search
main
0

Волшебные кружева

Традиции вне времени

С самого раннего детства я была околдована морозным узором, созданным из простых ниток. Увидела я вологодские кружева, когда училась в 1‑м классе, на выставке народных промыслов в городе Вятские Поляны. А потом я попала в Третьяковскую галерею, где увидела картину Василия Тропинина «Кружевница» (кстати, в этом году картине исполнилось 198 лет!). Это-то и повлияло на мою страсть к плетению.

Для того чтобы научиться плести кружева, необходимо много часов провести в проработке отдельных элементов кружева.

Чтобы начать работу над изделием, понадобится подушка овальной формы, набитая соломой (бубен). Никакой другой материал не подходит для набивки подушки, потому что именно в просушенную солому лучше всего входят булавки. Также нужны деревянные коклюшки. Именно на них наматываются нитки. Не все нитки подходят для плетения. Чаще всего используют лен, мулине.

Также необходим сколок. Это рисунок той вещи, которую будет плести кружевница. Чтобы нарисовать сколок, надо затратить часы кропотливого труда.

Вологодское кружево называют сцепным. Чтобы сцеплять нитки, необходим крючок маленького размера. И вот наконец, когда все подготовлено, можно начинать работу. Чтобы сплести средней величины воротник или салфетку, потребуется воткнуть около тысячи булавок и совершить неимоверное количество переплетений и сцепов. Все эти труды стоят того.

Когда готовое изделие снимаешь с подушки, то кажется, что в твоих руках оказался снежный узор.

Сейчас кружева делают машины в большом объеме, но в них нет никакой индивидуальности (по одному шаблону). Кружева, сплетенные вручную, – это эксклюзив в наше время цифровизации и автоматизации. Они большая редкость и стоят недешево, приобрести такие изделия могут достаточно обеспеченные люди. Укороченный женский жилет будет стоить несколько десятков тысяч рублей. Зато такой вещи не будет больше ни у кого, так как сколок рисуется под индивидуальный размер единожды.

Модные кутюрье частенько используют различные мотивы вологодского кружева для вставки в их неповторимые костюмы. И мне доводилось участвовать в выполнении заказа от Вячеслава Зайцева – я плела орнаменты по готовым сколкам, которые нарисовала Ольга Кашина, признанный мастер кружева.

В старину производство кружев было массовым. И что только не придумывали кружевницы! Например, они набивали на концы коклюшек медные грошики, и, когда перекидывали коклюшки из руки в руку, раздавался мелодичный звон. Делалось это для утяжеления коклюшек, чтобы их было удобнее перебрасывать из руки в руку.

А еще в изделия начали добавлять такие элементы, как «паучки» «насновки». На их плетение шло больше ниток. Для чего же это делалось? Секрет в том, что кружева в те времена купцы принимали по весу. Оплата труда кружевницы шла по весу кружева. И для утяжеления они и стали использовать эти элементы. От этого качество кружева стало ухудшаться. Кружевницы старались сплести как можно больше изделий, чтобы заработать. И тогда в России впервые задумались о качестве кружева. Утрачивалось его изящество.

Воротник я плела три месяца. Кружевница плетет изделие чистыми руками, каждый час она моет руки, потому что коклюшки засаливаются. Сплетенная часть кружева закрывается чистой белой салфеткой, чтобы на работу не попадала пыль. Благодаря всем этим мерам готовое кружево после снятия с подушки и после того, как будут убраны все булавки, не нужно стирать. Оно получается жестким, будто накрахмаленным. Его сразу можно надевать и носить.

Я за свою жизнь сплела большое количество изделий, и они успешно продавались. Сейчас решила не продавать, потому что понимаю, какой титанический труд затрачиваю, который невозможно оценить.

Во многих фильмах встречаются сцены, где актеры в нарядах с вологодскими кружевами. Мотивы вологодского кружева использовались при оформлении студии, где снимается шоу «Лучше всех».

Елена ГОЛИКОВА, воспитатель, педагог дополнительного образования школы №1173

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте