search
main
0

Волшебный огонь vs лайки

Не вместо, а вместе

Как научиться делать выбор не вместо детей, а вместе с ними? Как разглядеть в третьеклассниках, которых ты пришел учить делу, известному тебе досконально, тех, с кем ты сам можешь научиться новому, интересному, полезному? Возможно, для профессиональных педагогов эти вопросы не так уж сложны, но для человека, пришедшего в школу из другой профессиональной сферы, они иногда, что называется, встают ребром…

Когда пять лет назад директор школы №2086 Елена Владиславовна Орлова предложила мне, профессиональному журналисту, выпускающему редактору взрослого журнала «Обычная школа», взять на себя руководство детским пресс-центром, я, практически не раздумывая, согласилась. И такой ответ на предложение директора казался мне логичным и единственно правильным.

Когда-то я сама начинала путь в журналистику с областной школы юнкоров, как называли тогда школьников-журналистов. И за несколько прошедших десятилетий глубокая благодарность к людям, которые тогда помогли мне сделать первые шаги в любимой профессии и преподали в ней важнейшие, до сих пор не позабытые и очень полезные уроки, только росла.

В первые же полгода работы я поняла, что, несмотря на наличие двух дочерей, с которыми мы отлично ладим, современных детей я знаю плоховато. Слова, которые еще десять лет назад были овеяны для подростков неким магическими ореолом, – «пресс-центр», «корреспондент», «газета», «журналистика» – больше не зажигали в их глазах волшебного огня. Вместо этого я слышала про лайки, видосы, просмотры, подписчиков, фолловеров и прочие вещи, которые, конечно же, не были для меня новостью, но, по моим тогдашним представлениям, должны были входить в жизнь молодого журналиста уже после того, как он освоит некие азы текстовой работы, получит основные представления о рекламе и PR, научится писать сценарии и раскадровки, а уж потом со всем этим багажом бросится в бурное море новых медиа.

Но дети не хотели ждать! Появившись на занятии три-четыре раза и послушав про информационные и аналитические жанры, сценарирование, форматы интервью, закрытые и открытые вопросы и прочие премудрые вещи, они растворялись где-то в сумраке школьных коридоров, и больше я их не видела. Не помогали ни обучающие игры, ни юмористические презентации, ни мои любимые кинофрагменты вроде пяти правил Глеба Жеглова…

Даже такие заманчивые, на мой взгляд, перспективы, как возможность опубликовать свои статьи в школьной газете, а там, глядишь, и в самой «Пионерской правде», детей как будто не занимали. «Может быть, они сейчас просто раньше взрослеют? Все-таки мир вокруг них меняется так быстро… Надо просто раньше начинать», – предположила я и, заручившись одобрением школьного руководства, отправилась вербовать новобранцев в начальную школу, где для ребят 3-4‑х классов организовали студию «Детский корпункт».

Поначалу все было прекрасно. Малыши с нескрываемым пиететом смотрели на школьную газету, клеили макеты и с явным интересом выискивали в своих учебниках и книжках «засечные» и «незасечные» шрифты, о которых я им поведала… Как вдруг:

– Антонина Игоревна, а давайте ролик про нашу газету снимем! Рекламный! И ВКонтакте выложим.

Это я услышала примерно на пятом занятии, и сердце мое екнуло… «Журналист, литературный сотрудник редакции» – вот кто я по диплому, полученному в МГУ, а еще по жизни пресс-секретарь, редактор и выпускающий редактор кучи изданий и т. д. и т. п. «Я текстовик! И с текста, да-да, с текста всегда начинается все!» – кричало мое профессиональное существо. Но отступать было уже некуда.

И понеслось… Сначала мы без раскадровок и сценария снимали на мой телефон наши ролики единым куском, как снимали когда-то на заре кинематографа свой поезд братья Люмьер. Но в начале пятого класса всем, и прежде всего мне самой, стало этого мало. Благодаря сообществу «НашПресс», объединяющему школьные пресс-центры со всей России, мы получили в свое распоряжение бесплатную монтажную программу и для начала замахнулись на слайд-шоу. Первые собственные авторские ролики ребят смонтировали для одного из туров конкурса «Медиатон», проводимого все тем же «НашПрессом», а я, начав осваивать азы монтажа одновременно с собственными учениками, сделала им новогодний подарок, склеив слайд-шоу про нашу студию.

Потом был мультик, затем новогодний видеочеллендж… К концу года настал черед тревел-видео, которое мы отсняли на натуре во время летней творческой сессии. Монтировала я это десятиминутное видео примерно две недели. Звук, записанный «через воздух», был ужасен, формат кадров, согнанных с разных гаджетов, не совпадал… Но зато мы начали новый учебный год с премьеры нашего первого большого ролика «Идем на горы Воробьевы». И, организуя эту премьеру, ребята, перешедшие к тому моменту в шестой класс, как-то неожиданно и незаметно для самих себя вдруг соорудили вполне приличный пресс-релиз и даже собрали небольшой пресс-кит. Конечно, мы написали статью про премьеру в новую школьную газету, которую назвали «Стрекоза». Сегодня она выходит в школе каждый месяц. Но теперь наша газета уже не просто газета, а часть «медиахолдинга», в который помимо нее входят канал Strekoza2086, страничка в Яндекс-дзене и школьная видеогазета «Каледоск-ОП», которую мы запустили в этом году. Сменил «имя» и сам пресс-центр, ставший теперь мультимедиастудией «Стрекоза».

Сегодня «коллективная воля» студии нередко превращает статью из школьной газеты в сценарий для нового слайд-шоу или ролика. Так было, например, со статьей про улицу Николая Коперника. Именно из нее родился впоследствии очень забавный видеосюжет о великом ученом, где нашлось место и фрагментам сериала о Шерлоке Холмсе, и даже лего-мультипликации. Бывает и наоборот, например, в этом месяце двадцатисекундный экспресс-сюжет из нашей видео­газеты готовится обрасти иллюстрациями и подробностями и стать аналитической статьей.

Иногда начинает работу с той или иной информацией одна команда, а продолжает уже другая и в другом формате. Такой подход позволяет сплотить в один творческий коллектив и тех, кому милее всего текст и слово, и тех, кто больше любит «звездить» перед камерой, и тех, кто склонен скорее к организационной, чем к творческой работе… Одним словом, все как у больших, то есть у современных медиапрофессионалов.

Ну а как же раскадровки, сценарии, жанры и прочая медиамудрость, которую никто не отменял и отменить не может, потому что есть стандарты профессии? К моей огромной радости, эти стандарты сами собой во­шли в жизнь ребят, но вошли, если можно так выразиться, по принципу «от противного». Когда, промучившись час на натуре, они возвращались домой ни с чем, потому что, несмотря на мои наставления и упоминание массы великих имен от Эйзенштейна до Тарковского, никто перед выходом не решил толком, что именно и как он собирается снимать, становилось ясно, что без сценария и раскадровки никаких съемок нет и быть не может. Когда кто-то в пятый раз переговаривал свой текст на камеру и никак не мог преодолеть на одном дыхании слишком длинное предложение или произнести без запинки сложное слово, ему становилось понятно, что стендап на экране и текст на странице газеты – два разных жанра. Ну и так далее до бесконечности…Чем более сложные творческие задачи ребята себе ставили, тем больше им требовалась прежде казавшаяся такой скучной теория… Как выбрать шрифт для титров, чтобы он лег на общую творческую задумку? Что такое контент-план и как его расписать, если хочешь продвинуть свой телеграм-канал?

И вот ребята все же научились писать вполне сносные статьи! И даже публикуются иногда в «Пионерской правде»! А еще на портале «НашПресс», который все эти годы подает моим студийцам неоценимый пример того, как научиться превращать свои творческие идеи в профессиональный продукт. И чем дальше, тем чаще я слышу в их разговорах мысли и слова, которые тщетно искала четыре года назад: о качестве текста, о логике беседы, о важности внятного ТЗ даже в такой гуманитарной сфере, как журналистика.

Антонина КРИЩЕНКО, и юнкоры школьной мультимедиастудии «Стрекоза» школы №2086

 

 

Комментарии учеников 7‑го класса

 

Денис БОГДАНЧУК:

– Я научился грамотно формулировать свои мысли и уверенно говорить в кадре. Одну из моих статей, где я рассказал о поездке в Калининград и знаменитых калининградских хомлинах, опубликовали в газете «Пионерская правда». Мы бывали в «Останкино» и на телеканале «Е», на мастер-классах в Институте русского языка имени А.С.Пушкина. Я даже смог попасть в Высшую школу экономики и поработать там. Сегодня я специальный корреспондент нашей газеты и горжусь этим.

Ева ИСМАИЛОВА:

– Все началось с того, что я просто просматривала список школьных кружков и увидела студию журналистики… В первое время я часто путала писательство и журналистику и писала скорее художественные произведения, нежели заметки. Постепенно пришло осознание разницы этих жанров, а еще спустя какое-то время я нашла свой формат. Сейчас я начала писать рецензии. Пока планирую стать писателем или сценаристом. Но можно и журналистом. В конце концов, многие писатели работали в различных газетах… Вдохновение может уходить и приходить, а тема для интервью, заметки или рецензии всегда найдется.

Жанна МИРЗАХАНОВА:

– За четыре года занятий в медиастудии я научилась создавать качественные статьи и вообще любой текстовый материал на основе интервью, экскурсии, лекции. Я научилась составлять и задавать четкие вопросы как корреспондент, работать в команде и быстро находить общий язык с людьми. Каждый год мы выходим в финал Марафона школьных СМИ и отправляемся на финальную церемонию в РГУ имени А.Н.Косыгина, где всегда невероятно интересно. Кстати, мы оттуда почти всегда возвращаемся с наградами. Нас приглашают на все школьные события, даже туда, куда ребят из средней школы пока не зовут. Например, мы уже в 6‑м классе побывали на финале конкурса «Школа реальных дел», который проходил в Высшей школе экономики. Не думаю, что другим шестиклассникам туда было бы так просто попасть.

Елизавета НУРИМАНОВА:

– Я очень люблю коллектив, в котором нахожусь, людей, которые здесь со мной… В медиастудии особенная атмосфера, которая подталкивает к новым мыслям. Горжусь, что все-таки написала статью на тему, которая меня долго интересовала…

Роман СМАЗНЕВИЧ:

– Мой главный интерес – видео. Я умею и снимать, и монтировать, и работать в кадре. Главное, чему меня научил медиацентр, – это слаженная командная работа, стремительность и умение выполнять поставленные задачи.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте