search
main
0

Волшебная сила искусства

Неспособных или необучаемых людей не существует

Что чаще всего рисуют дети? Дом, кошку, маму, которая всегда самая красивая на свете… А ребята из отдела эстетического воспитания детей и юношества «Мусейон» при Государственном музее изобразительных искусств (ГМИИ) имени А.С.Пушкина пытаются изображать на листе бумаги еще и причудливые сосуды доколумбовой эпохи, греческие вазы с бегущими олимпийцами, пестрые шелка Матисса, исполинские механизмы Леже. То есть все, на что вдохновляют их сокровища огромного музея. Ребенок затаив дыхание только что пытливо изучал амфору или голландский натюрморт, а через полчаса в студии он уже несмело пробует повторить увиденное!

Занятия в «Мусейоне» начинаются со знакомства с произведениями искусства

 

Детское пространство большого музея

На этой музейной «малой земле» проходят выставки картин и скульптуры, читаются лекции, только здесь все посвящено детям. Одновременно в «Мусейоне» занимаются около 3000 ребят. Кроме изостудий есть семейные группы эстетического воспитания, клуб любителей искусства и клуб юных искусствоведов. Воспитанники имеют право посещать залы Пушкинского музея по особому пропуску. Занятия и вход в музей оплачивают родители. Но есть здесь особая категория детей, имеющих право приходить и в отдел, и в музей бесплатно, – это примерно 100 ребят с ОВЗ и воспитанников детских домов, занимающихся по особому, коррекционному, направлению, которое уже 16 лет ведет художник и арт-терапевт Мария Григорьевна Дрезнина. Можно сказать, что это направление – благотворительная деятельность ГМИИ имени А.С.Пушкина.

Идея создать такой отдел, где кроме обычных детей занимались бы еще и ребята с ОВЗ, родилась у директора ГМИИ имени А.С.Пушкина Ирины Александровны Антоновой. Здание «Мусейона» строилось долго, почти десять лет, и уже с самого начала закладывались особые контуры его будущей деятельности: наряду с просторными светлыми аудиториями и выставочным залом пандусы, специальные кабинки в туалетах. В «Мусейоне» все имеют шанс прикоснуться к искусству, сделать первый шаг по собственному творческому пути.

Занятия Марии Григорьевны начинаются чаще всего в музейном пространстве: она открывает детям невиданные культурные ценности, а потом, еще не расплескав впечатления, дети возвращаются в студию. В музее ребята постигают много нового, запоминают названия произведений и жанров искусства, имена художников и эпохи, в которых они творили. Это не так уж легко для них, ведь многие имеют нарушения интеллекта, речи, двигательной активности. В студии они переключаются на другой вид деятельности, уже сами выступают в роли творцов, выражают свои впечатления. Арт-терапевтический эффект достигается путем раскрепощения внутреннего «я» ребенка, как будто кто-то нажимает невидимую кнопку «старт» в его сознании, и он становится менее зажатым и скованным, в нем зажигается огонек творческой энергии. Даже подростки из детских домов, настороженные и часто прячущие лицо под маской равнодушия и инертности, азартно включаются в творческий процесс. Искусство и впрямь обладает волшебной силой!

Студийные уроки всегда похожи на музыкальную импровизацию. Начинаются они так же, как любые занятия рисованием: ребенок задумчиво сидит перед белым листом бумаги, кладет на палитру первые сгустки краски. Но неизвестно, насколько сложным и неожиданным будет финал. Рядом с детьми нередко садятся порисовать и педагоги, и родители. Ведь любому зрителю, в том числе взрослому, нестерпимо хочется схватить кисть и включиться в этот карнавал идей и фантазии.

 

В лабиринте различий и сближений

Вот, к примеру, выставка «Бывают странные сближения…» – увлекательная, многослойная, похожая на запутанный лабиринт. Куратор из Франции Жан-Юбер Мартен задумал ее так, чтобы зритель постоянно разматывал клубки загадок и тайн в искусстве, искал бесконечные совпадения в артефактах разных веков и эпох. Африканский идол соседствует тут с католической Мадонной, эскимосская погремушка – с композицией Родченко, а яблоко в руках Адама – с буддистской мандалой… Как объяснить сложную концепцию подросткам с ментальными нарушениями?

В разделе выставки «От складки к геометрии» Мария Григорьевна не только обращает внимание на складки кимоно красавицы на японской гравюре и на одеяния Мадонны, но и объясняет, в чем разница между Северным и Итальянским Возрождением, рассказывает, что гравюра делалась путем совмещения красок, нанесенных на разные доски. И вот уже близка отгадка тайны, почему гора Сан-Виктуар, написанная Сезанном в духе кубизма, так похожа на нагромождение стилизованных гор на древнерусских иконах.

После похода в музей ребятам предстоит расчертить лист бумаги на восемь частей, и для каждой грани дается свое задание. Они пробуют выстроить свой собственный маленький лабиринт различий и сближений. В одной грани они рисуют «тельняшечные» сине-белые полосы, в другой – кружки и черные точки, похожие на бублики с маком, в третьей разбрасывают по полю гроздья бантиков, четвертую просто закрашивают любимым цветом. Если слегка согнуть лист по граням, получится абстрактный арт-объект, похожий на сказочный цветной зонтик Оле-Лукойе. Так каждый участник делает первый шаг к открытию непознанного, к усвоению разных течений в искусстве и одновременно учится решать поставленную задачу – переосмысливать и закреплять в сознании пройденное в музее.

