Приводя ребенка в дошкольную группу, каждый родитель хочет быть уверен, что ребенок будет вкусно и полезно накормлен, так как сбалансированное питание обеспечивает нормальное функционирование организма.
Прием пищи – это не только режимный момент, но и часть образовательной деятельности, которая помогает ребенку узнать, понять, установить причинно-следственные связи, взаимосвязь с окружающей средой, профессиями людей, а также между органами чувств. Использование анализаторов – зрения, осязания, обоняния – позволяет детям составить полную характеристику продукта. Дети учатся отвечать на вопросы, задавать их, анализировать, классифицировать.
Каждый ребенок по природе своей исследователь. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать, пробовать, экспериментировать, искать новую информацию традиционно рассматриваются в педагогике как важнейшие черты детского поведения.
Когда дети впервые приходят в дошкольную группу, из личных бесед с родителями и в ходе наблюдений педагогам становится известно о вкусовых предпочтениях ребят. Многие дети, несмотря на уговоры, даже не пытаются попробовать предложенные блюда, так как они им незнакомы, дома такие не готовятся. Дошкольники не знают, из каких продуктов готовится то или иное блюдо, какие продукты относятся к молочным, мясным, овощным и т. д. Отсюда и ограниченный словарный запас. Когда дети видят пищу и пробуют ее сами, знания усваиваются крепко и надолго.
Уделяя теме питания всего 10‑15 минут в день, например перед первым или вторым завтраком, полдником или ужином, мы заметили, как расширился словарный запас детей. Они узнали о продуктах, их использовании, о профессиях разных людей. Эти знания не только расширяют кругозор воспитанников, но и воспроизводятся в других видах деятельности. А многие родители и дома замечают, что дети стали задавать вопросы и рассказывать о том, что узнали в дошкольной группе.
Воспитатели разработали и реализуют проект «И поели, и узнали!», цель которого расширить представления детей о блюдах из детского меню и в соответствии с этим их словарный запас. Предлагаем вашему вниманию фрагмент нашего проекта.
В этот день на завтрак была овсяная каша. Воспитатель берет тарелку с кашей и говорит детям, что она волшебная, и тот, кто ее съест, подрастет на 5 см. Педагог предлагает детям понаблюдать, какого она цвета и консистенции, как пахнет, какова на вкус. Воспитанники с удовольствием включаются в это маленькое исследование и делают выводы по результатам своих наблюдений: каша белая, густая, ароматная. (Насчет вкуса мнения детей разделились.) Воспитатель акцентирует внимание детей на том, что узнать о каше им помогли анализаторы – глаза, нос, язык. А приготовил им эту кашу повар, профессия которого очень важна, и не только в дошкольных группах. Воспитатель рассказывает ребятам, из какой крупы варят овсянку, как растет овес.
Подведем итог: «Вот видите, ребята, сколько нам рассказали глаза, нос и язычок. Мы с вами попробовали кашу, но этого мало, чтобы вырасти на 5 см, надо съесть полную тарелку. Приятного аппетита!»
Так как в дошкольных группах овсяная каша на завтрак будет повторяться, это прекрасная возможность ознакомить детей в игровой форме с растением овес, подробнее рассмотреть, потрогать, понюхать овес и овсяные хлопья. Ознакомить с выращиванием данной культуры, сбором урожая, с профессиями фермера, агронома, тракториста, шофера и другими, связанными с выращиванием зерновых, в магазине – с отделом бакалеи, с продуктами, которые используются для приготовления каши. Научить составлять описательные рассказы. Полученные знания дети реализуют не только в повседневной жизни, но и в разных видах своей деятельности.
Воспитатель, наблюдая за детьми, всегда будет понимать, нужно повторить этот опыт или дать ребятам что-то новое. Это пример только одного продукта. Использование такого метода дает возможность воспитателю представить детское меню в игровой форме. Данный проект реализуется не только в рамках завтрака, но и во время обеда, полдника и ужина. Каждая дегустация блюда проходит эмоционально, вызывает у детей большой интерес. Проект продолжается в течение года, наполняется новым содержанием с учетом цикличности меню.
Можем с уверенностью сказать, что данный метод подтверждает эффективность работы по ознакомлению детей с окружающим миром и обогащает их словарный запас!
Галина КАШЛЕВА, старший воспитатель школы №1359 имени авиаконструктора М.Л.Миля;
Наталья ВАСИНА, Татьяна МЕСТЕР, воспитатели школы №1359 имени авиаконструктора М.Л.Миля
Комментарии