Преемственность предусматривает, с одной стороны, передачу детей в школу с таким уровнем общего развития и воспитанности, которая отвечает требованиям школьного обучения, с другой – опору школы на знания, умения, навыки, которые уже приобретены дошкольниками, активное использование их для дальнейшего всестороннего развития учащихся.
Сложившаяся в современном российском обществе ситуация как раз и характеризуется отсутствием такой единой системы и рассогласованностью целей (и соответственно программ, учебников, контрольных требований) на стыках различных этапов и форм обучения. Изучив концепцию содержаний непрерывного образования, нормативные документы по вопросам преемственности педагогами и ДОУ №2523 «Академия детства» была разработана программа «Преемственность в системе дошкольного и начальной ступени общего образования».На основании программы разработана единая нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность ДОУ №2523 и в вопросах преемственности, составлен план преемственности, договор, положение о сотрудничестве.Мы считаем, что совместная работа педагогических коллективов и ДОУ №2523 «Академия детства» по организации преемственности между дошкольной ступенью и начальным звеном образования помогут обеспечить:
Р.МАЛОВИЧКО, директор Центра образования №1448;Н.РОЩИНА, заместитель директора Центра образования №1448по научно-методической работе;М.ВОРОБЬЕВА, учитель начальных классовЦентра образования №1448
Один из факторов, обеспечивающих эффективность образования, – непрерывность и преемственность в обучении. Таким образом, непрерывность и преемственность предполагают разработку и принятие единой системы целей и содержания образования на всем протяжении обучения от детского сада до последипломного и курсового обучения.
Сложившаяся в современном российском обществе ситуация как раз и характеризуется отсутствием такой единой системы и рассогласованностью целей (и соответственно программ, учебников, контрольных требований) на стыках различных этапов и форм обучения. Изучив концепцию содержаний непрерывного образования, нормативные документы по вопросам преемственности педагогами Центра образования №1448 и ДОУ №2523 «Академия детства» была разработана программа «Преемственность в системе дошкольного и начальной ступени общего образования».
Организация преемственности между ДОУ №2523 «Академия детства» и Центром образования №1448 представляется нам следующим образом.
Общая цель непрерывного образования детей дошкольного и начального школьного возраста: гармоничное физическое и психическое развитие ребенка, обеспечивающее сохранение его индивидуальности, адаптацию к изменяющейся социальной ситуации, готовность к активному взаимодействию с окружающим миром.
На основании программы разработана единая нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность ДОУ №2523 и Центра образования №1448 в вопросах преемственности, составлен план преемственности, договор, положение о сотрудничестве.
На основании составленной программы педагоги Центра образования совместно с педагогами детского сада организуют и проводят совместные мероприятия и праздники для детей, совместные семинары, конференции, «круглые столы» для педагогов.
Кроме того, в соответствии с договором о сотрудничестве выпускники детского сада «Академия детства» ежегодно поступают к нам в первый класс.
Дети, пришедшие к нам из детского сада №2523 «Академия детства», имеют качественные отличия от так называемых домашних детей.
В конце первой четверти в школе проводится психологическое и логопедическое обследование первоклассников для определения уровня адаптации к школе. Педагоги начальных классов могут не только субъективно, но и объективно оценить уровень подготовки детей к обучению.
На диаграмме представлены результаты психологического исследования учащихся первых классов, обучающихся в школе.
По результатам исследования мы увидели, что у выпускников детского сада №2523 выше уровень психологической и интеллектуальной готовности к обучению: у них высокий уровень мотивационной готовности, хорошо развито мышление, внимание, память. Кроме того, у этих детей хорошо развита мелкая моторика, навыки работы в группе. Это можно видеть и на уроках, и на внеклассных занятиях, и на прогулке, и в игровой деятельности.
Что же именно дает посещение детского сада ребенку? Прежде всего возможность общения со сверстниками, включенность в группу. Вы можете быть убежденными индивидуалистами, замкнутыми и необщительными, но необходимо помнить: примерно начиная с трех лет (а уж с четырех – совершенно точно!) ребенок нуждается в общении с другими детьми и эту возможность вы обязательно должны ему предоставить. В детском саду ребенок учится общаться не только с другими детьми, но и со взрослыми.
До начала школьного возраста родители, конечно, остаются единственными по-настоящему авторитетными взрослыми в жизни ребенка. Но опыт общения с воспитателями в детском саду очень помогает нашим первоклассникам избежать трудностей в установлении отношений со школьными учителями. С этим моментом естественным образом связан и другой: в детском саду ребенок знакомится с определенными правилами поведения и учится соблюдать их. Важно также и то, что в процессе дошкольного воспитания дети уже научились правильно себя вести, не нарушать порядок и не мешать окружающим, потому что тем детям, которые только в школе впервые постигают смысл слов «надо» и «нельзя», на первых порах приходится очень нелегко.
С точки зрения интеллектуальной готовности «домашние» дети обычно не уступают детсадовским. Но при этом нередко они умеют заниматься только в индивидуальной форме, с трудом перестраиваются на групповую работу, могут замыкаться в себе или, наоборот, непрерывно выкрикивать ответы, не давая другим и слова вставить. Это создает сложности как в обучении, так и в общении с другими детьми. Все эти проблемы успешно решены и не доставляют проблем воспитанникам детского сада. Все дети умеют связно и грамотно говорить, последовательно излагать свои мысли, объяснять то или иное явление, обладают достаточным словарным запасом для своего возраста. Хорошо развита у воспитанников способность понимать поставленный вопрос и отвечать на него по существу, не отвлекаясь на второстепенные моменты, выполнять точно все инструкции учителя.
Также очень важно, что в саду уделяют большое внимание развитию фонематического слуха ребенка, что помогает ему быть более успешным в усвоении учебных дисциплин.
Наряду с общим развитием у детей выявляется и высокий уровень начальных знаний по основным школьным дисциплинам: знание детьми цифр и букв, у большинства – умение читать, считать, владеть карандашом, ножницами и другими предметами, необходимыми для развития мелкой моторики.
Мы считаем, что совместная работа педагогических коллективов Центра образования №1448 и ДОУ №2523 «Академия детства» по организации преемственности между дошкольной ступенью и начальным звеном образования помогут обеспечить:
Развитие любознательности у дошкольников как основы познавательной активности будущего ученика.
Познавательную активность не только как необходимый компонент учебной деятельности, но интерес к учебе, произвольность поведения и развитие других важных качеств личности ребенка.
Развитие способностей ребенка как способов самостоятельного решения творческих (умственных, художественных) и других задач, как средств, позволяющих быть успешным в разных видах деятельности, в том числе учебной.
Сформированность способностей ребенка перед вхождением в школьную жизнь к пространственному моделированию; использованию планов, схем, знаков, символов, предметов-заместителей.
Через использование сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций, детского экспериментирования достижение сформированности у старших дошкольников и первоклассников творческого воображения как направления интеллектуального и личностного развития ребенка.
Сформированность у старших дошкольников и первоклассников коммуникативных навыков (умение общаться со взрослыми и сверстниками) как необходимого условия успешности учебной деятельности.
Комментарии