Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Волны жизни. Урок биологии в 9 классе на тему: «Основные закономерности эволюции».

Дата: 30 ноября 2010, 09:56
Автор:

Урок биологии Рамзии Сафиной на тему «Пищеварение в желудке и кишечнике» был опубликован в №47 «Учительской газеты» за 23 ноября 2010 года. Педагог из Казани работает в технологии индивидуализированного обучения, разработанной Юрием Макаровым. Мы пообещали в бумажной газете, что сценарии других занятий появятся на сайте «УГ». И вот – выполняем обещание.

8. чем механизм дивергентной эволюции? (Механизм дивергентной эволюции основан на действии элементарных эволюционных факторов. результате мутационного процесса, волн жизни, изоляции, борьбы за существование и естественного отбора популяции и группы популяций приобретают и сохраняют признаки, всё более заметно отличающие их от родительского вида. какой-то момент эволюции накопившиеся различия окажутся настолько значительными, что приведут к распаду исходного вида на два и более дочерних).   10. Приведите примеры конвергенции. (озникновение сходных форм тела у акуловых, ихтиозавров и китообразных. ходны европейский крот и сумчатый крот, сумчатый летун и белка-летяга и т.д.).       . Подготовить сообщение на тему: «Учение о прогрессе в эволюции» (.Н.еверцов и И.И. Шмальгаузен).   Рамзия афина   ложение

Цели:

– На основе полученных знаний об эволюционной зависимости ароморфозов и идиоадаптаций углубить представления о результатах эволюции. Сформировать закономерности эволюционного процесса.

– Развивать умения самостоятельно работать с учебником, логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: тексты, карточки с вопросами.

Ход урока

1. Целеполагание.

Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся с основными закономерностями эволюции – дивергенцией и конвергенцией, сформируем знания о макроэволюции; будем находить ответы на вопросы в тексте. У каждого из вас на парте лежит карточка с вопросами. Поставьте на нем ту оценку, которую бы вы хотели получить на этом уроке.

2. Проверка полученных знаний (фронтально).

1. Что такое биологический прогресс? (Это результат успеха в борьбе за существование. Увеличение численности, расширение ареала, увеличение систематических групп данного таксона).

2. Какие существуют основные направления эволюции организмов? (Ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация).

3. Какое направление биологической эволюции поднимает группу организмов на более высокую ступень развития? (Ароморфоз ( арогенез).

4. Что такое биологический регресс? (Явление, противоположное биологическому прогрессу. Биологический регресс может привести вид к вымиранию.)

5. Какие можете привести примеры? (В состоянии биологического регресса находятся многие виды, например крупные млекопитающие, такие как уссурийский тигр, гепард, белый медведь и т.д.).

6. Что характеризует биологический регресс? (Он характеризуется обратными  признаками биологического прогресса: снижение численности особей, сужение ареала, постепенное или быстрое уменьшение видового многообразия группы).

3. Работа с разноуровневыми вопросами.

1. В чем сущность макроэволюции? (Это развитие жизни на Земле в целом, включая и ее происхождение).

2. Можно ли провести резкую грань между микро- и макроэволюцией? (Между микро – и макроэволюцией нельзя провести резкую грань, потому что процесс макроэволюции  продолжается без какого-либо перерыва и на микроэволюционном уровне внутри вновь возникших форм).

3. С чем связано появление новых форм организмов? (Появление новых форм организмов всегда связано с приспособлением к местным географическим и экологическим условиям существования).

4. Чем отличаются виды и роды одного семейства? (Внутри любого семейства виды и роды различаются образом жизни, объектами питания и т.п.).

5. Способы осуществления макроэволюции. (Дивергенция, конвергенция, параллелизм).

6.    Что такое дивергенция? (Основной способ макроэволюции. Это процесс расхождения признаков организмов, доставшихся от общего предка, в ходе их приспособления к разным условиям обитания).

7. Приведите примеры дивергенции. (Листья у растений в зависимости от условий могут превращаться в усики (у гороха), в иглы (у барбариса), в колючки (у кактуса), однако все это видоизмененные листья).

8. В чем механизм дивергентной эволюции? (Механизм дивергентной эволюции основан на действии элементарных эволюционных факторов. В результате мутационного процесса, волн жизни, изоляции, борьбы за существование и естественного отбора популяции и группы популяций приобретают и сохраняют признаки, всё более заметно отличающие их от родительского вида. В какой-то момент эволюции накопившиеся различия окажутся настолько значительными, что приведут к распаду исходного вида на два и более дочерних).

9. Что такое конвергенция? (Процесс эволюционного развития двух или более неродственных групп в сходном направлении. Конвергенция обусловлена одинаковой средой обитания, в которую попадают неродственные организмы).

10. Приведите примеры конвергенции. (Возникновение сходных форм тела у акуловых, ихтиозавров и китообразных. Сходны европейский крот и сумчатый крот, сумчатый летун и белка-летяга и т.д.).

11. Какие органы называются аналогичными? (Органы и части животных и растений, сходные по внешнему виду и выполняющие одинаковую функцию, но различные по строению и происхождению).

12. Что такое параллелизм? (Процесс эволюционного развития в сходном направлении двух или нескольких первоначально дивергированных групп).

13. Приведите примеры параллелизма. (Развитие саблезубости у представителей разных  подсемейств кошачьих).

4. Рефлексия. Подведение итогов, анализ таблицы. Ученики сравнивают результат таблицы с предполагаемым результатом.

5. Закрепление полученных знаний. Школьники работают по новому материалу, задают вопросы, участвуют в беседе, отстаивают свои мнения.

6. Индивидуальное задание. Подготовить сообщение на тему: «Учение о прогрессе в эволюции» (А.Н.Северцов и И.И. Шмальгаузен).

Рамзия Сафина, учитель биологии гимназии №2 Казани, Республика Татарстан

Вложение: Таблица «Этапы урока»

Иллюстрация с сайта dronts.ru.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt