний мир. Они очень важны для человека. Но они не могут существовать сами по себе. Они кому-то «подчиняются». Главный «начальник» нашего организма – мозг. Кратко учитель рассказывает о головном мозге. Сверху головной мозг покрыт толстым слоем – корой головного мозга, которая образует множество глубоких морщин – извилин. От того, что наш мозг так «скомкан», он и умещается у нас в голове. Но если «расправить» кору головного мозга, она станет размером с большую наволочку. Ведущий подводит детей к основному различию человека и животного – головной мозг, кора головного мозга. Ведущий задает вопрос: «У животных тоже есть органы чувств, головной мозг. Причем у некоторых животных отдельные органы чувств развиты гораздо сильнее, чем у человека. Но человек умнее всех животных. Почему?» (Возможные ответы: «У животных маленькая голова, их мозг меньше, они не умеют думать…»). Итак, основное отличие человека от животного – большой головной мозг и ум, способность мыслить.

7. Предлагается поговорить о значении ума для человека и вспомнить пословицы и поговорки, в которых фигурирует ум. (Возможные ответы: «Не твоего ума дело», «Ни уму, ни сердцу», «Ум хорошо, а два лучше», «Блестящий ум», «Острый склад ума» и др.). Умственные возможности заключены в человеке с рождения. Важно развивать в себе всевозможные способности. Для учебы и дальнейшей жизни важна память – одно из важных свойств головного мозга. Она позволяет «складывать» (запоминать) нужную информацию и вовремя ее оттуда извлекать. Кратко обсуждаются основные виды памяти, ведущий может предложить короткие упражнения для развития памяти.

Узнав, как сложно и совершенно устроено тело человека, следует уважительно относиться к себе и другим, заботиться о своем здоровье, совершенствовать свой ум и тренировать память.

Примечание. Кроме методик МЦ, при подготовке занятия была использована книга: В. Валина, К. Макланов Естествознание. Екатеринбург, 1998.

Покончим с грубостью

Цели: научить детей относиться друг к другу уважительно и правильно выходить из конфликта.

Задачи:

научить анализировать свои слова и чувства;

усвоить некоторые правила выхода из конфликта.

1. После вступительной беседы дети играют в игру «Облака».

2. Для анализа игры «Облака» ведущие разделили «облака» – обидные слова – условно на три категории:

прозвища – по фамилиям, именам (Изюмов – изюм);

«дразнилки» – по внешним признакам (ушастик, лилипут);

оскорбительные слова (дурак).

Это разделение показалось важным, так как совершенно различна реакция детей на разные группы слов. Слова первой группы могут даже вызвать улыбку, некоторые дети охотно отзываются на свои безобидные прозвища. Слова второй группы более обидные, против них дети возражают, однако самыми ранящими являются слова третьей группы, именно они и вызывают эту реакцию ребенка – заплакать, ударить в ответ…

3. Класс придет к выводу, что, хотя рекомендуется избегать всяческих обидных слов, употребление слов третьей группы недопустимо ни при каких обстоятельствах. И далее ведущие приступают к конфликтологии. Принципиальным отличием данной методики является то, что для наглядности ведущий использует отрывки из художественных произведений (либо они хорошо известны детям, либо можно зачитать короткий отрывок). Дети, анализируя отрывки, сами «выводят» способ выхода из конфликта, а затем иллюстрируют его своими сценками из жизни класса.

1) Читается отрывок из книги Н. Носова «Приключения Незнайки» «Незнайка-музыкант». Детям предлагаются вопросы:

Как произошел конфликт?

Как себя чувствовали участники конфликта?

Что послужило выходом из ссоры?

Счастливый ли конец у этой истории?

Обсуждается способ «Извинение» и приводятся примеры из жизни класса.

2) Следующий отрывок: «Незнайка-художник». Обсуждение по похожим вопросам приводит к мысли о необходимости переговоров в решении конфликтных ситуаций и умения идти на уступки – способы «Переговоры» и «Компромисс».

3) Читается история «Андреа и Тони» («Первые шаги». С. 84). Предлагается разыграть сценку, распределяя роли. Игра прерывается в кульминационной точке назревающего конфликта и предлагается вопрос: «Что может произойти дальше?» (Возможные ответы: «Их может побить папа, их накажет мама, они подерутся…»). Все варианты разыгрываются. Возможно, кто-то в классе додумается, что одному придется уступить, чтобы герои играли по очереди, – способы «Переговоры» и «Компромисс». А если этих правил не придерживаться, может произойти так, как в стихотворении С. Михалкова «Бараны», когда никто не хочет уступать.

4) Отрывок из рассказа Т. Кудрявцевой из книги «Сто имен Тани Филимоновой». Детям задается вопрос: «Как решить эту проблему?» (Возможные ответы: «Побить, обозвать обидчика, связать так же его шнурки…»). Оказывается, что герой рассказа предпочел не связываться с обидчиком. Дети сами рассказывают, что это – необходимый выход, когда взрослые или большие ребята отбирают у малышей деньги, сладости. Разбирается способ «Уход от конфликта».

5) Рассказ В. Драгунского «Рыцари» знакомит детей со способом «Отвлекись». Эта веселая история помогает понять, что юмор, шутка – прекрасные помощники, что отвлечься – выход из ссоры.

6) Обсуждается сказка «Заяц и лиса» (про избушки лубяную и ледяную). Эта сказка помогает понять способ «Посредничество», так как с помощью зверей-«посредников» заяц победил.

4. Таким образом, обсуждаются способы выхода из конфликта, а в заключение ведущий предлагает ситуации, которые разыгрываются детьми. Играющим надо найти выход из конфликта, а зрителям предлагается угадать, какой способ был использован.

Примеры ситуаций:

Одну книгу в библиотеке хотят взять два человека.

На перемене дети обзывают одноклассника.

Двое старшеклассников требуют у малыша показать им, что у него в сумке.

Ольга ЕРОХИНА, Татьяна БУЛОХОВА, Галина ДАНАЕВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте