Цель: выяснить причины Крестовых походов, доказать, что феодалы и церковь в них преследовали захватнические, грабительские цели. Задачи: развивать навыки работы с картой, умения составлять схемы, анализировать исторический документ; формировать творческие способности детей на основе использования игровых моментов; на основе изучаемого материала воспитывать гуманное отношение к миру в целом и к людям в отдельности.
Форма: урок-погружение в историческую эпоху.
Оборудование: историческая карта «Крестовые походы ХI-ХIV веков», схемы, меловые рисунки, музыкальное оформление – органная музыка Баха.
Основные понятия: католическая церковь, индульгенция, еретики, церковная десятина, римский папа, Крестовые походы, крестоносцы.
Основные даты: 1054 г. – раздел церкви на католическую и православную;
1095 г. – выступление папы Урбана II в Клермоне;
1096 г. – поход бедноты;
1096-1099 гг. – поход феодалов из Франции, Германии, Италии;
1098 г. – захватили город Эдессу;
1097 г. – освободили город Никею;
1099 г. – штурмом овладели Иерусалимом.
Было создано государство Триполи, княжество Антиохское, графство Эдесское, Иерусалимское королевство.
Изучение нового материала
Определение цели урока.
Перенесение в эпоху Средневековья, в 1096 год. Характеристика похода бедноты на основе картинного рассказа с целью привлечения познавательного интереса к изучаемой теме.
Характеристика Петра Пустынника, возглавлявшего поход бедноты с помощью метода ролевой игры.
Активизация познавательного процесса на основе постановки проблемного вопроса.
Полет на машине времени в более позднее время, в 1095 год, на Клермонский собор.
Речь папы Урбана II (прием ролевой игры).
Постановка проблемного задания: выделить причины крестоносного движения крестьян и феодалов, которое затем проверяется в конце урока в ходе заполнения таблицы.
Характеристика исторической ситуации, которая сложилась в конце ХI века в Западной Европе с целью выяснения причин Крестовых походов на основе использования анализа исторического документа:
Опережающее задание ученику.
Образный рассказ учителя.
Предлог к Крестовым походам – захват турками-сельджуками в 1071 году Малой Азии и Палестины.
Составление опорного конспекта.
Ход урока
Какая форма сознания в Средние века была господствующей?
Религиозная. Это означает, что без веры в чудеса, святых и Бога человек не мог объяснить мир.
Это позволяет сделать вывод о том, что церковь в Средние века пользовалась огромным влиянием.
Какая церковь в Западной Европе распространила свое влияние?
Католическая.
Когда произошел раскол христианской церкви на две части?
В 1054 году.
Влияние церкви основывалось не только на вере. Оно подкреплялось огромным богатством.
Задание: схематически изобразить на доске источники богатства церкви.
Термины: Индульгенция? Церковная десятина?
Сценка о продаже индульгенций
В Риме при канцелярии папы были составлены особые «прейскуранты» – «Таксы апостольской канцелярии» – с точным указанием «цен» за всевозможные грехи, вплоть до убийства. По этому поводу на папу Юлия II была составлена эпиграмма: «Юлий стал купцом и хочет обмануть весь мир: он продает то, чего сам не будет иметь, – рай…»…
Далее идет проверка выполненной на доске второй схемы: «Разделение церквей»
Кто стоял во главе католической церкви?
Римский папа.
При каком папе в ХI веке началось движение за усиление влияния католической церкви?
При Григории VII.
При каком папе его власть достигла наивысшего могущества?
При Иннокентии III.
Приведите примеры, подтверждающие это.
Кому из упомянутых пап принадлежит следующее высказывание: «Мы, папы, призваны господствовать над всеми народами и царствами в мире»?
Иннокентию III.
О каком событии повествует этот рисунок? (Рабочая тетрадь, страница 54).
О споре Григория VII с германским императором Генрихом IV, когда тот вымаливал прощение в 1077 году в Каноссе.
Что сегодня означает выражение «пойти в Каноссу»?
Прощение ценой унизительных уступок.
Задание. Во время пребывания на папском престоле Григория VII духовенству – и монахам, и священникам – было запрещено вступать в брак, обзаводиться семьей и детьми. Как вы думаете, с какой целью был введен такой порядок?
Как называли тех людей, которые выступали против господствующих церковных порядков? Еретиками.
Назовите главное орудие церкви в борьбе против еретиков? Инквизиция.
Переход к изучению нового материала
С помощью инквизиции, других средств церковь подчиняла своему влиянию массу верующих. Ей были подвластны любые решения. И поэтому неудивительно, что именно церковь стала организующей силой такого мощного движения Средних веков, как Крестовые походы.
Почему эти походы имеют такое название? Куда они были направлены? Каковы причины их возникновения? Эти вопросы мы должны выяснить на уроке.
Давайте перенесемся в те далекие времена.
1096 год. Весна. Она в тот год выдалась ранняя и дружная. Словно торопясь, солнце высушило дороги Рейнской долины, одело кудрявой листвой придорожный кустарник, устлало сочным пологом светлой зелени луга, за которыми встала синеватая дымка лесной дали.
Но недолго вились птицы над просохшими дорогами. Разом смолкло их беззаботное пение, когда невесть откуда нежданно нахлынули тысячи путников. На дорогах их голоса, скрип телег, мычание волов, собачий лай слились в тревожный гул, вызываемый движением огромного скопища людей, устремившихся в одном и том же направлении. Грязь и пыль покрывала этих путников, молодых и старых, загорелых и обветренных. Грубые шерстяные плащи и дырявые холщовые одежды не скрывали зловещей худобы их тел.
Вот прошла пара усталых, запыленных быков. Взметая пыль, они с трудом поднимали отяжелевшие ноги и тянули за собой переполненную домашним скарбом двухколесную повозку, которая скрипела и подскакивала на кочках неровной дороги. Из-под сена торчали глиняные горшки, корзины с припасами, треножник, вилы, лопаты. На этой куче тряслась старушка, которую семья не захотела оставить в опустевшей хижине. За повозкой плелись две тощие козы, подгоняемые мальчуганом, воинственно размахивавшим хворостиной. За ним следом шли отец и трое старших братьев с котомками за спинами и длинными палками в руках, дальше тянулись усталые односельчане.
Увидев в туманной мгле неясный контур далекого города, люди тревожно и обрадованно спрашивали: «Не Иерусалим ли это?»
Так вопрошали друг друга темные и невежественные крестьяне-крестоносцы, искавшие на берегах Рейна сказочный город средиземноморского Востока.
Во главе этой толпы выступал человек по имени Петр Пустынник. Людей, подобных ему, называли аскетами. Но пусть он сам о себе расскажет.
Ученик говорит от имени Петра Пустынника.
«Долгие годы я провел в пещере недалеко от города Амьена, ежедневно простаивая в глубине пещеры перед образками, прибитыми к стене. Лишь когда ноги от долгого стояния сами собой подкашивались, а тенистый сумрак пещеры сгущался до мрака, я позволял себе присесть на лежащий у входа в пещеру камень и подкрепиться скудными припасами пищи, оставленными моими почитателями. Дни сменялись днями, и ничего не происходило в моей жизни до того момента, пока до моего слуха не донеслась молва о «святой земле». Я сразу понял, что посещение этой дальней земли – самый короткий путь к спасению. Я стал собирать своих последователей, чтобы вместе с ними отправиться в далекий путь, в святой город Иерусалим. Мои почитатели верили мне свято. За это пришлось поплатиться моему ослу. Люди во время пути выдергивали пучки шерсти у моего осла, считая их талисманом, который способен защитить их от любой опасности. К концу пути осел оказался почти оголенным.
Задание. Что всколыхнуло людей и увлекло в опасный путь, что заставило их возомнить себя крестоносцами?
Давайте попытаемся перенестись в еще более позднее время, в 1095 год. Представим, что путешествуем на машине времени.
Итак, Клермон, 1095 год, Франция. Здесь, на огромной равнине, перед многотысячной толпой держал речь папа римский Урбан II. Ему внимали 13 архиепископов, 225 епископов и аббатов, сотни священников и несчетное множество светской знати и рыцарства из разных городов и районов Италии, Франции и Германии.
Наконец наступила долгожданная минута, когда папа Урбан II поднялся на высокий деревянный помост и, окинув взором необозримое море голов, заговорил.
Ученик играет роль папы Урбана.
«Земля, которую вы населяете, сдавлена отовсюду морем и горными хребтами, и вследствие того она сделалась тесною при вашей многочисленности: богатствами она необильна и едва дает хлеб. Отсюда происходит то, что вы друг друга кусаете и пожираете, ведете войны, наносите смертельные раны. Теперь же может прекратиться ваша ненависть. Предпримите путь ко гробу святому; исторгните ту землю у нечестного народа и подчините ее себе. Земля та… течет медом и млеком».
Едва прозвучало последнее слово, как настороженная тишина сменилась многоголосым ревом: «Так хочет Бог!»
Ученики играют роль крестоносцев.
Не успели смолкнуть воинственные возгласы, как тут же сотни людей стали накладывать на свою одежду крестообразно пересекающиеся полоски алой ткани, поспешно пришивая к плечу знак креста, означавший их участие в предстоящем походе.
И то, что вместе с иголками и нитками были заблаговременно припасены нужные клочки ткани, и та торопливость, с какой собравшиеся украшали себя знаками крестоносцев, – все это яснее слов говорило о полной готовности выступить в поход.
Нищим крестьянам-крестоносцам не требовалось долгих сборов. Им, лишенным запасов и оружия, упрямо сопутствовала та самая нищета, которую они хотели оставить дома. Не так обстояло дело с баронами и рыцарями, знатоками военного дела. Они долго и старательно готовились к дальнему походу, чистили оружие, подбирали коней, припасали все, что нужно для войны, а что считали ненужным – то сбывали по неслыханно дешевой цене. Случалось, что семь овец продавали за один медный динарий. Свидетели такой продажи смеялись над продавшим, а через несколько дней сами отдавали за бесценок свое добро и присоединялись к крестоносцам, боясь опоздать со сборами.
Лишь через год после Клермонского собора, в 1096 году тронулись в путь феодальные силы целых провинций.
Что искали они на Востоке? Почему пустились в путь?
Проблемное задание классу. Можно ли считать, что речи Петра Пустынника, призыв папы римского были причиной крестоносного движения крестьян и феодалов?
Если бы призывы прозвучали раньше, они не смогли бы всколыхнуть и увлечь множество людей. В чем же истинные причины крестовых походов?
Конец ХI века, наполненного войнами и стихийными бедствиями, был особенно тяжелым. Европа пережила «семь тощих лет» – целую полосу неурожаев, падежа скота, массовых эпидемий. Об этих годах рассказывает монах Рауль Глабер.
Ученик играет роль монаха.
«Люди средние и бедные равно испытывали голод, и у всех чело покрывалось бледностью. Насилия и жестокости баронов смолкли перед всеобщим голодом. Почти везде мера зернового хлеба продавалась по 60 золотых солидов. Когда переели весь скот и птиц, стали поедать падаль. Иногда выкапывали из земли древесные коренья, собирали травы по берегам рек, но все было тщетно… О ужас!.. поверят ли тому, свирепство голода породило примеры редкой жестокости, и люди ели мясо людей? Путник, подвергшись нападению, падал на дороге под ударами убийц, они разрывали его на части, жарили и пожирали. Это безумие, эта ярость дошла до того, что существование животного было безопаснее, нежели человека. Один злодей в городе Турнюс осмелился выставить для продажи на рынке человеческое мясо. Его схватили. Суд приказал его сжечь. Но нашелся другой, который в ту же ночь украл это самое мясо и пожрал его».
Да, голод привел к людоедству.
Но люди голодали и раньше. Однако в прежние времена неурожай восполнялся избытком, накопленным запасливым хозяином в изобильные годы. Во второй половине ХI века дело обстояло не так. В ту пору, вспомните поговорку: «Нет земли без господина», господство феодалов стало простираться везде, во все уголки западноевропейских стран. Нигде не было такого места, где крестьянин являлся бы хозяином своей земли, где он мог бы и сам спастись и укрыть свой хлеб от жадного сеньора и от еще более ненасытной жадности его воинственных, всюду рыскавших противников.
С полным правом писал тогда хронист Вильгельм Тирский: «Никто не был уверен в том, что чем-нибудь владеет»…
Казалось, что идет война всех против всех. Граф ополчался на графа, барон поднимал меч против барона, рыцарь в засаде подстерегал своего соседа-рыцаря. Трудно было понять, кто с кем воюет. Вчерашние противники неожиданно объединялись, чтобы совместно обрушиться на нового врага и поделить его владения.
Поля и рощи то и дело оглашались звоном оружия. Отряды, осаждавшие замки, старательно опустошали владения врага. Они расхищали запасы, угоняли скот, и над деревнями взвивались языки пламени, а ветер разносил далеко чадную гарь пожаров.
Но хуже всего приходилось крестьянам. Война вторглась в их поля. Конница вытаптывала нивы. Крестьянину часто приходилось укрываться от внезапной опасности в оврагах, терять погожие дни посева и с отчаянием думать, что в двери его хижины постучится голодная зима.
В ту пору было горько не только беднякам, но и людям, имевшим кое-какой достаток. Они ломали голову над тем, как уберечь свое добро. Все, что можно, прятали в лесной чаще, зарывая соль, хлеб, вино в тайниках. Случалось, что разбойники ухитрялись отыскать спрятанное. А если нет, то хищники связывали и уводили самого хозяина, которого затем швыряли в тесную и темную нору сырого подземелья, морили голодом, томили жаждой, подвергали пыткам до тех пор, пока он не выдавал тайны своих запасов.
Люди ХI века тщетно пытались понять и объяснить причины происшедших перемен. Когда, по словам Вильгельма Тирского, «Исчезла всякая добродетель, повсюду воцарились обман, хитрость, коварство…»
После обращения императора Византии Алексия к папе с просьбой о помощи в борьбе с иноверцами католическая церковь выступила организатором Крестовых походов с призывом освободить Гроб Господень в Иерусалиме, обещав всем участникам похода отпущение грехов, богатую добычу, а павшим в бою – райское блаженство.
Однако можно ли считать, что призыв папы и был причиной крестоносного движения?
Елена ПЕРВАКОВА, учитель истории
Комментарии