search
main
Топ 10
Частичная мобилизация студентов: кому положена отсрочка, кого могут призвать Каким должен быть педагог XXI века: профессии учителя посвятят следующее занятие «Разговоры о важном» Студентов частных вузов с госаккредитацией освободят от частичной мобилизации Ограниченно годный к военной службе учитель из Петербурга получил повестку о мобилизации Мобилизованный учитель из челябинского Снежинска возвращается домой 2 октября в России отмечается День среднего профессионального образования В Башкирии мобилизовали лауреата конкурса «Лучший учитель родного языка и родной литературы - 2022» На конкурсе «Учитель года России – 2022» названы победители в специальных номинациях У московского учителя отозвали повестку до его явки в военкомат В Тюмени объявили имена пяти призеров конкурса «Учитель года России» - 2022 Учителям и воспитателям детских садов увеличивают зарплату «Учитель года России – 2022»: 1 октября станут известны имена пяти призеров конкурса На конкурсе «Учитель года России – 2022» вручили специальный приз «Учительской газеты» Пятого октября в Кремлевском дворце состоится концерт ко Дню учителя Акцией «Скажи педагогу спасибо!» в России начинается Большая учительская неделя Погибшую в ижевской школе учительницу наградили знаком «Отличник просвещения» России Ко Дню учителя более 45 тысяч педагогов Самарской области получат выплаты В Новосибирских школах больше не будут работать охранники без специальной подготовки Пятеро студентов-очников из Тульской области, которых мобилизовали до указа, вернулись домой Как выбрать ручку и прописи для первоклассника
0

Военный клуб воспитывает настоящих патриотов

Игорь ЛУКАШ, директор Центра внешкольной работы «Патриот»:

– Занятия детей в военно-патриотических клубах могут стать действенным инструментом обеспечения защиты их прав. Наш Центр – Центр внешкольной работы «Патриот» – и работающий в нем клуб «Юнкера России» изначально создавались для предоставления подросткам из трудных и социально незащищенных семей равных возможностей для получения дополнительного образования.

Мы собирали и до сих пор собираем с улиц тех ребят, которые по тем или иным причинам лишены возможности получить полноценное образование. Здесь и москвичи, и дети мигрантов, зачастую не посещающие даже общеобразовательную школу. Отсюда, кстати, и название – «юнкерская подготовка». Ведь юнкерские училища в России изначально создавались для предоставления возможности детям недворянского происхождения получить офицерское образование. Мы же ставим себе задачу пробудить у них интерес к обучению – через спорт, военную подготовку, решить по мере возможности их проблемы, а главное, научить самостоятельно мыслить и принимать решения.

Первым шагом на этом пути стало введение 5-летнего курса «Основы права» для юнкеров. Еженедельные занятия по различным отраслям права, проводимые высокопрофессиональным педагогом – практикующим юристом, правовые игры, разбор конкретных уголовных дел, учебные судебные заседания с привлечением родителей и педагогов – все это позволило значительно повысить правовую культуру подростков, сформировать у них твердые знания о своих правах и обязанностях, умение оценивать обстановку и принимать в трудных ситуациях правильные решения.

Следующим шагом к повышению правовой защищенности обучающихся было введение самоуправления – создание Совета командиров и передача ему полномочий по принятию важнейших решений, касающихся жизни юнкеров, в том числе по отчислению из юнкерских групп за нарушение правил поведения юнкеров. Ничего нового мы здесь не открыли – просто постарались применить в современных условиях систему работы Антона Макаренко. Совет командиров стал мощным подспорьем педагогов-организаторов в воспитательной работе, в деле становления личности подростков.

Все это в свою очередь послужило толчком к следующему шагу – созданию на базе учебных групп детско-молодежной общественной организации «Юнкера России», в которую наряду с обучающимися входят и выпускники Центра. Лидером организации стал также выпускник группы юнкерской подготовки Павел Зудов. Выпускники групп юнкерской подготовки принимают участие во всех мероприятиях Центра, присутствуют на всех наших праздниках, и таким образом поддерживается преемственность традиций.

Немаловажное значение в деле защиты прав детей играет, конечно, и тесное сотрудничество Центра с окружной и районными инспекциями по делам несовершеннолетних, органами, занимающимися опекой и попечительством. Именно эта работа позволила нам своевременно «изъять с улицы» нескольких подростков и приобщить их к занятиям. (Как пример взаимодействия можно назвать случай, когда к нам на протяжении двух лет специалист привозил на занятия очень сложного ребенка, находящегося в приюте, результат – сегодня он курсант 2-го курса пожарно-технического колледжа с твердой установкой на дальнейшую службу.) Сюда же я бы отнес и тесное взаимодействие с родителями или законными представителями детей, вовлечение их в нашу работу через совместное участие в различных мероприятиях, спортивных соревнованиях, а зачастую и обучение элементарным вопросам педагогики, разъяснение правовых аспектов жизни ребенка, а иногда и прямое вмешательство во внутрисемейную среду с целью защиты прав детей.

Немаловажную роль в решении этих проблем играет и тот комплекс ритуалов, которые созданы в Центре, – начиная с формы, принятия юнкерами после прохождения кандидатского стажа торжественного обязательства юнкера, поездок в полевые лагеря и экспедиции, поездок памяти и заканчивая церемониями выпуска, прощания со знаменем и регулярными встречами с выпускниками. Вносят свою лепту в формирование правовой культуры обучающихся и регулярные встречи с ветеранами и действующими сотрудниками спецподразделений Вооруженных сил, органов госбезопасности и органов внутренних дел.

И, конечно, очень важную роль здесь играет и создание благоприятной, комфортной, отвечающей современным требованиям по материальному и техническому оснащению среды обучения, в чем нам очень помогают как Юго-Западное окружное управление образования, так и различные ветеранские организации. Значительную работу по поддержанию в надлежащем состоянии материальной базы Центра проделывают и юнкера, которым с первого дня пребывания внушается, что «Патриот» – наш общий дом и состояние этого дома зависит только от нас всех.

За 8 лет, которые существует наш Центр, через обучение по программе юнкерской подготовки прошли около 200 подростков. 85% из них – это те, кого принято называть трудными. По разным причинам не все из них прошли полный, 6-летний, курс обучения. Но даже из тех, кто занимался хотя бы год, ни один не пропал, не оказался в тюрьме. Несколько человек уже достойно отслужили в Вооруженных силах. Среди юнкеров 6 победителей и 9 призеров первенств мира по различным видам спорта. А что касается выпускников, то на сегодняшний день все они учатся в различных вузах: трое избрали себе карьеру военного, еще 6 человек обучаются в вузах других силовых структур, и, что особенно приятно, 4 человека учатся в педагогических вузах и уже работают в нашем же Центре преподавателями.

Таким образом, военно-патриотические клубы и организации могут и должны стать действенным инструментом обеспечения гарантий прав ребенка, вовлечения трудных подростков в социально значимую и перспективную деятельность, а в целом – формирования достойного гражданина нашей страны.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте