Театральная педагогика относится к числу наиболее эффективных стратегий развития творческого потенциала и талантов. Два ключевых направления в реализации этой стратегии – знакомство школьников с театральными постановками и привлечение ребят к деятельности школьных театральных студий. Оба направления продуктивно сочетаются в практике учебной и воспитательной работы школы №90.
Ученики московских школ сегодня имеют возможность бесплатно посещать театральные и концертные мероприятия, которые проводят организации, подведомственные Департаменту культуры столицы. Ежегодно в конце августа на официальном сайте мэра Москвы (на страницах mos.ru/kultura и mos.ru/dogm) размещается перечень доступных для посещения школьными группами спектаклей и концертных программ на предстоящий учебный год. Эта важная инициатива помогает обеспечить равный доступ всех московских школьников к театрально-культурной жизни столицы. В данной программе принимают участие ведущие театры Москвы, среди которых Театр имени Моссовета, Театр имени В.Маяковского, Московский театр оперетты, «Современник» и многие другие.
Коллектив школы №90 активно использует возможности данной программы. Учащиеся, как правило, с большой охотой принимают предложение посмотреть ту или иную театральную постановку. С точки зрения подготовки учащихся к походу в театр нужно учитывать несколько важных моментов. Ведь кто-то из ребят воспринимает поход в театр как удачную занимательную альтернативу более трудному знакомству с текстом литературного произведения, а кто-то видит в этом просто повод для общения в неформальной обстановке со своими одноклассниками. И здесь многое зависит от позиции классного руководителя, который готовит класс к посещению театра.
Во-первых, именно он должен объяснить учащимся, что посещение театра – это своего рода награда за уже проведенную работу или аванс за последующий учебный труд. Эту возможность нужно ценить! Во-вторых, недаром в прежние времена театр называли храмом искусства: просмотр спектакля предполагает усилия со стороны зрителя, определенный настрой эмоционального сопереживания происходящему на сцене. К этой внутренней работе подросток тоже должен быть готов. «Служенье муз не терпит суеты; // Прекрасное должно быть величаво», – писал А.С.Пушкин, признавая при этом своенравный настрой молодости: «Но юность нам советует лукаво, // И шумные нас радуют мечты…» Обсуждать эту контроверзу со школьниками тоже нужно, у них должно быть представление о высоком и низком как в поэзии, так и в повседневной жизни.
Учителя нашей школы ответственно относятся к подготовительному этапу посещения театра. Мы знакомим учащихся с историей театра, который планируем посетить, с историей литературного произведения, которое легло в основу постановки. Отдельно обсуждаем правила поведения в театре, напоминая об этикете вообще и театральном этикете в частности. Это очень важно с точки зрения воспитания, ведь посещение театра способствует также формированию в подростках чувства социальной ответственности – по их поведению в театре будут судить и о классе, и о школе в целом.
Непосредственно во время спектакля школьники наблюдают за отношениями между героями, видят, как проявляются разные человеческие чувства: радость, гнев, восторг, ненависть, предательство, любовь, верность, надежда. Театр учит понимать не только других людей, но и самого себя, он дает ни с чем не сравнимый опыт эмоционального сопереживания…
После просмотра спектакля наши учителя переходят к следующему важному этапу – обсуждению увиденного. Лично я всегда стараюсь водить класс на постановку, с которой сама уже ознакомилась. При этом заранее готовлю список вопросов, на которые хотелось бы получить ответ от ребят после просмотра спектакля. Как правило, разговор получается живым, ведь в спектаклях поднимаются вечные вопросы о добре и зле, дружбе и предательстве. Важно обсудить с ребятами возможные варианты решения проблем, поднятых в спектакле. Здесь могу привести пример из собственной педагогической практики.
Не секрет, что один из наиболее востребованных среди молодежи театральных жанров – мюзикл. Поэтому всегда охотно использую возможность побывать с ребятами в Московском театре мюзикла, особенно на одной из наиболее известных его постановок «Принцесса цирка». Во время традиционного обсуждения с учащимися спектакля стараюсь донести до подростков: прежде чем делать поспешные выводы из любой случайно полученной информации (будь то письмо, пересказанный разговор, сообщение в социальных сетях) о человеке, с которым вас что-то связывает, обязательно нужно предоставить этому человеку возможность самому все объяснить. И только после этого принимать какие-то решения.
В этом году заходит ко мне один из бывших выпускников и рассказывает:
– Ирина Валериановна, я этим летом женился!
– Поздравляю!
– А я хочу вас поблагодарить. Если бы не ваши уроки, этого могло и не произойти!.. Не удивляйтесь! Так получилось, что один мой приятель рассказал не очень хороший случай, произошедший с моей девушкой. Я перестал с ней общаться, заблокировал в соцсетях. А как-то по работе шел мимо Театра мюзикла, и взгляд упал на афишу спектакля «Принцесса цирка». Тут и вспомнил ваши слова: «Всегда давайте дорогому для вас человеку шанс! Разговаривайте друг с другом!» Подумал и перезвонил своей девушке, мы встретились, долго говорили друг с другом… И вот теперь стали одной семьей.
И это далеко не единственный пример из моей практики.
Наряду с посещением спектаклей огромное значение имеет привлечение учащихся к участию в школьных театральных постановках.
У нашей школы интересная история: она возникла как школа рабочей молодежи, долгое время функционировала как вечерняя школа, ее учениками были взрослые люди, которые в силу разных жизненных обстоятельств не получили в детстве и отрочестве общее образование. И хотя сейчас наша организация – обычная общеобразовательная школа, какие-то традиции вечерней школы в ней сохранились. Например, в нашем подразделении действуют только старшие классы: 9‑й, 10‑й и 11‑й, то есть обучающиеся приходят к нам на три года обучения. Поэтому создать полноценную театральную студию в привычном понимании этого слова в нашей школе не представляется возможным. Тем не менее театрально-концертная деятельность у нас ведется весьма активно.
Уже во время первого классного часа руководители мотивируют подростков включаться в подготовку концерта к Дню учителя. Затем начинаются репетиции новогоднего концерта, за ним следуют Масленица, День Победы и Последний звонок. Получается, что актовый зал не пустует никогда. Театрально-концертная деятельность служит прекрасным инструментом в формировании мировоззрения подростка, способствует развитию творческого мышления ребят, сплочению коллектива. На сцене подростки удовлетворяют потребность в самовыражении. Именно участие в праздничных концертах нашей школы подарило многим нашим воспитанникам встречу с подлинными гражданскими, нравственными ценностями.
Мы приглашаем к участию в концертах всех детей независимо от того, проявляются у них театральные способности или нет. Наше правило: «Приходите все желающие! Хочешь петь – будешь петь! Хочешь танцевать – будешь танцевать! Если просто хочешь выйти на сцену и держать флажок, значит, внесешь этот вклад в общую постановку». Это очень важно – дать понять подростку, что взрослые в него верят, поддерживают его в начинаниях, пусть даже не самых успешных на первом этапе творческих экспериментах.
И еще несколько слов об особенностях нашей школы. К нам приходят подростки, которые, как правило, уже определились со своей будущей профессией. Немало среди них и ребят, которые планируют связать свою жизнь с театром. У нас учатся будущие артисты, кинооператоры, театральные критики. Наши выпускники с успехом проходят творческие испытания в ведущие театральные вузы России, среди которых ГИТИС, Театральный институт имени Щукина, РГИСИ и другие.
Наша выпускница 2019 года Татьяна Куликова сразу после окончания школы поступила в ГИТИС по специальности «артист музыкального театра». Мы следим за творческой судьбой Татьяны, посещаем ее студенческие спектакли. В мае 2022 года Татьяна получила главную роль в мюзикле «Дочь Монтесумы», который с успехом идет в Театре оперетты. Рассуждая о связи школы и театра, о значении этих социальных институтов в жизни человека, Татьяна отмечает:
– На мой взгляд, школа и театр очень схожи. Перед ними стоят одинаковые задачи: воспитывать, прививать вкус, открывать жизненные ценности. И в театре, и в школе есть возможность проявить себя. В театре, если ты зритель, на одном спектакле ты формируешь собственное эмоциональное отношение к разным героям, если же актер – перевоплощаешься в разных персонажей. В школе мы открываем мир через разные учебные предметы, в каждом из которых можно себя попробовать, а однажды в одном из них найти. И театр, и школа – это мастерские становления личности человека.
Удивительная особенность: некоторые учащиеся нашей школы успешно совмещают учебу в выпускном классе, подготовку к ЕГЭ с работой в профессиональных театрах. Например, выпускница 2022 года Софья Лоренц, оканчивая 11‑й класс, успешно играла в Театре Луны, ей была поручена главная роль в премьерной постановке 2021 года «Анфиса в виртуале». Сейчас ученица 11‑го класса Анастасия Иванова совмещает учебу со службой в Московском молодежном театре под руководством Вячеслава Спесивцева.
В наступившем 2023 году наша школа присоединяется к еще одной образовательной инициативе Правительства Москвы – проекту «Театр в школе». Начать мы решили с мастер-классов по актерскому мастерству для учащихся. Они будут рассматриваться в качестве инструмента эмоционального раскрепощения подростка, снятия стресса, что особенно важно для одиннадцатиклассников в условиях подготовки к ЕГЭ.
Многие в нашей школе искренне считают, что театр – великое чудо. Как говорила одна из героинь финской писательницы Туве Янссон, «театр – это самое важное в мире, потому что там показывают, какими все должны быть и какими мечтают быть – правда, многим не хватает на это смелости – и какие они в жизни».
Ирина КУЛИКОВА, учитель истории и обществознания школы №90 имени Героя Советского Союза Е.Г.Ларикова
Комментарии