Мария Григорьевна обязательно спросит каждого, что для него было особенно интересным, отметит маленькие успехи. Говорить добрые, ободряющие слова необходимо, так поднимается самооценка и развивается уверенность в собственных способностях. Выясняется, что Марик лучше всех рисует бантики – они у него ложатся ровными шеренгами, совсем как на ткани или обоях. А Ире больше всего понравились «бублики с маком», хотя в процессе рисования она их еле различала.

– Ирина очень плохо видит, у нее всего три сотых зрения, – говорит мама девочки Марина Важенина. – До занятий в «Мусейоне» она только раскрашивала готовые рисунки фломастерами, боялась взять в руки краски – вдруг не получится. Теперь она раскрепощенно и свободно рисует, опираясь на новые знания. В нашей небольшой родительской организации «Колокольчики» состоят 12 семей со всех концов Москвы, где есть подростки и молодые люди с ментальными нарушениями. И любое посещение «Мусейона» для них – волшебное событие. Мария Григорьевна может рассказывать о шумерах, о Древнем Египте, о японских гравюрах, о русском авангарде настолько доступно, что они с ее помощью входят в культуру, как в новый дом, и с радостью обживают его. Даже там, где «повороты» и «лесенки» этого дома кажутся чересчур крутыми и извилистыми, учитель всегда поддержит, подскажет, осветит незнакомое пространство фонарем знания.

 

След полосатого кота

Мария Дрезнина не только потомственный художник и педагог, но и человек-фейерверк: в ее педагогическом арсенале бесконечное множество захватывающих творческих идей. Когда-то она придумала авторскую программу «Каждый ребенок – художник», состоящую из различных художественных акций. Каркас, на котором держится занятие, – совместное творчество, направленное на объединение всех участников. А содержание можно варьировать: это и «Праздник воздушных шаров», и «Мир в моем окне», где каждый рисует свой вид на улицу, и гирлянда замысловатых снежинок, которые никогда не повторяются, и коллекция вееров с картинками. Ее акции как нельзя лучше способствуют благоприятному климату в детском микрокосме. Первое такое мероприятие называлось «Земля, на которой мы живем», в ней участвовали дети и их родители. На кусочке бумаги каждый участник рисовал свои ценности, свое самое важное: дом с садом, семью, лес, морской берег или стопку книг. Потом эти кусочки наклеивались на голубой ватман – небо.

А в финале этому единому мозаичному панно давалось название. Например, «Веселое небо», «Цветные мечты», «Перевернутый мир». И обязательно каждый участник должен был отметить понравившиеся ему чужие рисунки и объяснить, почему они ему приглянулись. Так дети учатся видеть отражение внутреннего мира другого человека, понимать, что на планете есть миллионы миров, каждому важно быть замеченным.

– Я видела, как в процессе этих творческих акций все участники менялись, – рассказывает Мария Григорьевна. – И большие, и маленькие не только с воодушевлением включались в действие, придумывали сюжеты картинок и закрашивали фон, но им еще и доставляло удовольствие помогать друг другу – смешивать краски, передавать кисточки. Неуживчивые, ершистые дети, не знакомые между собой мамы, папы – все они какое-то время общались, как давние товарищи. У них загорались глаза, теплели лица. А иногда придет вялый и пассивный ребенок, его рукой водит мама или бабушка, но к середине акции, смотрю, он начинает настаивать на своем видении, штрих за штрихом – и рождаются самостоятельные линии, складывающиеся в несмелый рисунок.

Мария Дрезнина много лет вела семинары для специалистов детских психолого-медико-социальных центров «Мир» и «Пресненский», социальных педагогов и психологов московских школ. Обучившись ее методике, специалисты теперь сами проводят акции в обычных школах, в логопедических и коррекционных классах. И делают неожиданные открытия: ребята с проблемами речи, с нарушением поведения начинают лучше говорить, становятся активнее и увереннее в себе, легче контактируют с товарищами.

Как это работает? Во-первых, у Дрезниной есть уникальный дар педагога, умеющего втянуть самого робкого ребенка в неудержимую стихию творческого праздника. Во-вторых, авторская методика, в основе которой стремление дать ученику право на самовыражение, в то же время бережно направляя его в русло задания. В-третьих, ее уверенность в том, что не бывает неспособных или необучаемых детей и вообще людей. Даже в самом неказистом рисунке, в самом крошечном витке фантазии могут блеснуть крупицы золотого песка – таланта и мысли. Ведь как здорово, когда для ученика набор разноцветных полукругов на бумаге означает радугу на чужой планете, а белые пятна краски на черном фоне – звездное небо.

Как-то Мария Григорьевна принесла на занятия стопку бумажных тарелочек – любимый объект для рисования, ведь ровный круг красиво выстраивает пространство, и попросила каждого написать в центре чей-нибудь портрет. И одна девочка нарисовала рыжее пятно, провела по нему коричневые полоски и написала: «След полосатого кота».

– То прозрение и сегодня кажется гениальным, – говорит Мария Григорьевна. – Лаконично, минимальными средствами донести до нас свое видение – не каждый взрослый художник с этим справится… Или вот Алеша, который с трудом говорит, зато выучил за одну экскурсию названия всех египетских богов, изобразил голубого жука-скарабея в саркофаге, окружил его вязью придуманных иероглифов, даже мама не знала, что мальчик, оказывается, так здорово умеет рисовать!

Безбрежное море сознания выносит на берег, словно бутылку с тайным посланием, самое сокровенное, спрятанное в глубине: потаенные мечты о диковинных странах, о чужих планетах, где нет вражды, беды, болезней, войн и пандемий. На уроках в «Мусейоне» каждый ребенок не только художник, но и личность, достойная уважения и бережного отношения к себе.

Людмила ПОЛОНСКАЯ, фото автора

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте