Экзамен – важное событие в жизни как учеников 11‑х классов, так и их родителей и педагогов. Чтобы пройти этот этап успешно, подростку важно не только выделить достаточно времени для подготовки, повторения и закрепления учебного материала, но и уделить внимание психологическому настрою.
В психологическую подготовку к экзамену входят различные параметры: умение различать свои эмоциональные состояния и управлять ими (например, волнением в ситуации экзамена), знание особенностей познавательных процессов и умение применять техники для их оптимального функционирования (например, умение концентрироваться на задаче в течение длительного времени, не отвлекаясь на другие факторы), уровень мотивации и позитивный настрой, наличие альтернативных вариантов и временная перспектива.
Для того чтобы помочь подросткам, а также их родителям и педагогам справиться с волнением в период экзаменов, определить их сильные стороны, внутренние ресурсы и потребности, специалисты Городского психолого-педагогического центра разработали программу психологической подготовки к ЕГЭ. Ее особенность заключается в комплексном подходе: психолог работает не только с подростками, но и с родителями и учителями.
Программа рассчитана на 1‑3 недели и подразумевает групповую форму работы. Ее продолжительность 6 часов, из которых в равной мере уделяется внимание ученикам, родителям и педагогам. В результате этих занятий подростки получат информацию о ресурсах получения психологической помощи и научатся использовать способы эмоциональной саморегуляции для снижения экзаменационной тревожности. В свою очередь родители и педагоги будут знать о конструктивных стратегиях взаимодействия с детьми в период ЕГЭ.
Занятие с подростками проходит в игровом формате. Для знакомства ведущие организуют игры-разминки или упражнения для установления контакта и создания доброжелательной атмосферы и благоприятного социально-психологического климата в группе. Затем проходит основная часть тренинга, которая длится 90 минут. Среди упражнений, которые подростки выполняют под руководством специалистов, «Квадрат Декарта», «Рабочее волнение», «Характер и экзамены», «Мой чек-лист».
Последние 10 минут встречи – заключительная часть, во время которой подростки подводят итоги занятия, получают раздаточный материал с простыми, но эффективными способами борьбы с волнением, а также заполняют тест-опросник. Его результаты могут быть использованы при организации дальнейшей психолого-педагогической работы с учениками.
В ходе тренинга специалисты выявляют детей, которым необходима индивидуальная поддержка. Для ее реализации существуют единые методы, которым специалисты Городского психолого-педагогического центра обучают педагогов-психологов школ. Еженедельно по пятницам в рамках работы психолого-педагогической службы межрайонного совета директоров проводится интервизия, где педагоги обмениваются опытом, совместно решают кейсы, обсуждают наиболее эффективные технологии работы с учениками. Дальнейшая психолого-педагогическая поддержка детей заключается, в частности, в наблюдении за динамикой их эмоционального состояния, а также в помощи классному руководителю в формировании поддерживающей среды в классе.
Для родителей тренинг также длится 90 минут, но проводить его можно в онлайн-формате. Тема встречи «Психологическая подготовка детей к экзаменам: что важно знать и уметь родителям». В ходе диалога с родителями, организованного классным руководителем или педагогом-психологом, участники знакомятся с факторами, влияющими на успешность сдачи экзаменов, и обсуждают причины, которые мешают ребенку успешно подготовиться к экзаменам. Также во время беседы родители узнают, какие приемы и техники можно использовать, что можно сделать, чтобы помочь школьнику в процессе подготовки к экзаменам, и выстраивают алгоритм поддержки своего ребенка накануне и в день экзамена.
Тема встречи для педагогов звучит аналогичным образом – «Психологическая подготовка обучающихся к экзаменам: что важно знать педагогам». Во время занятия педагоги обсуждают основные причины переживаний выпускников в период подготовки и проведения экзаменов, а также факторы, влияющие на результат. На очной встрече участникам предлагается упражнение «Ресурсы учителя в помощь обучающимся», во время выполнения которого они исследуют вопросы: «Чем я могу помочь обучающимся при подготовке к ЕГЭ?», «Какие мои действия могут ухудшить результаты обучающихся?». Еще одно полезное упражнение – «Разбор кейсов». Во время него педагоги проживают описанные ситуации (кейсы) и вырабатывают конкретные рекомендации по оптимальным стратегиям поведения в них.
В результате программы психологической подготовки подростки учатся навыкам эмоциональной саморегуляции в напряженных жизненных ситуациях, узнают о себе и своих сильных сторонах. А родители и педагоги получают знания о конструктивном взаимодействии с детьми и способах их поддержки в непростое для них время.
Инесса ФОКИНА, Анастасия КУЗНЕЦОВА, заместители директора Городского психолого-педагогического центра Департамента образования и науки города Москвы
Комментарии