Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Война на три фронта. Как найти общий язык учителям, детям и родителям

Учительская газета, №22 от 30 мая 2017. Читать номер
Автор:

«Родителей в школу!» – казалось бы, что еще неприятнее может услышать бедный школяр из уст учителя? Для педагогов же вызвать «на свидание» родителей – один из способов выяснить, с чем связаны те или иные проблемы, и совместно с родителями найти выход из сложившейся ситуации. Это в идеале. Попробуем разобраться, что происходит на самом деле. Так сказать, из опыта боевых действий.

Тема взаимоотношений участников образовательного процесса едва ли не самая обсуждаемая. Она занимает лидирующие позиции и в СМИ, и в сети Интернет наряду с военными конфликтами, коррупцией и наркоманией. Педагогические сообщества в социальных сетях буквально пестрят различными сообщениями учителей об очередном конфликте между последними и родителями учеников. Можно увидеть призывы о помощи с просьбами подсказать, как действовать в той или иной ситуации. Учителя сетуют на то, что в современной школе родители чересчур вмешиваются в учебный процесс, но тем не менее не контролируют обучение своего собственного чада. К тому же семья любит жаловаться в любые инстанции на школу при любом удобном случае, если учитель им не угодил. Согласитесь, ситуация не самая приятная, причем для обеих сторон.  Причины конфликтовВозникают резонные вопросы: почему так получается, почему родители нападают на учителей, а те в свою очередь на родителей? Почему навстречу друг другу участники образовательного процесса не идут или идут, как на войну? Чего мы хотим добиться, когда вызываем родителей в школу? Какой ответной реакции мы ждем от родителей? И как после этого будут складываться отношения «учитель – школьник»?На мой взгляд, только при взаимном понимании и доверии между педагогами и родителями можно получить положительный результат от  образовательно-воспитательного процесса. Отчаяние педагогов понятно, поскольку иногда нам кажется, что родители не хотят нас слышать. Не буду спорить, у всех родителей свои запросы, и всем угодить не получится. Но настолько ли все критично? И самое главное – всегда ли оправданна необходимость экстренного включения родителей в незначительный школьный конфликт, который предполагает сам процесс образования. Недавно министр образования  и науки России Ольга Васильева пообещала учителям ввести официальный регламент отношений между педагогами и родителями. Данное заявление вызвало поддержку в педагогических коллективах. За этим последовало бурное обсуждение данной новости в социальных сетях. И, ознакомившись с некоторыми  комментариями, начинаешь убеждаться прежде всего в нежизнеспособности обозначенной идеи. К тому же многие из сообщений открывают глаза на настоящие проблемы, которые приводят к конфронтации между педагогами и родителями.Приведу цитаты из одного из самых популярных педагогических сообществ социальной сети ВКонтакте:«Прописать ответственность родителей за неудовлетворительную учебу и поведение учеников и так далее».«Если просто перестанут нарушать право на невмешательство в учебный процесс, если ученики и родители вспомнят, что у них есть обязанности, будет здорово».«Четко прописанные права учителя и обязанности родителей, а то все взвалили на школу и учителей!»Складывается такое впечатление, что педагоги не особо хотят мирно жить с родителями. Для них важнее найти «рычаги управления» семьей. Такие учителя, как правило, видят в вызове родителей способ наказать провинившегося школьника, и не более того, высказав родителям все имеющиеся на тот момент претензии. Мое утверждение основано на том факте, что такие преподаватели предпочитают «взаимодействовать» с тем родителем, кто строже накажет своего ребенка после беседы с педагогом. Практика  показывает: подобных  учителей – любителей перекладывать проблему со своих плеч на чужие конфликтная форма общения полностью устраивает. Но при этом теряется суть образовательного процесса – проблема-то не решена. И смысл такой «беседы», на мой взгляд, очень сомнительный. Если же родители не соответствуют «идеалу» данного педагога, пытаясь как-то высказать свое мнение, они как раз и становятся скандальными в глазах школы. Более того, некоторые педагоги начинают взывать к совести родителей, угрожая постановкой «на учет» и жалобами в органы опеки на невыполнение родительских обязанностей. Естественно, пугаются далеко не все.Стоит ли говорить, что такой педагог вряд ли найдет понимание у абсолютного большинства родителей. К тому же очень высока вероятность того, что после таких выяснений отношений родители вряд ли захотят общаться с этим педагогом. Мало того, все будущие конфликтные ситуации они будут стараться решать через обращение в вышестоящие инстанции. Конструктивный диалог – решение проблемПозволю себе сделать небольшое лирическое отступление, обратившись к собственному педагогическому опыту. Буквально в начале педагогической практики произошел конфликт между мною и двумя учениками восьмого класса, в связи с тем что они не реагировали на замечания, пытались сорвать урок. Происходили и другие нелицеприятные вещи. Ситуация неприятная, но знакомая всем педагогам и ученикам. Я ограничилась замечаниями в дневниках школьников. Однако  их классный руководитель мне предлагал вызвать родителей ребят, аргументируя это тем, что иначе они «совсем на шею сядут». От этой идеи я отказалась, поскольку ничего криминального я в тех обстоятельствах не увидела, тем более посчитала такой метод урегулирования конфликта неподходящим. Более того, никакого морального удовлетворения от подобных «процедур» я не получаю и ни в коем случае не хочу, чтобы из-за меня у кого бы то ни было возникли проблемы. Я вижу смысл в общении с родителями только в конструктивном русле. В том случае, если это поможет мне урегулировать сложившуюся ситуацию и направить ее в положительную сторону. Если информация, полученная от родителей, сможет мне помочь в моем будущем общении с данным школьником. Общение с родителями, на мой взгляд, ни в коем случае не должно служить репрессивной мерой в отношении детей. Отдельного разговора заслуживает ситуация, когда педагоги начинают вызывать родителей в школу без всяких на то оснований. Например, из-за невыполненного домашнего задания или же забытого дома  учебника. Вспоминается сказка о мальчике, который без надобности кричал «пожар!», и когда случилось настоящее бедствие, ему попросту не поверили, и дом сгорел. Поэтому к экстренным мерам надо прибегать в крайних случаях и подходить очень осторожно. Вернемся к идее регламента взаимоотношений между школой, учениками и родителями. Суть такого документа – помощь в урегулировании конфликтных ситуаций и сведение таковых к минимуму. Но что сами педагоги ждут от этого документа и какие у них имеются опасения? Прочитав отзывы педагогов в социальных сетях, приходишь к выводу, что многие из работников образования относятся к данной идее настороженно. Они опасаются, что данный регламент будет бить по учителям. Некоторые пишут, что скорее всего данный документ будет иметь «всего две статьи. Первая. «Учитель должен…» Вторая. «Ученик и родители имеют право…». После чтения таких комментариев у меня сложилось впечатление, что учителям нужен подобный документ, который будет защищать исключительно их права, а обязанности должны быть только у учеников и их родителей. Да, все было бы так смешно, если бы не было так грустно… Права и обязанностиНе спорю, защищать права педагогов нужно! Но только в тех ситуациях, когда это необходимо и если претензии со стороны родителей на самом деле необоснованны! Очень бы не хотелось, чтобы данный документ стал юридической поддержкой  педагогического произвола, который, к большому сожалению, имеет место в нашей жизни и способствует снижению авторитета педагога в российском обществе. Не скрою, многие из российских педагогов мечтают о возврате догмы «учитель всегда прав!». Они заблуждаются.Надо понять главное – большие права влекут за собой еще большие  ответственность и обязанности. Думаю, что введением различных законов, стандартов и прочих регламентов ситуацию урегулировать не получится. Более того, основательно  повышается риск еще большего раскола между всеми участниками образовательного процесса. Для того чтобы этого не произошло,  чтобы учитель на самом деле стал непререкаемым авторитетом, необходимо каждому начать с себя! И не надо ждать, что кто-то с помощью приказа сверху может в одночасье изменить сознание людей!Необходимо найти общую точку соприкосновения, повернуться  друг к  другу лицом, уметь слушать и слышать друг друга, пытаться разрешить проблемы таким образом, чтобы ВСЕ участники образовательного процесса были не только удовлетворены итогом, но и остались доброжелательны и благодарны друг другу… Проблема отцов и детей, так же как и проблема семьи и школы, появились не сегодня. Они существовали и будут существовать всегда. Вопрос в том, каким образом они решаются. Люди в таких ситуациях делятся на две категории. Одна берет ответственность на себя и старается выйти из конфликта самым бескровным путем. Другая категория раздувает проблемную ситуацию до невероятных размеров, перекладывая ее разрешение на оппонента. Профессионализм, компетентность, любовь к своей профессии, интерес к тому предмету, который преподаешь, доверительные отношения с детьми и их родителями – залог успеха любого педагога. К тому педагогу, который прислушивается к проблемам детей, будут прислушиваться родители и внимать всем его замечаниям. Ибо для семьи большое счастье, если у детей грамотный и понимающий педагог. Ибо счастье – это когда тебя понимают.Возникают резонные вопросы: почему так получается, почему родители нападают на учителей, а те в свою очередь на родителей? Суть такого документа – помощь в урегулировании конфликтных ситуаций и сведение таковых к минимуму. Но что сами педагоги ждут от этого документа и какие у них имеются опасения? ​Дарья СМИРНОВА, студентка, Москва


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту