search
main
0

Вокальные параллели. Нам грозит опасность «штемпелеванной» культуры

Сегодня вокальное искусство вновь на подъеме. На телевидении на канале «Культура» прошел третий раз конкурс молодых исполнителей «Большая опера». Параллельно, и тоже третий сезон подряд, на Первом канале прошло шоу «Голос».

Чуть ранее с большим интересом мы следили на телевизионном экране за «битвой гигантов», выступлениями трех выдающихся певцов – Лучано Паваротти, Пласидо Доминго и Хосе Карераса. Каждый их концерт – это не только демонстрация уникального вокального искусства, но и своеобразное шоу, в котором видны их индивидуальные особенности, юмор и самое главное – дружеские взаимоотношения между собой.С первого своего выступления в Риме, приуроченного к чемпионату мира по футболу, это трио бельканто невольно напомнило мне одну вокальную параллель, восходящую к годам моей молодости и учебы в 60-е годы в Щукинском театральном училище.В это время жизнь свела меня с тремя замечательными певцами, которых я тогда воспринимал не иначе как трио бельканто. Все трое моих друзей, параллельно учившихся в это время в консерватории, казались мне тогда выдающимися певцами. Судьбы у них сложились по-разному, об этом чуть позже, но стартовой площадкой у каждого был небольшой зал в Щукинском училище, где совместно играли свои спектакли «Оперная студия» консерватории и студенты нашего театрального вуза. Мы, студенты Щуки, репетировали «Оглянись во гневе» Д.Осборна, а в «Оперной студии» в это же время ставили сразу два спектакля – традиционно, не переставая, шел «Евгений Онегин» и готовили премьеру «Богемы» Д.Пуччини.В те годы проводилось несметное количество вокальных конкурсов, существовали своеобразные квоты на стажировку в Италии в знаменитой Ла Скала, мощно развивалось русское бельканто, которое и сегодня покоряет нас, когда мы слушаем Анну Нетребко, Дмитрия Хворостовского или на эстраде Галину Улетову. Конечно, сегодня многое изменилось.На шоу «Голос» больше поют на плохом английском…Любить искусство других народов благо бесспорное. Но очевидно и другое: усердствовать в этом крайне опасно, можно потерять собственное лицо.Надо сказать, что и сегодня «уважать свои родные силы» и работать без оглядки на Запад и надоевшего в искусстве обезьянничания свойственно многим нашим педагогам. А в вокальной педагогике этими свойствами в полной мере обладал Хуго (Гуго) Ионатович Тиц (1910-1986 гг.), многолетний декан вокального отделения, столетие которого в свое время было отмечено большим концертом в Малом зале Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского.Вопреки своей экзотической фамилии эпохи цезарей Гуго Тиц был известным певцом и выдающимся русским вокальным педагогом. Но педагогом абсолютно нетипичным и, по моим наблюдениям, с далеко не простым и даже крутым характером. Студенты его побаивались и уважали. В гневе вся его богатырская фигура становилась похожа на римского императора, а мохнато-мшистые волосы вставали дыбом, когда он своим подземным баритоном делал замечания. Но работать с ним было великое счастье, и вот почему: следуя своим художественно-педагогическим убеждениям, Г.И.Тиц старался максимально раскрыть творческую индивидуальность каждого своего подопечного. Гуго Ионатович всегда подчеркивал, что вокальная педагогика чужда новациям, что путь ее развития эволюционный, что следует использовать все лучшее, накопленное предшествующими поколениями вокальных педагогов, и прежде всего представителями русской певческой школы, восходящей своими истоками к Глинке и Даргомыжскому.Вот в какие руки на выпускном периоде попали мои вокальные герои, мое трио бельканто – Н.Гуторович, Д.Королев и М.Васильев, в эти серединные 60-е годы. Надо сказать, что Г.Тиц не чуждался творчески сталкивать исполнителей. Подобная конкуренция повышала ответственность певцов. Так, на роль Ленского он «столкнул» Н.Гуторовича и Д.Королева.Денис Королев – лирический тенор, способный оказать честь любому оперному театру, был необыкновенно одарен актерски, а ростом и подтянутостью чем-то походил на Ивана Козловского. В свою очередь Николай Гуторович, с его магнетическим звуковедением, с бурлящими на сцене чувствами и серебристым тембром, напоминал нам сразу двух кумиров: голосом – Сергея Лемешева, а внешностью – Олега Стриженова, позже сыгравшего Германа в фильме «Пиковая дама». Творческая судьба Н.Гуторовича и Д.Королева сложилась успешно. Николай Гуторович до сих пор поет в театре им. К.Станиславского и В.Немировича-Данченко, за спиной партии Ленского, Вадемона, звание лауреата вокальных премий, звание заслуженного артиста России.Денис Королев был двадцать лет солистом Большого театра, исполнителем партий Герцога, Ленского, Альмавивы и множества других ролей. Ему было присвоено высокое звание заслуженного артиста России.И только у Михаила Васильева все было по-другому.В те дни он репетировал Рудольфа в опере Д.Пуччини «Богема». Репетировал трудно. Михаил нервничал, особенно когда на горизонте маячила знаменитая ария «Холодная ручонка». Начиная петь арию по-русски, Михаил вдруг середину пел на итальянском, а в финале, где надо было брать «до», микшировал звук и пресловутое «до» только обозначал. Самое интересное, что за всеми этими «художествами» все время наблюдал Гуго Тиц. Наблюдал, но ничего не комментировал, а лишь уточнял мизансцены и самочувствие в роли. Педагог понимал, что нота не идет, что страх сорваться мучает Васильева, но терпел, ждал, вернее, умел ждать. Мы все переживали за Мишу. Боялись, что Тиц взорвется, ведь премьера на носу, а «до» как не было у Васильева, так и нет. Нас поражало, что со стороны Гуго Ионатовича, декана вокального факультета, «поставившего» на Васильева как на главного исполнителя роли Рудольфа, не прозвучало ни одного резкого слова, ни капли упрека. Так шло до генеральной репетиции.В этот день небольшой зал Щукинского училища был заполнен до отказа. Мы заранее выпросили билеты в середине зала. Перед нами маячила знакомая спина великого маэстро Гуго Тица, который спокойно и даже торжественно ждал начала генеральной репетиции. Спектакль покатился превосходно. Стояла та тишина, которая всегда устанавливается, когда на сцене подлинная жизнь. Наконец, близится ария Рудольфа. Видно, что исполнитель, наш Миша Васильев, начинает страшно волноваться. Но ария звучит сочно, осмысленно и красиво. Впереди остается концовка арии и проклятое «до»! В этот момент на удивление всем присутствующим в зале Гуго Тиц встает во весь рост и делает какой-то жест, который со сцены тотчас увидел Васильев. Боже мой, какое «до» раздалось в зале! Эту ноту невозможно описать словами, кажется, она звучала минуту, она до сих пор в моих ушах. В конце арии раздались бурные аплодисменты. Больше всех аплодировали мы, щукинцы, на глазах которых рождался этот великий урок педагогического мастерства! Гуго Тиц не аплодировал, он медленно опустился в кресло и от счастья замер. Позже сидевшие рядом с Гуго Тицем рассказывали, что на глазах у профессора были слезы.После этого спектакля проблем с нотой «до» у Михаила Васильева не было до конца его короткой жизни.Сегодня мы по праву гордимся нашей вокальной школой. Какая это великая и трудная доля – хорошо петь на русском языке и представлять русское вокальное искусство! Вот почему на вопрос члену жюри конкурса «Большая опера» Иоганну Холлендеру, как он относится к санкциям против России, он ответил, что санкции надо вводить против тех, кто подвергает им Россию, а в дополнение восторженно заметил, что российские педагоги по вокалу обладают великолепным мастерством – даже лучшим, чем итальянские.Кстати, неплохо бы, чтобы этот урок усвоили и наставники шоу «Голос», где, самоуверенно говоря о вокале, нередко превозносят до небес певцов «неоперившихся», пропагандируют чужие образцы, далекие от совершенства, не замечая, что подкапываются под самое содержание души народной, т. е. под собственную культуру. Не грех всем нам, любящим вокал и русскую школу пения, помнить предостережение писателя Андрея Белого:«Нам грозит опасность «штемпелеванной» культуры, т. е. интернациональной фабрики по поставке гениев, нам грозит фабричное производство мыслей. Культура любого народа основана на творческих личностях, претворивших землю народа в культуру».​Валерий ИВАНОВ-ТАГАНСКИЙ, заслуженный артист РФ, писатель, заместитель председателя Московской городской организации Союза писателей России

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте