Развитие мыслительных способностей тесно связано с развитием речи. Основная работа по развитию речи младших школьников проводится на уроках русского языка и чтения. Однако, чтобы сохранить уровень речевой культуры, а тем более поднять этот уровень, нужен общий фронт борьбы за грамотность и культуру речи на уроках по всем учебным дисциплинам и во внеурочной работе, единый речевой режим.
Развитие речи ребенка тесно связано с формированием интереса к речи вообще и к собственной речи в частности, с потребностью совершенствовать и обогащать ее. Начинать эту работу надо с первых дней обучения ребенка в школе.
Но необходимо, чтобы дети поняли: то, чем им предстоит заниматься на уроках речевой культуры, – интересно и имеет большое значение в жизни человека.
Культура – культурный человек – культура речевого поведения – эти понятия должны рассматриваться как соотносительные и взаимосвязанные. Иначе: культура речевого поведения – проявление общей культуры человека. В процессе работы дети приближаются к осознанию важных идей – о связи языка и действительности, языка и мышления, о значении культуры речевого поведения в жизни. Именно поэтому особую роль в вопроснике по речевой культуре играют те задачи и упражнения, которые развивают в детях критическое восприятие речи – чувство уместности высказывания. Специальные задания воспитывают внимание к той стороне речи, которая связана с добрым, уважительным отношением к человеку, т.е. воспитанием вежливости.
Наша задача – помочь детям осмыслить их речевую практику, чтобы на этой основе пойти вперед в овладении умением общаться. Это требует введения речеведческих понятий о том, для чего нужна речь, какие разновидности речи встречаются, что такое текст, как он строится, и многое другое.
Надо раскрыть ребенку глаза на самого себя, научить его видеть и то, что он может и что не может, что умеет и что не умеет. Необходимо научить его анализировать свои поступки и отношения, ставить перед собой вопросы и отвечать на них, научить его видеть проявляющиеся в каких-то ситуациях дружеского общения качества людей и свои собственные, оценивать эти качества, разрешать конфликтные ситуации, делать самостоятельный нравственный выбор.
Только реальные и достаточно полные знания о себе дадут ребенку настоящую опору в жизни, помогут ему повысить свой статус, реализовать свои возможности, состояться как личность.
Речевой этикет
1. С какими словами ты обращаешься утром к маме, папе, бабушке, дедушке? А вечером перед сном? Почему мы говорим именно эти слова?
2. С какими словами приветствия вы обращаетесь к хорошо знакомым вам соседям или товарищам по классу? А если перед вами знакомая старушка или больной старик, что пожелаете им утром? Каким тоном произнесете эти слова?
3. Как надо поздороваться, если вы пришли к товарищу домой и застали там его маму или папу, имени которых вы еще не знаете?
4. Если вы встретили знакомого не утром, а днем или вечером, что следует сказать в этом случае, как надо приветствовать?
5. Что вы говорите маме вечером перед сном?
6. Как надо прощаться, если уходишь из школы или из гостей?
7. Тебе нужна линейка, но у тебя ее нет. Как ты попросишь ее, например, у соседа по парте?
8. Как вы попросите прокомпостировать билет в автобусе у незнакомого вам пассажира?
9. С какими словами следует обращаться к пожилым людям?
Послушайте рассказ “Пожалуйста” и скажите: какую ошибку допустила девочка при разговоре со старушкой?
Леночка сидела в трамвае. Она все время вертелась и болтала ногами. Ее соседка отодвинулась. Она боялась, что Лена испачкает ей пальто.
– Девочка, сиди спокойно, пожалуйста. Так нельзя вести себя, – заметила Лене старушка, сидевшая напротив.
– А что я сделала? – возразила Лена. – Подумаешь! Пожалуйста, я буду сидеть спокойно.
И она, надувшись, стала смотреть в окно.
И девочка и старушка произнесли одно слово “пожалуйста”. Но с одинаковым ли выражением лица и одинаковой интонацией было произнесено это слово?
10. Если ты нечаянно толкнул кого-нибудь, какие слова ты произнесешь? Как поступишь? Когда еще мы употребляем эти выражения?
Послушай рассказ: “Однажды по улице шел старичок, опираясь на большую сучковатую палку. Он был очень стар и от старости согнулся, поэтому шел, глядя себе под ноги. Навстречу ему, подняв голову кверху и что-то рассматривая в небе, шел мальчик. Мальчик не заметил старика и сильно его толкнул. Старик очень рассердился на мальчика. Но вот мальчик что-то сказал старику, и тот сразу подобрел.
Что же мальчик такое сказал, отчего дедушка сразу перестал сердиться?
Предлагаю тебе еще одну ситуацию. Твоя учительница разговаривает с другим человеком, а тебе надо срочно что-то спросить у нее. Как ты поступишь в данной ситуации?
11. Как ты понимаешь слово “чуткость”? Кого бы из своих одноклассников ты назвал чутким человеком? Почему?
12. Кого ты считаешь настоящим другом? Почему?
В чем проявляется истинная дружба? Расскажи, с кем ты дружишь, какие качества характера ценишь в своем друге?
Речевая культура
1. К вам в класс пришел новичок. Как ты его встретишь? О чем спросишь? Что сделаешь?
Анализ речевой ситуации:
Колиному папе дали новую квартиру. Переехав в нее, Коля пошел учиться в другую школу. В ней-то он и встретил старого знакомого Мишу Будника, с которым раньше учился в одном классе.
Перед уроками Миша подвел Колю к высокому черноглазому мальчишке и девочке с большой косой и познакомил их:
– Вот наша староста Вика Половинкина и мой друг Дмитрий Жаров. А это, ребята, новичок Коля Сафонов. Он будет учиться в нашем классе, – объяснил Миша.
– Очень хорошо, – приветливо улыбнулась Вика.
А теперь ответь на вопросы: Как Миша познакомил Колю с ребятами? В чем проявилась воспитанность одноклассников Миши?
2. Как называется особенность устной речи, когда в зависимости от разных обстоятельств мы можем говорить громче или тише?
(Громкость речи).
Где нужно говорить тихо? А в каких ситуациях ты стараешься говорить громко?
(Приведи примеры).
3. Для чего мы изменяем темп своей речи? Прочитай стихотворение, обрати внимание, все ли строки ты будешь читать в одинаковом темпе?
Про хвост
Хвост пушистый, бело-рыжий
Едет плавно над травой,
Едет к птичке. Ближе… Ближе…
Замер, будто неживой…
Хвост здесь, видно, неспроста!
Улетай, скворец, с дорожки!
Бывают кошки без хвоста,
Но не бывает хвоста без кошки!
В. ЧИЖИКОВ
4. Что такое тема текста? Как можно ее определить? Прочитай рассказ.
Пушок
Я очень люблю своего кота. Его зовут Пушок. Он белый с рыжими пятнышками и с рыжим хвостиком. Пушок очень задорный, любит баловаться, любит, когда что-то шевелится. Когда мама вяжет, он все время запутывает нитки. Мне иногда бывает даже трудно их распутать.
По утрам он будит меня в школу. Он встает у меня за спиной и начинает драть мне волосы. Мне бывает больно, но я все-таки потом веселюсь, потому что Пушок не понимает, что мне больно.
Пушок очень любит булку с молоком. Он очень забавный котенок. За ним интересно наблюдать. Мне очень нравится мой котенок, потому что он забавный, игривый, что даже иногда хочется взять и затискать его.
Это текст или отдельные предложения? Докажи. О чем этот текст? Какова его тема? Какую картинку можно нарисовать к нему? Как бы ты его озаглавил?
5. Что мы называем основной мыслью текста? Как ее можно определить? Чем отличается основная мысль от темы текста?
Прочитай рассказ о барсуке, выдели в нем главную мысль, озаглавь его. Что выражает твой заголовок – тему или основную мысль этого текста?
Барсук
Барсук – прекрасный строитель. Сначала он роет простую нору – один коридор, который кончается гнездом. Но с каждым годом барсук усложняет свое жилище – появляются новые ходы, коридоры, которые уходят вглубь иногда на 20 метров. Жилище свое зверь предпочитает устраивать на солнечной стороне какого-нибудь холма.
Интересно, что барсук делает специальные отдушины, чтобы нора всегда проветривалась.
6. Для чего мы используем в речи тематический словарь? Давай поиграем в игру “Назови как можно больше слов” на тему “Огород”.
Составь рассказ, используя названные слова. Озаглавь его, выдели тему и основную мысль.
Дополни тематический ряд слов: ложка, чашка…
На какую тему ты подбирал слова?
7. Из каких частей состоит текст? Как они называются? Прослушай текст “Снеговики”.
“В воскресенье слепил я трех замечательных снеговиков.
Слепил я их из комков снега. Один получился больше, другой – поменьше, а третий совсем крохотный. Руки всем сделал из веточек, вместо носа вставил морковки, а вместо глаз – угольки. Стоят снеговики и меня дожидаются”.
Как построен этот текст? Где начало, средняя часть и концовка? О чем узнал, прослушав каждую часть? На какую тему этот текст?
8. Что такое план текста? Для чего он нужен? Как составить план текста?
Составь устно план к сказке
Н. Сладкова “Лесные силачи”.
Лесные силачи
Ударила первая капля дождя. Начались соревнования.
Соревновались трое: гриб подосиновик, гриб подберезовик и гриб моховик. Первым выжимал вес подберезовик. Он поднял листики березки и улитку. Вторым номером был гриб подосиновик. Он поднял три листика осины и лягушонка.
Маховик был третьим. Он раззадорился, расхвастался. Раздвинул головой мох, подлез под толстый сучок и стал выжимать. Жал-жал, жал-жал, не выжал. Только шляпку свою раздвоил: как заячья губа стала.
Н. СЛАДКОВ
Татьяна ЖУРБА,
учитель начальных классов гимназии N 1
Красный Сулин,
Ростовская область
Комментарии