search
main
0

Война брала нас на излом…. Классный час, посвященный учителям, которые в годы Великой Отечественной войны были детьми

Цели: раскрыть понятие «дети войны», на примерах наших учителей показать, как жили дети в 1941-1945 годах; воспитывать гражданственность и патриотизм, расширять представление учащихся о трагедии советского народа в годы Великой Отечественной войны.

Задачи 1. Воспитывать уважительное отношение к военному поколению.2. Развивать чувство сострадания, сопереживания детям войны, уважительное отношение к исторической памяти своего народа.3. Воспитывать чувство гордости и любви к своей Родине, своему краю.4. Развивать интерес  к поэзии и поэтическому слову.  Подготовительная работа  1. Посещение школьного музея, знакомство с материалами, рассказывающими об учителях, работающих в нашей школе, детство которых пришлось на военные годы.2. Посещение на дому учителей – детей войны.3. Встречи с детьми войны.4. Поздравление со знаменательными датами учителей – детей войны.Место проведения классного часа: школьный музей.Одна из задач классного руководителя – патриотическое воспитание.Начиная со 2-го класса мы проводили встречи с ветеранами войны.За нашим классом закреплены братские захоронения, мы возлагаем цветы к мемориалу освобождения города от немецко-фашистских захватчиков, к памятнику командиру 5-й Калининской  партизанской бригады В.И.Марго.В 3-м классе мы встречались с хором ветеранов.В 4-м классе состоялись встречи с ветеранами Маргаритой Леонидовной Долихиной, Екатериной Никаноровной Семеновой.В 5-м классе состоялась встреча с ветераном Валентиной Захаровной Ивановой.Ежегодно мы участвуем в мероприятиях к Дню победы.В 6-м классе поставила перед собой задачу: составить целостное представление о детях военной поры, собрать воспоминания наших учителей, которые в 1941-45 годах были детьми.К сожалению, их становится все меньше, но они единственные, кто может нам рассказать о том страшном времени. Время стремительно идет вперед. Стала историей Великая Отечественная война. История – это судьба каждого, кто вынес на себе 4 года смертельных боев, кто проявил поразительное, беспримерное мужество. Но война не стерлась из людской памяти, и забыть те дни нельзя.Ход   мероприятияУчитель:Кто хоть раз побывал под Себежем,Кто понять его душу мог,      Сохранит в своем сердце бережноУдивительный уголок.                                 Иван ВиноградовСебеж – старинный русский город.Себежский край – западная окраина русского государства.Себежская земля – своеобразная страница в большой и богатой книге по истории нашей страны.Себежский район по праву называют голубым озерным краем России. Чаруют глаз природа, лебеди, которые здесь гнездятся и зимуют.Именно таким вошел Себеж в наши души, стал символом малой родины.На себежскую землю война ворвалась сразу. Уже 9 июля 1941 года Себеж был оккупирован гитлеровцами. Но народ боролся за свой край: создавались партизанские отряды. В годы войны люди не разделялись на женщин, детей, стариков. Каждый вносил посильный вклад в освобождение своей Родины. В июле 1944 года развернулись тяжелые бои за освобождение района. 12 июля наши войска освободили Идрицу, а 17 июля – Себеж.Какая дорога на войне вела к Берлину? Уж, конечно, не эта топкая зыбь, думали солдаты 150-й дивизии, промеряя собственным ростом глубины псковских болот. После кровопролитных боев из оставшихся в живых солдат и офицеров, отдельных стрелковых батальонов и была сформирована 150-я стрелковая дивизия, ставшая в 1944 году Идрицкой, а в 1945 году и на века Берлинско-Идрицкой.Никто даже представить не мог, что из наших болот всего ближе до Рейхстага. Но именно солдаты этой дивизии водрузили  Знамя Победы над Рейхстагом в Берлине. Тема нашего классного часа – «Дети войны. Учителя-ветераны нашей школы». Наши ученики побывали в гостях у учителей-пенсионеров, которые относятся к категории «дети войны», взяли у них интервью. Дети: Учителя с радостью и болью поделились своими детскими воспоминаниями о том страшном времени. Мы обратились с просьбой написать о том времени, чтобы это осталось в нашей памяти и в памяти тех, кто будет учиться в нашей школе. Сегодня мы зачитаем эти письма-воспоминания и передадим их в наш школьный музей.Ученик 1 читает стихотворение Александра Петровича Машевского.Проклятие  войнеМы ждали этот светлый деньЧетыре долгих черных года,Как ждут весеннюю кипень, Как солнца ждут под небосводом.И он пришел, наш звездный час – В века вписалась эта дата,И слез счастливых не стыдясь,Как дети, плакали солдаты.Какой высокою ценойОплачен нами путь тернистый:У каждой тропки за собой Мы оставляли обелиски!А чем измерить боль сердец,Кто костылей качает бремя?В чьем теле до сих пор свинец?  Такое не врачует время!Война брала нас на излом,Беднее были самых нищих:Враг сеял смерть со всех сторонИ оставлял нам пепелища.Всё одолели, всё смогли:Страну из пепла возродили, Мы от фашизма мир спасли,И нет предела нашей силе.Пройдут года, века-столетья,Исчезнут раны на земле.Но будет это лихолетьеПроклятьем смерти и войне.Ученик 2: Александр Петрович Машевский родился в крестьянской семье 27 января 1929 года в деревне Ореховно. Когда началась война, он окончил 4 класса. С войны не вернулся отец, и Александр рано познал труд и проникся чувством личной ответственности за все происходящее. Когда стал  взрослым, инициировал создание обелиска на месте сожженной фашистами 22 декабря 1943 года его родной, не покорившейся  захватчикам деревни Ореховно.Много сил и всю свою жизнь Александр Петрович отдал своей любимой школе, Себежской восьмилетке, где проработал с 1957 года директором почти 40 лет. У него было много наград и почетных званий: «Заслуженный учитель школы РСФСР», «Отличник народного образования», почетные грамоты, но более всего он дорожил званием УЧИТЕЛЬ. В августе 1998 года его не стало. Его воспоминания о войне остались с нами в его стихах.Учитель: Галина Петровна Иванова работала учителем математики, а затем была завучем школы. В годы войны ей было 2,5 года. С ней встретилась Алла Ишутинова и взяла у нее интервью.Алла зачитывает письмо-воспоминание:«Я родилась в поселке Идрица Себежского района. Мой отец, Тарасов Петр Алексеевич, с 1935 года работал директором Кицковской семилетней школы, а мать, Галина Александровна, была учителем русского и литературы.Когда началась война, отец сразу же 22 июня ушел на фронт, и мы его не видели до окончания войны. Он вернулся в июне 1945 года.У нас в Кицково был свой дом, продукты, все для проживания, и мама не хотела уезжать, думая, что немцы и полицаи ничего плохого не сделают. Но когда стали доходить слухи о зверствах немцев на оккупированных территориях, то есть что сжигают дома, убивают активистов, а их детей бросают в костер или просто за ноги разбивают головы об углы дома, то мама быстро наняла подводу, они с бабушкой покидали всякие вещи, посадили нас с братом (брату было 4 года), и мы скорее покинули Кицково. По дороге были и бомбежки, и приходилось пережидать в лесу опасности, но мы наконец  добрались до города Бежецка Калининской области, где жил наш дедушка. Хорошо, что уехали, так как немецкие войска уже через неделю были в Себеже, а полицаи по всем деревням расправлялись с коммунистами и их семьями, кто не успел уехать. Как нам потом передали, дом наш сразу сожгли, вещи все разграбили. Мама и бабушка, обе учительницы, сразу устроились на работу в деревенскую школу. Но не было ни запасов продуктов, ни одежды. Часто дети, чьи родители жили в деревнях, приносили учителям кто картошку, кто лук, кто растительное масло, кто что мог, таким образом хоть чуть-чуть мы переживали голод. Я была маленькая,  но от того времени осталось вечное чувство голода. Я всегда хотела есть. В магазине в очереди за хлебом меня просили петь песни, и продавщица клала на весы немного больше хлеба. Я мечтала хоть когда-нибудь вволю поесть молока с хлебом. А где-то в конце зимы мы с подружками ходили в парк. Там росли высокие липы, а они в это время сбрасывали семена, такие мелкие шарики. Вот мы и собирали их по снегу. Наберем горсточку и съедим, наберем и съедим.В Бежецке немцев не было, в нашей деревне тоже, но бомбежки и этот ужасающий страх помню до сих пор. С горем пережили войну, вернулся отец. Он стал работать директором детского дома. Вот где насмотрелись мы на судьбы сирот. Каких только бед не пришлось перенести этим детям за годы войны! И дай бог, чтобы такого горя, такой войны не было больше в нашей стране, да и нигде в мире».Учитель: Валентина Захаровна Иванова работала в нашей школе учителем математики. Она частый гость в нашей школе. С ней встретилась Анастасия Ефимова и попросила написать воспоминания о войне.Анастасия зачитывает письмо:«Я Иванова Валентина Захаровна, мне 80 лет, я отношусь к тому поколению, которое называют детьми войны. Когда началась Великая Отечественная война, мне было 10 лет. Моя память сохранила очень многое из тех страшных лет.Первый день войны: сообщение по радио о начале войны, женщины плачут, мужчинам и 18-летним мальчикам вручают повестки о необходимости явиться на призывные пункты. Женщины, прощаясь с мужьями, теряют сознание. Все плачут. Уходят и два моих старших брата.Через 5 дней немецкие самолеты начали бомбить станцию Идрица. В то время это был крупный железнодорожный узел. Из Идрицы уходили поезда в Москву,  Ригу,  Ленинград, в Белоруссию. Дорога, по которой шли поезда из Идрицы в Полоцк, проходила в 3 км от деревни Князёво, в которой я росла. Немцы бомбили эту дорогу. Снаряды, отклоняясь от цели, падали возле нашей деревни. Я и сейчас, закрыв глаза, могу представить, как из-под крыла самолета выползает маленькое чудовище, быстро приближается к земле – взрыв, столб дыма, свист осколков.Фронт очень быстро приближался. Красная армия отступала. Наша деревня Князёво находилась на дороге Рига – Москва, нас предупредили солдаты, чтобы из деревни уходили в лес. Что мы и сделали.Первая трагедия нашей семьи. Сидим в лесу в трех километрах от деревни. Стрельба. Мы видим большой пожар, горят дома, расположенные вдоль дороги. Горит и наш дом. Наши дома зажгли специально красноармейцы, они выполняли приказ: сжигать все на своем пути, ничего не оставляя врагу. Деревня была чуть в стороне от дороги, и другие дома остались целы.Мы поселились в правлении колхоза. Дом не был приспособлен для жилья. В деревне начали хозяйничать немцы. Заходили в дома, брали все, что им понравится.  Забирали сало, яйца, молоко и т. д., ловили кур, гусей. Забрали весь скот. Началась полуголодная жизнь. Особенно было тяжело нашей семье, так как сгорело все имущество. Соседи несли все что могли.1942 год. Немцы устанавливают «новый порядок», разбрасывают листовки, в которых говорится о необходимости помогать немецкой армии устанавливать этот «порядок». Некоторые 16- и 17-летние мальчики становятся полицаями. Наш парнишка Петя Ходюк подрался с пацаном из соседней деревни, который был полицаем. Петя решил, что убил полицая, но тот пришел в себя, добрался до дома, а потом и до немецкой комендатуры. Петя ушел в лес искать партизан. Немец вместе с полицаями приехал в деревню и предупредил отца Пети, чтобы в течение трех дней привел сына в комендатуру, иначе расстреляют всю семью, дом сожгут. Отец ходил, искал сына, но не нашел, партизанское движение только зарождалось, и в наших лесах партизан еще не было.Немцы выполнили свое обещание. Приехали в деревню, собрали всех жителей и учинили зверскую расправу. Всю семью вывели на огород. Отца поставили спиной, а мать с тремя девочками поставили рядом. Младшую, Зою, мать держала на руках, она была еще грудным ребенком. (Зоя и сейчас живет в деревне.) Начали стрелять, но убили только отца. Дом подожгли. 1943 год. Усиливается партизанское движение. Немцы звереют. Днем приходят в дом немцы, ночью партизаны, и никогда не знаешь, кто пришел.  Полицейские часто говорили, что они партизаны, и если видели сочувствие, то расстреливали.Особенно было тяжело моей семье.  Старший брат Александр до войны бал директором школы в деревне на границе с Белоруссией. Полицаи решили, что он возглавляет в белорусских лесах партизанское движение. Нашу семью стали преследовать. Немцы молодых девочек забирали в Германию, в списки попала моя старшая сестра Елена, ей пошел 17-й год. Ночью, сложив в рюкзачки самое необходимое, наша семья ушла в партизанский край. За ночь мы дошли до белорусской деревни Полейковичи. Там нас приютила женщина. Муж ее был на фронте, она жила с трехлетним мальчиком. Жили вместе, убирали зерновые, копали картошку, все собранное делили пополам.Партизанское движение в наших краях набирало силу. Немцы не могли проехать по дороге, партизанские засады поджидали их под каждым кустом, были заминированы мосты, летели под откос немецкие эшелоны, проходящие через Идрицу.Немцы решили уничтожить партизанский край. Начали бомбить деревни, расстреливать из пулеметов людей, оказавшихся на открытом месте. Всей деревней ушли в белорусские леса. Женщины и пожилые мужчины построили землянки. Наша землянка приютила 4 семьи. Она была вырыта глубоко в земле, потолком был настил из бревен. В середине была большая круглая печка, а вокруг нары, на которых спали. Помню, что в землянке было тепло. Мыться было негде, поэтому заедали вши. Печку топили чаще ночью, чтобы не было видно дыма. Была запасена картошка, немного муки, но не было совсем соли. Есть без соли очень трудно.Помню, партизаны дали моей матери спичечный коробочек соли. Мама давала мне и сестре по одной крупинке соли, мы сосали ее, и казалось, что нет ничего вкуснее. Было много мяса от убитых лошадей, оно очень твердое, и не все могли его есть.Зиму 1943-1944 годов мы провели в землянках. Немцы стали днем приходить в наши землянки, партизанские бригады были дальше в лесу. Оставаться днем в землянках стало опасно. Днем уходили в глухой ельник и там были до темноты. Я простудилась и сильно заболела. Меня все равно уводили в лес, мать укладывала на еловые лапы под густой елью, укрывала одеялом и сверху еловыми лапами. Я лежала с высокой температурой и только мечтала поболеть в теплой хате, лежа на кровати. Выздоровела, но сильно отставала в физическом развитии. Весна 1944 года. Немцы решили уничтожить партизан. Готовится «пасхальная экспедиция» по уничтожению партизан и неподчинившегося мирного населения. Немцы шли цепью, на расстоянии 1-2 метра друг от друга. Некоторых людей расстреливали, других отправляли в Германию. Мы укрылись на небольшом островке, окруженном со всех сторон топким болотом, в вырытых и замаскированных норах. Немцы шли в 300 метрах, прекрасно был слышен их разговор, они ругались, распиливали завалы деревьев. Потом послышались стрельба, стоны людей. Утром узнали, что были расстреляны жители соседней деревни. Под трупами уцелела одна 10-летняя девочка. Утром она вылезла из-под трупов и нашла уцелевших людей. Эта девочка была из деревни Мостище.В июле 1944 года война ушла на запад. Мы знали о наших победах от партизан. В лес пришли советские солдаты, чтобы вывести полуживых людей в уцелевшие от войны дома. Через несколько дней мы своей семьей вернулись в свою деревню Князёво.Наш последний дом, из которого мы уходили в лес, тоже сгорел. Соседи и органы советской власти помогли нам выжить. Мои братья всю войну были на фронте, остались живы. Нам дали корову, муку, хлебные карточки. Это считалось в те голодные годы большим богатством.Когда мне было 13 лет, я пошла в школу, которую открыли в соседней деревне, в 4-й класс. Ни одной книги у меня не было. Тетради мать сшила из желтых бумажных мешков, которыми были утеплены стены немецких бункеров. Чернила сделаны из черных ягод крушины. Ручку с пером подарила одноклассница. Нас 5 учениц. У меня ничего нет, у трех есть несколько книг, настоящие тетради, у некоторых книги, на страницах которых писали. Чернила из крушины  разъедали бумагу. Училась я хорошо, была отличная память. Но меня поджидали большие неприятности. Учительница выпустила стенгазету. В ней под рисунком чумазой девочки были помещены такие стихи:Руки не мыты,Тетради залиты,Волосы растрепаны,Чулки не заштопаны.И под рисунком подпись: «Это наша Валя» (то есть я). Мне было так обидно! О тетрадях я уже писала, руки у меня тоже были все в ссадинах. Мыла не было, умывались щелоком (зола, настоянная на воде). Голову мне мыли тоже этим щелоком. Одежда была, которую дают погорельцам. Я очень плакала, матери ничего не сказала, плакать уходила на улицу. О моем горе мать узнала от соседей, успокоила, убедила меня, что моей вины нет, что у меня все наладится, потому что я хорошо учусь. В четвертом классе мы сдавали экзамены в другой школе другим учителям. Я сдала лучше всех ребят, все на «отлично».С этих пор школьные годы мои были счастливыми. Я училась очень хорошо в Идрицкой средней школе, меня любили учителя и ребята. Окончила школу, затем Калининский педагогический университет с красным дипломом. 39 лет учила детей физике и математике. Последние 30 лет перед уходом на пенсию  учила ребят математике в Себежской восьмилетней школе. Люблю детей и математику. До сих пор занимаюсь с детьми математикой, если ко мне обращаются за помощью. Бесплатно готовлю учеников 9-го класса к итоговому экзамену. Много читаю, веду активный образ жизни, стараюсь не вспоминать о страшных годах войны, которые выпали мне и моим сверстникам».Учитель: Маргарита Леонидовна Долихина вела в нашей школе домоводство, рисование в начальных классах. У нее в гостях была Дарья Садардинова.Ученица: Я зачитаю вам воспоминания о годах войны, которые остались в памяти этой учительницы нашей школы. В январе этого года ей исполнилось 80 лет.«Я, Долихина Маргарита Леонидовна, родилась в семье учителей 11 января 1932 года. Первый класс я окончила в 1941 году. Это были самые счастливые дни моего детства, а затем началась война. Папа ушел на фронт, как и все мужчины. Родина моя – Псковский район. В июле 1941 года фашисты уже захватили нас и перегоняли в другие деревни. Местность у нас холмистая, и немцы облюбовали ее для строительства оборонительной линии «Пантера». Я видела, как фашисты строят противотанковые рвы, блиндажи, проволочные заграждения. В один из декабрьских дней, где-то ближе к Новому году, нас всех выгнали из домов, тут же их подожгли, а нас погнали куда-то. По дороге прибавлялись люди из других поселков.Гнали нас четверо суток, спали прямо в поле, на снегу. На четвертые сутки нас загнали в какие-то сараи. Думали, что будут жечь, но нет. Здесь отобрали молодых женщин в один обоз, а нас, детей и стариков, в другой и погнали в разные стороны.В деревне Кохново нас посадили в повозки и везли очень долго. Было холодно и хотелось есть. Привезли на какую-то площадь и стали нас раздавать незнакомым людям, говорящим на непонятном языке. Это оказалась Латвия. Нас взял большой пожилой человек в огромном кафтане. Он посадил нас в дровни с соломой и увез к себе на хутор. Со мной были дедушка, бабушка и сестричка Лидия (ей 6 лет), мне было 9 лет. Жили в бане, кормили тем, чем кормили животных. Иногда хозяйка давала кусочек хлеба и литровую кружку обрата из-под масла. У хозяина была большая ферма. Много коров, телят, свиней, лошадей. За лошадьми ухаживал дедушка, за коровами – бабушка. Мы с сестричкой – за телятами и поросятами. Хозяин каждую неделю увозил на продажу мясо и молоко. Наступила весна. Мы пасли скот, а вечером пололи в огороде. Так жили 8 месяцев. В августе дедушка ночью вывел нас в лес, и мы сбежали. Ноги нам бабушка обмотала тряпками, которыми укрывались в бане, и мы очень долго шли. Были где-то между Ригой и Сигулдой, а вышли в Палкинский район в деревню Кукряшихино. У самого леса жила бабушка Феня, она нас и приютила, собирали милостыню на пропитание. Домой идти было некуда: все разбито, сожжено, заминировано. Наконец нас нашла мама, ей удалось спрятаться в печи сожженной избы за заслонкой. От нее мы узнали, что наш край освобожден.Мама пошла в Псков в облоно, ей выдали дубликат об образовании; дали место в школе и жилье там же, в маленькой каморке. Это был наш дом. Вскоре получили похоронку на отца.Война для нас долго не кончалась, так как у нас ничего не было, только то, что дадут добрые люди. После войны я сразу пошла в 3-й класс, а когда окончила четвертый, меня взял к себе брат мамы, он работал в Карсавском районе директором школы, там я окончила 7 классов. В 8-й класс ходила в Палкино за 25 км. Затем уехала в Ленинград, работала на фабрике, но заболела и уехала к матери. Поступила в Риге в училище, где готовили клубных работников. Нам преподавали хореографию, пение и постановку пьес. По окончании работала в Алсвинкском детском доме.В 1956 году вышла замуж и оказалась в Себеже. Более 20 лет работала в Доме пионеров, а затем 6 лет в Себежской восьмилетней школе. Вела домоводство, рисование в начальных классах, танцевальный кружок и прикладное искусство. Сейчас я на пенсии. Мне 80 лет. У меня два сына-офицера, оба они были в горячих точках. Я ветеран педагогического труда».Звучит песня «Дети войны» (музыка О.Юдахиной, слова И.Резника) в исполнении Тамары Гвердцители.Учитель: В благодарность нашим учителям-ветеранам я предлагаю написать ответные письма.Текст письма                Дорогие наши ветераны! Мы всегда ждем вас в гости в родную школу, всегда рады встречам с вами.Мы гордимся вами и признательны, что вы у нас есть, что от вас мы можем узнать, как жили дети нашего края во время Великой Отечественной войны.Мы всегда будем гордиться тем, что у нас работали прекрасные люди, бывшие дети войны. Вы выжили и многому научили сотни детей. Желаем вам крепкого здоровья, радости, бодрости духа, его вам не занимать. Дух оптимизма и любовь к Родине вы пронесли через страшные годы и будете всегда для нас примером во всем.                         Ученики 6-го «Б» класса​Наталья СЕМЕНОВА, учитель основ православной культуры Себежской основной школы Псковской области

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте